Вот уже совсем скоро Новый год, самое время начинать подводить итоги уходящего года и заглядывать вперёд, пытаясь угадать, что нам готовит грядущий 2017.
А готовит он нам, белорусам, ни много и ни мало, а “Кодекс о культуре”, который вступит в силу 2 января. Документ был подписан президентом 25 июля 2016 года, как подчёркивают государственные СМИ: “В год культуры в Беларуси появился Кодекс о культуре”. То есть то, о чём пойдёт дальше речь, по сути новостью не является, но я пишу и не о новости, а о том, как дальше жить самому простому музыканту в нашей стране (или любому другому человеку, кто занимается творчеством и хочет доносить людям своё творчество, не общаясь тесно с государственными структурами).
Извините за спойлер, но ответ — никак.
Разговор об этом документе очень хочется начать с плюсов. Для этого обратимся к официальным источникам, наиболее лояльно настроенным к различным законодательным нововведениям в нашей стране.
Вот что пишет Белта: “В Беларуси отношения в сфере культуры регулируются немалым количеством нормативных правовых актов различной юридической силы, что создает трудности их применения. При этом нормативные правовые акты действуют продолжительный период времени, носят устойчивый характер и апробированы на практике. Беларусь накопила достаточную нормативную правовую базу, сложилась возможность вычленения обобщающих норм, что создало условия для кодификации законодательства о культуре. Появление такого кодекса — своеобразный итог процесса формирования национального законодательства в сфере культуры”.
Согласитесь, звучит в целом довольно неплохо. До этого существовало много нормативных правовых актов, которые доказали свою состоятельность на практике, а теперь их все переработали, объединили и вот получите — простой и удобный способ разобраться в правовых отношениях в сфере культуры:
“Кодекс охватывает все направления культуры: народное творчество, ремесла, библиотечное дело, кинематографию, а также деятельность музеев, творческих союзов, охрану историко-культурного наследия страны» — пишет сайт БТ.
Кое-какие высказывания журналистов очень удивляют:
Белта: “Кроме того, документ продолжает традиции Статута Великого княжества Литовского (он написан на белорусском языке)”.
Следуя этой логике, документ также продолжает традиции песен Ляписа Трубецкого, но только тех, что написаны на белорусском.
Белта: “Беларусь является пионером в таком деле: Кодекс о культуре разработан впервые и не имеет аналогов на постсоветском пространстве”.
В некоторых других источниках говорится, что это, в принципе, уникальный документ. Вопрос в том, если этого больше нигде нет — то зачем оно нам? В Северной Корее, например, есть уникальная традиция единой мужской стрижки. Разве уникальность — это всегда плюс?
БТ: “Более 200 страниц вмещают в себя 250 законодательных актов”.
Во всех официальных источниках почему-то подчёркивается важность того, что объём Кодекса — более 200 страниц. Видимо, культура у нас как образование: чем больше бумаги исписано, тем больше работы проведено.
Но вернёмся к главной теме разговора, то есть к содержанию нового документа. Самое интересное в нём то, что запретить теперь могут практически всё что угодно, даже не придумывая на это особой причины и не изощряясь в формулировках. Не верите?
С одной стороны мы имеем (полный текст Кодекса можно прочитать здесь):
“Свабода творчай дзейнасці складаецца з права выбару напрамкаў (школ), форм, відаў і прыёмаў мастацкай творчасці, самастойнага вызначэння формы i зместу, жанру, рэпертуарнай палітыкі, манеры, мовы, стылю, вартасці i прызначэння твораў мастацкай літаратуры і мастацтва, якія ствараюцца, выконваюцца, распаўсюджваюцца і папулярызуюцца,” — Артыкул 80, пункт 3.
“Умяшанне дзяржаўных органаў, iх службовых асоб, іншых юрыдычных асоб, грамадзян, у тым ліку індывідуальных прадпрымальнікаў, у працэс стварэння i (або) выканання аўтарамі, калектывамі мастацкай творчасці і асобнымі выканаўцамі твораў мастацкай літаратуры і мастацтва з мэтай вызначыць змест творчай дзейнасцi i (або) уздзейнiчаць на яе вынiкi не дапускаецца, за выключэннем выпадкаў, прадугледжаных артыкулам 81 гэтага Кодэкса,” — Артыкул 80, пункт 4.
И даже:
“Умяшанне ў творчую дзейнасць можа быць абскарджана ў вышэйстаячы орган і (або) у суд,” — Артыкул 80, пункт 6.
А теперь к статье 81, которая, собственно, и определяет возможность вмешательства:
«1. Культурная дзейнасць можа быць забаронена, абмежавана або прыпынена, калi:
1.1. яна накiравана супраць суверэнiтэту Рэспублiкi Беларусь, заклiкае да гвалтоўнага захопу дзяржаўнай улады або змянення канстытуцыйнага ладу;
1.2. пры яе ажыццяўленні распаўсюджваюцца паведамленнi, што знеслаўляюць гонар i годнасць Прэзiдэнта Рэспублiкi Беларусь, кiраўнiкоў дзяржаўных органаў, статус якiх устаноўлены Канстытуцыяй Рэспублiкi Беларусь;
1.3. яна ўяўляе пагрозу нацыянальнай бяспецы, грамадскаму парадку;
1.4. яна прапагандуе вайну, экстрэмісцкую дзейнасць, насілле i жорсткасць, сацыяльную, нацыянальную, рэлiгiйную, расавую выключнасць, нецярпiмасць або варожасць, парнаграфiю, падбухторвае да ўчынення злачынстваў;
1.5. яна можа прычынiць шкоду здароўю i маральнасцi чалавека, пагражаць правам і свабодам грамадзян.»
Давайте разбираться.
Что такое пропаганда войны и что под это можно записать? Например, как-то мы носили тексты на утверждение, чтобы играть на концерте (цензура? нет-нет, что вы) и убирали песню в которой есть слово “война”, потому что оно только привлечёт к нам лишнее внимание (к слову, песня была наоборот очень пацифистской). С другой стороны, кто не знает бандитских сериалов по НТВ или довольно аморального Дома-2 на ТНТ. Как думаете, их запретят транслировать в Беларуси? И да, вопрос моральности — это вообще нечто особенное.
В сети были высказаны идеи и насчёт формулировки, связанной с деятельностью, что направлена против суверенитета нашей страны. Если воспринимать эту формулировку буквально, то теперь нельзя мечтать о восстановлении Великого Княжества Литовского или СССР, ибо в этих странах Беларусь не была суверенной. А ещё теперь нельзя критиковать власть даже в шутку, даже в КВН, даже в иносказательной форме в литературном произведении: смотрите пункт 1.2 статьи 81.
С содержанием творчества с большего мы разобрались (будем творить единорогов на цветочных полянках). А теперь о том, как и где донести наши шедевры до зрителей.
Статья 214 говорит нам о том, что организатор мероприятия должен получить необходимое разрешение на его проведение. В принципе ничего нового, но!
“7. У мэтах ацэнкі мастацкага ўзроўню выкананняў, прадугледжаных праграмай культурна-відовішчнага мерапрыемства,[…], могуць стварацца мастацкія саветы па культурна-відовішчных мерапрыемствах.
У склад мастацкага савета па культурна-відовішчных мерапрыемствах могуць уваходзіць творчыя работнікі, прадстаўнікі органаў дзяржаўнага кіравання, іншых юрыдычных асоб.
8. Крытэрыямі ацэнкі мастацкага ўзроўню выкананняў, прадугледжаных праграмай культурна-відовішчнага мерапрыемства, з’яўляюцца:
8.1. эстэтычная вартасць выконваемых твораў мастацкай літаратуры і мастацтва;
8.2. мастацкая цэласнасць і кампазіцыйная завершанасць выкананняў;
8.3. афармленне і харэаграфічнае рашэнне выкананняў;
8.4. уменне выканаўцаў перадаць стылістычныя асаблівасці і драматургію выконваемых твораў мастацкай літаратуры і мастацтва;
8.5. узровень выканальніцкага майстэрства;
8.6. артыстычнасць і тэхніка выканання”.
В голове встаёт извечный вопрос “А судьи кто?” Кто будет оценивать игру на музыкальном инструменте, спектакль независимого театра или стихи начинающего поэта с социально-политической лирикой? Ведь на основании этой оценки специально созданная комиссия (нужно больше, больше бюджетников) решит, будете ли Вы выступать или нет. По сути, эта комиссия определит Вашу творческую судьбу и судьбу Вашего мероприятия.
Только представьте прелестную картину: актовый зал, на сцене выступает панк-рок группа, а в зале сидят чиновники и оценивают “хореографическое решение исполнения”. Впрочем, какой панк, мы же теперь поём о единорогах, а не о проблемах в обществе.
Похожая история и с вопросом о том, как официально стать творческим работником: Вас будут оценивать, и если по какой-то причине кому-то не понравитесь, Вам ни за что не получить статус творца.
С одной стороны, хорошо, если низкокачественного продукта станет меньше, а другой — кому это мешает? Не хочешь — не слушай и не смотри. Ведь современное искусство порой не несёт в себе высокодуховного начала, зато дорого продаётся, в результате чего мы имеет работающего и платящего налоги человека.
А с другой стороны, какова художественная ценность Солодухи и каких-нибудь Букиных?
Вернёмся к единорогам: 216 статья Кодекса запрещает использование на культурно-массовых мероприятиях любой незарегистрированной символики, содержание которой направлено на причинение вреда общественному порядку, правам и законным интересам граждан. Из-за расплывчатости формулировки снова возникает ряд вопросов. Можно ли на концерте размахивать флагом с единорогом? Это ведь незарегистрированная символика и кто знает, может, от вида такого флага начнётся битва между теми, кто в них верит и кто нет.
Конечно, я дохожу до абсурда в своих размышлениях и примерах. На самом деле, в этом документе есть и полезные, и правильные решения, просто сейчас я хочу рассказать о том, что меня волнует. Возникает много неясностей и неточностей, формулировки можно трактовать по-разному. После знакомства с текстом документа остался неприятный осадок: такое впечатление, что творить теперь можно только с разрешения государственных структур и под их строжайшим надзором. Но ведь разве творчество — это не свобода?
Впрочем, кодекс не только о музыкантах да независимых поэтах. В нём есть и другие интересные моменты.Например, Кодекс запрещает приходить на культурно-массовое мероприятие (даже на дискотеку) в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Но на самой дискотеке в специально отведённых для этого местах пить можно (учтите наценку на алкоголь в барах).
Кодекс запрещает фейс-контроль. На дискотеку должны пустить независимо от пола, расы, языка, религиозных, политических и других убеждений, национальности, социального статуса, имущественного или служебного состояния и других примет.
Сокращён перечень критериев для придания статуса историко-культурной ценности. Риторический вопрос: означает ли это, что снять табличку с такой надписью с некоторых зданий Бреста и других городов Беларуси и снести их станет проще?
Для того чтобы использовать металлоискатель даже на дачном участке, необходимо получить разрешение в Академии наук. Без получения «добра» от ученых искать археологические объекты и артефакты нельзя.
Также в документе впервые прописано, что все археологические находки принадлежат государству. Найдёте случайно старинную монетку у бабушки в деревне во дворе и помните, что Вы не имеете права хранить её у себя дома.
И напоследок мы попросили выразить свое мнение к этому документу людей, на работу которых он оказывает непосредственное влияние.
Уладзімір Булаўскі
культурніцкі мэнэджэр, арганізатар канцэртаў
«З аднаго боку, у Беларусі складваецца ўнікальная сітуацыя, асабліва для пісьменнікаў, калі табе распавядаюць, што ўсё можна, калі твой прадукт не прапагандуе гвалт і г.д., а потым аказваецца, што прымае рашэнне канкрэтны чалавек, часта з вузкім кругаглядам і некампетэнтны ў той сферы мастацтва, якую ты прэзентуеш.
Адразу ўзгадваецца спроба басіста гурта AKUTE Рамана Жыгарава атрымаць статус творчага супрацоўніка гэтым летам. Падавалася б, AKUTE, папулярны гурт, які актыўна прэзентуе сучасную беларускую культуру за межамі і ўнутры краіны, але па выніку — трэба ўмець правільна напісаць ноты, а ўсе твае музычныя дасягненні можаш пакінуць пры сабе.»
Дмитрий Назаров, организатор концертов
«Если самому Зьміцеру Вайцюшкевічу (который поёт песни на стихи классиков) на протяжении многих лет отказывали в разрешении на концерт с формулировкой «пропаганда и т.д.», то сейчас у чиновников, которые решают быть или не быть выступлению, просто развязаны руки. Можно будет смело отказывать всем коллективам, которые банально не нравятся отдельно взятому чиновнику. Ведь, к сожалению, вопрос эстетики и нравственности у нас работает иногда очень однобоко.
Например, «Бутырка» с её ну просто «необходимой лирикой для каждого белоруса» выступает на главных государственных площадках с презентацией альбома «Свиданка» — и ей зелёный свет. А сделать какой-нибудь концерт беларуско-язычного метал коллектива — сразу появляется куча вопросов и претензий.
Лично я уверен, что на развитии фестивального движения с участием «живых» команд этот документ практически поставит крест. То же самое можно сказать и о развитии некой белорусской рок-сцены. Потому что судить о качестве будут люди, которые не слушают и не разбираются в такой музыке, случайные чиновники, а не специалисты. А «Бутырки» и прочие сомнительные коллективы будут продолжать выступать без проблем.
Поживём — увидим, но будет непросто — это факт.»
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.