Покинуть Брест и прославиться. 6 брестчан, у которых получилось

Мы постоянно восхищаемся инициативными брестчанами, которые шевелят город здесь и сейчас. Завидуем/презираем/негодуем (правильное — подчеркнуть), и всё это по отношению к тем, кто оставляет малую родину в поисках лучшей жизни. В этом материале мы не станем выносить оценочные суждения, а лишь расскажем о шести брестчанах, которые пусть и не живут в городе, но город живет в них (как минимум в свидетельстве о рождении). 


Илья Аксенов, основатель бренда «LSTR»

Несмотря на жизнь в столице, Илья называет Брест самым лучшим городом на Земле. Минск — на втором месте. В далеком 2010 году молодой геолог побывал на фестивале-реконструкции Грюнвальдской битвы в Польше. Там он впервые увидел на молодежи майки со стильными историческими принтами. Их разнообразие и качество настолько поразили Илью, что уже в 2011 году он купил в Польше 30 шапок и там же заказал на них вышивку «Калюмны».

Дальше ассортимент начал расширяться. Появились поло, которые изготавливались у подрядчиков. От этого страдало качество и после стирки одежда усаживалась на два размера. Однако все прощалось благодаря яркому дизайну с крылатым гусаром ВКЛ.

С самого начала Илья поставил перед собой цель — вся одежда будет производиться на 100% в Беларуси. «LSTR Adzieńnie» никогда не печатали свои принты на китайских футболках. Изображения наносились всегда при помощи шелкографии и водных красок. Качественно и долговечно.

На запуск своего дела у предпринимателя ушло около 5 тысяч долларов. Многие пророчили неудачу: весь скептицизм сводился к узкому сегменту заинтересованной аудитории. Однако бренд выстрелил со старта. Первый свитшот тиражом около 40 штук был продан за час в одном из минских дворов.

В 2015 году у компании появилось собственное производство. На сегодняшний день в ней трудится восемь человек. Коллекция одежды постоянно растет и обновляется. Ребята активно сотрудничают с Аней Редько — брестским иллюстратором, создательницей бренда «Важный гусь». А последняя коллаборация с Лидской обувной фабрикой и вовсе превзошла все ожидания: первую партию кед разобрали меньше чем за сутки.

«LSTR» подняли streetwear с колен, сделав при этом упор на беларускую идентичность. Благодаря бренду появились свитшоты с изображением беларуских городов, которые потеснили мейнстримовые принты в духе «I ♥ NY». Именно «LSTR» напомнили нам о космическом герое детства — Пацэ-Вацэ. Упрекнуть бренд не в чем: это действительно показательный пример беларуского предприятия. Вдвойне приятно, что наш город имеет к нему непосредственное отношение.

Макс Щур, писатель

Наверняка большинству из вас это имя ни о чем не говорит, но именно брестчанин Макс Щур в 2016 году стал обладателем премии Гедройца за книгу «Завершить гештальт». В аннотации к ней написано, что это произведение — «дневник путешествия «человека с фотоаппаратом» в пространстве и времени, из Чехии в любимую страну его юности Голландию».

Чехия в ней упоминается неслучайно: писатель там живет с 1998 года. В Беларуси же он учился в Минском лингвистическом университете, учил испанский язык. В 20 лет написал пьесу «Смерть тирана», активно участвовал в движении за гражданские и национальные права.

Скорее всего, именно гражданская позиция и подтолкнула писателя попросить политическое убежище в Чехии. Там брестчанин продолжил писать на беларуском языке. В 1999 году у него вышел поэтический сборник «Амфитеатр». Его стихи печатались в чешских, шведских и польских переводах.

Сам писатель также занимался переводами на беларуский язык с чешского, испанского и английского языков. Наибольшую популярность приобрел перевод культовой «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла («Алесіны прыгоды ў Цудазем’і»). Произведения Макса Щура можно почитать в свободном доступе на сайте журнала «ЛітРАЖ» или приобрести за символическую цену на kniharnia.by. К слову, «Завершить гештальт» можно купить всего за 3,51 р.

Семен Мотолянец, художник

Семен Мотолянец — художник, который вызывает у обывателя восторг, граничащий с экстазом или же непонимание и даже ненависть. Равнодушие как чувство с его произведениями не работает. Родившись в Бресте, художник большую часть времени живет и творит в Санкт-Петербурге. В родной город наведывается дозированно, порционно снабжая любителей современного искусства своими работами.

Окончил Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию имени А.Л. Штиглица. В 2007 году вместе с Дмитрием Петуховым организовал арт-группу «Мыло». За перформанс «Фигурное катание» в 2010 году художники получили Национальную премию «Инновация». Он представлял собой каток из хозяйственного мыла, по которому каталось 4 человека. Некоторым даже удавалось проделать тройные тулупы.

Работы Мотолянца поражают не только масштабом, но и смысловой начинкой. Так, для перформанса «Рабочая неделя», который был продемонстрирован на Первой индустриальной в Екатеринбурге художникам понадобилось 10 тонн хозяйственного мыла. Оно символизировало рабочего человека и его печальную участь: 5 рабочих и 2 дня выходных. На протяжении семи дней художники работали с мылом, а в итоге оно превратилось в бесформенную массу, тем самым олицетворив уничтожение человека.

Семен Мотолянец — участник многочисленных выставок, среди площадок которых значатся Музей Анны Ахматовой (Санкт-Петербург), Молодежный образовательный центр Государственного Эрмитажа, Музей и галерея современного искусства Эрарта. Его работы находятся в Государственном Русском музее, Музее нонконформистского искусства и в частных коллекциях России и Германии.

Артем Ставенко и Кирилл Чикеюк, kino-mo

Об этих брестчанах не слышал, наверное, только самый заядлый отшельник и дауншифтер. Кирилл Чикеюк и Артем Ставенко перебрались в Великобританию в 2008 году, чтобы продолжить там учебу после окончания беларуских вузов. Изначально они занимались разработкой цифрового проектора, использующего в качестве прозрачного дисплея велосипедное колесо.

В 2012 году команда победила с этой идеей на престижном телешоу ВВС «Dragon’s Den», однако от инвестиций в размере 150 тысяч долларов отказалась, чтобы не передавать инвесторам 40% доли в проекте. В том же году технология вошла в топ-100 лучших инновационных проектов Великобритании.

В 2015 году проект «kino-mo» победил в конкурсе миллиардера Ричарда Брэнсона и получил 230 тысяч долларов. В 2017 году (после трех лет разработки) команда представила финальную версию технологии Hypervsn (парящие в воздухе объёмные голограммы, проецируемые устройствами plug-and-play) на выставке CES. По ее итогам она получила 7 тысяч предзаказов из 100 стран мира.

На сегодняшний день в компании работает более ста человек, а голограммы «kino-mo» начали появляться и в Беларуси. В интервью dev.by Артем Ставенко сказал: «Через несколько лет они будут как первые сотрудники Google или Facebook». И этому действительно веришь: всего за несколько лет ребята из обычного стартапа трансформировались в международную компанию, у которой (что немаловажно) брестские корни.

Игорь Корнелюк, певец

Нет, мы ничего не попутали и даже не шутим. Благодаря инсайдерской информации из первых уст, мы знаем, что Игорь Евгеньевич — хороший и компанейский человек. Педант музыки, который знаком большинству по песне «Город, которого нет» к сериалу «Бандитский Петербург», на самом деле является автором более 200 песен.

С 6 лет певец начал учиться в музыкальной школе, а уже с 12 играл в ансамбле на ионике в Брестском дворце культуры. После восьми классов поступил в Брестское музыкальное училище, а спустя год переехал в Ленинград к родственникам. Там он продолжил свой музыкальный путь, успешно окончив музыкальное училище и консерваторию.

На творчество Корнелюка как композитора повлияли Queen, джаз и «Могучая кучка». Помимо «Бандитского Петербурга», он написал музыку к таким фильмам, как «Мастер и Маргарита», «Идиот», «Тарас Бульба» и т.д. С 2002 года заслуженный деятель искусств России живет в частном доме в Сестрорецке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: