«Джаз-фанк (jazz-funk) — один из самых молодых и коммерчески успешных студийных танцевальных стилей на планете».Тем не менее, не каждый знаком с подобным танцевальным направлением. Мы встретились с Дианой Гасановой — хореографом-постановщиком студии современного танца «Leggo». Девушка рассказала, как пройти путь от ученика до преподавателя, совмещать учебу с работой и побеждать на крупнейших танцевальных соревнованиях. И про Меладзе (куда же без него?).
«Танцую почти всю сознательную жизнь»
Мама всегда замечала, что мне нравится двигаться под любую музыку: я танцевала под телевизор, радио. Судя по рассказам, музыкальным фаворитом были турецкие композиции. Тогда и было принято решение отправить меня заниматься танцами на профессиональном уровне. Мне было 4 года — отличный возраст, чтобы начать. На мой взгляд, чем раньше ребенок начнет чем-то серьезно заниматься, тем лучше.
Сначала были спортивные танцы в «Черном лотосе». Спортивные потому, что там присутствовали еще и элементы акробатики. Дисциплина царила жесткая: очень твердый преподаватель, не щадила нас, были и слезы. Жестко все было с растяжками. Вспомнить, как нас учили садиться на шпагат,— не по себе становится.
Или есть, например, такой элемент — «бабочка»: садишься на пол, сгибаешь ноги в коленях, грубо говоря, в разные стороны. Тренер просто становилась ногами на тебя. Ты можешь сколько угодно кричать, плакать, но с тобой ничего не будет. В юном возрасте мышцы очень эластичные. Но я благодарна той женщине, которая нас тренировала. До сих пор могу все элементы выполнить. Там я занималась 6 лет.
Дальше — 2 года бальных танцев в ЦМТ. Это и осанка, и красивый шаг. Но для меня это не самый интересный вариант танцев. «Раз, раз, раз» — и так минут 10 одно и то же движение. Пока все не сделают правильно — не перейдут к следующему.
«Пришла заниматься хип-хопом, а в итоге был какой-то разврат»
Были еще «темные времена» в моей танцевальной жизни, связанные с одной студией. Двенадцатилетки танцуют что-то наподобие стрип-пластики с парнями — такой себе опыт. В итоге только к 14 годам нашла «свою» студию.
«За неделю продумывала, что я надену на занятие. Дома возле зеркала по 50 раз отрабатывала связку»
Я пришла в «Leggo» и очень старалась. Каждое движение стремилась довести до автоматизма: сначала медленный темп, далее средний, быстрый. Меня сразу заметили — тренер обратил внимание, что у меня неплохо выходит. Через полгода была первая поездка на соревнования в Москву. Конечно, тогда мой уровень подготовки оставлял желать лучшего, ведь мы поехали выступать на огромную сцену, где соревновались лучшие команды. Помню тот момент, когда смотришь на сцену и в отчаянии думаешь: «Можно я уже домой поеду?». Но после этого появляется стимул. Сразу видишь: есть к чему стремиться.
Потом так сложилось, что одна из наших хореографов уехала практиковаться в Лос-Анджелес. Без «присмотра» остались 2 группы. И тут мне предлагают на несколько месяцев заменить преподавателя. Это были шок и ликование.
На свое первое занятие в роли хореографа я даже текст подготовила. Прошло все неплохо. Спустя 2 месяца та девочка вернулась, но из-за долгого отсутствия у нее были проблемы с учебой (нужно было закрывать долги). И вот в этот момент мне предложили оставить эти группы себе. Еще бы я не согласилась!
«После этого все и завертелось: преподавание, создание танцев, съемки видео на сайт и для себя»
Подход к созданию видео-контента серьезный. Самое важное — найти хорошего оператора. Сначала мне это обходилось примерно в 60 долларов, учитывая то, что камера была арендованной. Сейчас работаю с оператором из Минска. Это дороже: нужно оплатить дорогу, еду, ночлег.Выходит около 100 долларов. Плюс нужно придумать костюмы, образы, выбрать место съемки.
«Вообще, существует мнение, что джаз-фанк зародился в начале XXI века. Это не совсем верно. В американских клубах XX века в подобном стиле танцевали мужчины в гей-клубах, причем на каблуках»
Кабаре, перья — вот эта тема. Сейчас это как женский хип-хоп, но парни тоже танцуют. Джаз-фанк — манерный танец с сильной подачей и четкими движениями. У тебя должен быть агрессивно-игривый взгляд, неспокойный. Зритель должен видеть, что ты с ним играешь.
—Представь, что мне сейчас нужно хорошо станцевать на сцене. Как насчет напутственной речи?
— Ты должна чувствовать себя очень крутой. Очень. В жизни можешь вести себя по-другому, но на сцене ты королева. Королева этого танцпола.
«У каждого танцевального направления свой стиль, и в джаз-фанке лучше всего играет обтягивающая одежда.Ты должна чувствовать себя красивой»
Определенно неширокая, несвободная. Главное — чувствовать себя круто. Это могут быть обтягивающие легинсы, майки.Можно танцевать даже в платье, джинсах. По обуви ограничений почти нет — кроссовки, кеды, босоножки, каблуки — кому как удобно.
«Когда приходит ученик, сразу видно, может ли он танцевать»
Здесь основа — способность слышать ритм. Я раскладываю танец на счет и вижу, как человек «попадает» в музыку. Если вы слышите музыку — у вас огромный потенциал. Есть люди, которые и 5 лет ходят, но все равно видно, что это не совсем их занятие. Хотя тут еще и в гибкости дело. Понятно, что поперечных и продольных шпагатов, невероятных переворотов от вас не ждут, но минимальная пластичность сыграет на руку. Однако такие случаи бывают очень редко. В среднем за 3 месяца практически любого можно научить сносно двигаться.
Есть два отчетных концерта в год, на которых ученики показывают, чему они научились: зимой и летом. Если ты приходишь в сентябре и стараешься — все это будет видно. Если филонил — аналогично.
Группы разделены, начиная с 9-10 лет. Раньше занималась с четырехлетними, но это тяжело: им нужна двойная концентрация внимания. Ограничений по возрасту никаких — можно смело ставить метку «99+», насколько позволяют силы и желание. Ко мне приходили и взрослые женщины, мужчины. Если душа хочет танцевать, почему бы и нет?
— Всегда удается найти общий язык с учениками?
— Да, больше положительных моментов.Не могу сейчас конкретно какой-то негативный опыт вспомнить. Разве что как-то одной женщине не понравилось, что я якобы беру для танца элементы из йоги.
— Звучит потрясающе.
Не люблю конфликты, поэтому всегда спокойно реагирую.
«Я вообще думала, что буду работать в другой сфере»
Я учусь на преподавателя химии и биологии. Мое поступление — это вообще интересная история. Мне кажется, многие с таким сталкивались: не обошлось без влияния родителей. В школе меня особо не привлекал никакой предмет. Я хорошо училась, но особого пристрастия к чему-то не было. Неплохие отношения складывались с химией. Мама, бабушка говорили, что если пойду на преподавателя биологии, то всегда будет хлеб.
Так что два года кому-то придется помучиться в школе: я учитель веселый, но строгий. Скорее всего, отрабатывать я буду не в Бресте. Я не люблю строить планы на будущее. Все танцоры в глубине души думают, что откроют свою студию. Если меня отправят, скажем, в Ляховичи — не знаю, наберу себе детей и буду танцевать там.
Была практика в школе, но это не очень весело. Мне нравится преподавать, однако химия — это не танцы. Такие предметы нужно объяснять на бытовом языке. Это своего рода творчество.Я с учениками и в рулетку играла, яйца какие-то из дома приносила — делала все,чтобы как-то улучшить их жизнь.
Танцы с учебой совмещаю достаточно спокойно. Работаю только по выходным, в будни учусь. Так что с этим дела обстоят отлично. У меня всего 5 групп, с каждой я занимаюсь час. Получается, что у меня нет выходных. Но для любимого дела не жалко.
«Самый крупный приз, который удалось выиграть,— 700 долларов»
Масштабные беларускиетанцевальные конкурсы проходят в Минске: Bizon, Summer Cup. На них я выступала и как танцор в составе команды из 25 человек, и как хореограф вывозила свою команду. Занимали первые, вторые места. Все денежные призы идут на обустройство и развитие студии, потому что нет смысла отдавать каждому по 20 долларов. Пошив костюмов, специальные танцевальные полы, вентиляторы, кондиционеры — все, чтобы было комфортнее танцевать.
«Отношения в нашем коллективе родные»
«Leggo» — мой второй дом, как бы пафосно этони звучало. Коллеги для меня — близкие люди. Мы часто видимся, вместе переживаем. Особенно когда дело касается соревнований: вместе мы готовимся, орем, подбадривая ребят на сцене, плачем, когда занимаем первые места. Это очень сближает.
До сих пор волнительно выступать, каждый раз — как первый. Дико нервничаю перед каждым выходом, думаю: «Господи, как я не хочу выступать». Самый страшный промежуток — это когда ведущий тебя вызывает, ты идешь к точке, в центр, должна включиться музыка, стоишь, ждешь. Но чувство, когда ты уже выступил, — непередаваемо. Прямо на душе хорошо становится.
Когда танцуешь на сцене, лучше ни о чем не размышлять. Потому что если начинаешь внутренний диалог из серии «А какое движение дальше? А как мне лучше выставить ножку? На меня светят софиты, кошмар!», то можно сбиться или забыть что-то.
«Беларусь достаточно продвинутая в плане танцев, не стоит на месте — все постоянно ездят на мастер-классы, зарубежные соревнования»
Причем развивается даже слишком быстро. (разделяем) Это круто. Сильного хореографа сразу видно, даже банальнопо инстаграму: ездит ли он на мастер-классы, перенимает опыт у других. Но до Россиинам все равно далековато. Пока что.
— А если сравнить Россию и Америку? Сильный отрыв у последней?
— Не скажу, что Америка лидирует.
Существуют самые крупные и престижные соревнования — World ofDance. Практически в каждом городе проходят отборочные туры. И отбирают по одной команде от страны. И российские команды — одни из самых сильных из года в год.
«В Америке другой процесс обучения. Там больше внутренней свободы»
У нас пристальноевнимание уделяют технике, а там в центре всего стоит подача: как лучше вести себя на сцене, быть свободным в танце. У нас ты должен сам к этому прийти.
Из зарубежных хореографов мне нравится BrianFriedman— один из основоположниковджаз-фанка. Он молодец:под 2 метра ростом, на каблуках танцует, живой, пластичный. Есть еще JoJoGomez. Это уже люди-машины. Я не представляю, как так можно танцевать. У них это, наверное, в крови. А из русских: Александра Шерман — сильный хореограф-постановщик.Видела ее даже вживую.
«Танцы могут стать альтернативой спортзалу»
Первые 15 минут — разминка, с головы до пят. Дальше — силовые упражнения: прокачка рук, пресса, ног. Твои мышцыуже в шоке. А после всего этого ты еще танцуешь в полную ногу. В конце — растяжка. Это отличная тренировка: не все люди любят ходить в спортзал, а танцы — это что-то веселое, подвижное, быстрое. Главное — найти своего хореографа.
«Процесс создания танца — занятие не из легких»
Это тяжело, все под настроение. Интересный момент: не могу придумывать хореографию в наших залах, все делаю дома. Еще не смотрю на себя в зеркало, когда что-то сочиняю, так как сбиваюсь. Чаще всего мысли в голову приходят в автобусе.
Это не совсем обычная работа — хореограф. Здесь нет никаких четких планов: ты не можешь выдавать танец на раз-два, по расписанию. Тебенужно вдохновение. Еду в автобусе — оп, и пришло какое-то движение, какая-то связка. Все спонтанно, все движения раздельны. Важно продумать, как процессе танца было бы легче перейти от одного элемента к другому. Главное — удобство в движении.
Сначала ты придумываешь танец в голове, слушаешь музыку, которая должна тебе очень нравиться. Причем слушать определенную композицию слишком часто нельзя: она тебе может надоесть. Я выбираю музыку под настроение. Чаще всего это что-то ритмичное, современное. Но, положа руку на сердце, скажу: мой самый любимый певец — Валерий Меладзе. Крашусь, танцую дома под его песни. Ведь самое главное в танце что? Удовольствие от процесса. Так что нужно иногда расслабиться и двигаться так, как хочется. Под любую музыку.
Фото — Роман Чмель
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.