«Инструктор по йоге — это ответственность»: разговор с Анной Брильковой о показушных стойках и принятии себя

Данный материал задумывался как дзен-беседа в духе «Сидите ли вы перед телевизором в позе лотоса, как научиться медитировать и можно ли разозлить йога?», но все зашло  гораздо дальше. Направление йоги в фитнес-индустрии достаточно затаскано и покрыто катышками мифов. В которых, кстати, многим удобно находиться: будто йога — это растяжка и гибкость, скучное вегетарианство и меланхоличный пофигизм. Приправой служат йога-марафоны, показушные стойки на голове, приветствия солнца и эзотеричная загадочность йога-практикующих. Чтобы развеять этот кумар домыслов, мы побеседовали с инструктором по йоге и фридайвингу Анной Брильковой, и разговор наш принял крайне философские очертания.


Из домашних заготовок вопросов для интервью получился диалог на минут пять. Йога сейчас — это именно гимнастика йогов, уже никакое не течение, как раньше. На занятия приходят люди с житейскими запросами: болит спина, хочу размяться, фитнес/тренажерка — не моё. Переходить на особое питание, читать таинственные книги, затыкать в себе злость или даже отказываться от вредных привычек, чтобы практиковать йогу, не нужно. Йога, оказывается, про другое: не про зрелищные скрутки, долголетие и созерцание заката в горах. Это всё, как и атлетичность, развитие выносливости, гибкости и силы при практике, лишь сопутствующее.

А йога… Она в голове.
Наш с Аней разговор вдруг завязывается вокруг астрологии. Аня намерена получить свой расклад, советы. Не могу не спросить:

Как йога, дружит с астрологией? Одно другому не мешает?

Йога… Она вообще про природу и естественность. Конечно, есть вопрос, кто во что верит, но астрология — это небесная история, тут йоги обычно верят. Это же звезды над нами. Хочешь — верь, хочешь — не верь, но эта система существует.

Здесь скорее споры о трактовке…

Когда человек в такой теме (йоге), он цепляет другие инструменты системы, как бы не научные — телесные и дыхательные практики, аюрведу, астрологию. Я мало видела людей, которые занимаются йогой и транзактным анализом, например. Хотя все эти вещи схожи и смежны. Йога просто углубляется в древние системы знания. А научные системы — более цивилизованные и, соответственно, популярные.

Ну да, психоанализ точно поновее будет. Но с ним понятнее — люди анализировали психическое, вывели метод. А йога откуда взялась? Асаны зачем придумались?

Теории есть абсолютно разные. Имеется даже такая, в которой йога пришла от славян на территорию Индии. Если говорить про асаны, появились они позже йоги. Это лишь часть инструментария. Это как лампочка: вроде вкрутил — и горит свет. Но если тебе некуда ее вкрутить (нет проводки, электричества, патрона), то и толку от нее нет.

Йога — это намного больше. Раньше была раджа-йога, цель которой — успокоение суеты ума, белого шума. В общем-то йога ума.

А распространенная сейчас хатха-йога?

Это гимнастика — такая же ступень, как пранаяма (дыхательные упражнения), медитация. И то, с понятием медитации вообще сейчас следует быть осторожным.

Сейчас под ней понимают глубокомысленное отрешенное сидение в красивом месте, и чтобы играла музыка со звуками природы.

Да. Но медитация — это наработанное состояние. То, что сейчас принято ей называть, является скорее техниками концентрации.

То есть не на расслабление?

Нет. Эффект расслабления есть, но это результат успокоения ума: когда не носятся мысли, по-настоящему ни о чем не думаешь. Это состояние, и достичь его непросто. А все остальное — лишь техники, подводящие к этому. Название не очень корректно, но это условность. Так и сами инструкторы говорят, просто надо понимать.

В древности ценность йоги была именно в работе с умом. И асаны были инструментом. Сейчас же (это ни хорошо, ни плохо) — с развитием цивилизации, изменением потребностей, сидячим образом жизни — именно выполнение асан приобрело ту конечную ценность. Люди идут в йогу, чтобы хорошо себя чувствовать. А раньше было наоборот: нужно было хорошо себя чувствовать, чтобы заняться йогой ума.

Мы говорим про дохристианские времена, верно? Получается, люди уже тогда думали про какие-то манипуляции ума? Учитывая неразвитость цивилизации?

Есть такое понятие «читта вритти ниродха» (прекращение проявлений сознания) — под этим часто понимают остановку «внутреннего диалога». Есть и менее известное продолжение этой фразы. Оно означает «познание своей божественной природы». Соединив, получаем «успокоение суеты ума с целью познания своей природы, своей сущности».

Про людей можем сказать, что они о суете ума вряд ли думали, но думать о познании себя и своей натуры стремление было всегда. Это есть в том числе стремление к божественному: человек всегда задавался вопросом, что есть он, что есть мир вокруг него. Вне зависимости от степени развития и образованности.

Да, раньше же атеизма не было. Верили в небесное все, и по этому закону жили. Верования определяли быт.

Было понятно, как жить. Устроено так, и всё. А сейчас всего много и человеку нужно большее понимание и осмысление себя, чтобы выбрать то, что ему подходит. Нынешняя свобода в итоге приносит противоречия. Выбор — это супер, но, чтобы им пользоваться, нужно иметь внутренние настройки, какое-то стабильное самоощущение.

Выбор — это круто тогда, когда ты пластичен в нем и допускаешь разные варианты, а не ходишь в своих суждениях только по прямой («так, и иначе никак»), не меняя мнения и отношения.

Мы также прогибаемся под устои, традиции, общественное мнение. Причем общественное мнение — это не кто-то там за дверями, а в том числе наши ближайшие люди, с которыми привычно разделять взгляды. Нужно не терять свой внутренний компас, а это затрагивает тему авторитетов. От авторитетов нужно уметь отказываться, идти с ними по жизни только до определенного момента.

Йога — это пластичность выбора? По-моему, мы сейчас оторвемся от земли и полетим на абстрактном воздушном шаре…

У человека есть один глобальный вопрос: «Каково мое предназначение?». И он изучает разные системы координат: религию, практики, психоанализ, науку, таро — что угодно. Это разные языки описания одного и того же. Каждому более понятен тот или иной.

Как относишься к скептикам, которые категорично твердят: «Я в это не верю»?

Человек по природе своей познающий, познание его ведет. В принципе, он с большего открыт ко всему. Это не значит, что нужно слепо всё принимать. Но можно допускать. Когда же выпячивается категоричность, человек схлопывается и лишает себя одного кусочка картинки мира, если мы говорим про процесс познания. Даже то, что ты не одобряешь и не разделяешь, но узнал, а не захлопнул в скепсисе, формирует твое видение. Вы только подумайте, сколько новых нейронных цепочек можно построить с каждым новым знанием. Придерживаться же узнанного не нужно.

О, нейронные цепочки! Новый тренд.

Научный! Грубо говоря, делая то, что раньше не делал, строишь новые нейронные цепочки. Таким образом даешь себе шанс на новые алгоритмы поведения. Дальше мозговая деятельность может пойти по этой цепочке в том числе, а не по старым натоптанным. Вот для этого и нужен новый опыт, даже можно сказать — чужеродный. Насмотренность, наслушанность.

Например, на первом занятии у многих что-то не получается. Нет картинки в голове — ты ее строишь. Берешь ногу и рукой ставишь в нужное место, через какое-то время она будет становиться сама. Ты попыхтел в асане — построил новую цепочку. При регулярном выполнении она закрепилась. В обычной жизни по тому же принципу может прийти новая мысль или идея.

Но всё же все практики не перепробуешь ради нейронных цепочек. Вокруг много не то что шарлатанов, а откровенного бреда.

Безусловно. И йога может быть бредом. Какая-то. Но не значит, что вся. В каждой сфере есть шарлатаны. Это же про умение разбираться. Ведь туфта это или не туфта, определяешь только ты. Скептицизм и недоверие можно включить на всё.

Где гарантия, что это не ум сопротивляется новым знаниям? Они потребуют от тебя трансформации, а этого дела ум не хочет и не любит — ему комфортнее в стабильности. Вот такая уловка ума. Познающее зерно пробивается через шаблоны. А ум всегда предлагает старую картинку: ничего не менять, не делать. Неизвестно, что там — вне шаблонов. А раз неизвестно, придется пыхтеть. А зачем пыхтеть? Давайте по-старому. Ведь логика в целом направлена на энергосбережение.

Надо учиться смотреть целостно. Даже ситуации, где нас «разводят» на информацию, могут быть полезными: из них можно вынести что-то, что-то потренировать. Это та же практика контроля ума. Ведь ситуация может быть дана, чтобы проработать умение отказывать. Так чем тогда это плохо?

Мне всегда казалось, что есть какая-то истина, мне её расскажут, и я буду так жить. Но пришла и моя очередь понять, что всё — иллюзия, своя картинка мира. Тогда почему бы её не выбирать? Моя главная ценность — жить с вдохновением и интересом. Это, кстати, ответственность! Раньше думала, что ответственность — это уметь себя прокормить, но все же это про то, как ты себя чувствуешь. И если плохо — это только твоя вина.

То есть можно сказать про скептиков, которые будут щуриться, читая это, что они выбирают ту же иллюзию, только менее разноцветную?

Здесь можно говорить об узости или широте мировосприятия. Ведь есть совсем детский уровень: «Даже ничего не рассказывайте мне про это». Но, с другой стороны, так рассуждать о скептицизме другого — не гордыня ли это?

Так живет большинство. Скептики насмехаются над наивностью «не-скептиков», а те, в свою очередь, носятся со своим абстрактным и эфемерным.

Можно говорить про автоматизм жизни, но почему мы забываем, что каждый — все равно индивидуальность. Он проживает свой опыт, и тот вполне не случаен. Есть принятие, а есть раздача оценок. Если же говорить о мире, надо учитывать, что в нем что-либо просто так не происходит. Мы лишь получаем информационную картинку: «О, идет война». Как частный человек, конечно, я буду переживать. Можно причитать, но есть процессы, которые разуму неподвластны, — например, эволюционные или кризисные.

Всё, чувствую, запахло йогой. Ты всегда такая была?

В йоге я стала более внимательной. Но не к другим, а к себе, своим проявлениям. Разбираешься в себе, учишься принимать. Успех в этом деле — когда неприятные ситуации не цепляют. Принял в себе — понял в другом. Что бы человек ни натворил, он не делает этого из плохих побуждений. У него всегда есть своя версия, возможно, мне не понятная и не близкая. Поэтому, зная себя, как его можно гнобить, если ты знаешь, что ему будет так же больно, как тебе?

Наша беседа упорно утекает в философичное русло. Так со всеми инструкторами по йоге?

Инструктор — это ответственность: он должен давать ответы, чтобы человек рядом чувствовал себя уверенно. Это не та профессия, где ты за дверью зала можешь не быть инструктором и уйти в мир. Если я встречаю человека на улице и мы разговариваем, то я ему буду говорить ровно то, что говорила бы на коврике.

Моя задача — делать все, чтобы практика человека состоялась. Это включает как организационные моменты, так и консультации, обучение, адаптацию новичка. Важно не забывать, что я сама — сначала человек и практик, а потом уже инструктор. Мне свойственно всё человеческое.

Другой вопрос, что я практикую. Кроме своих тренировок, я отслеживаю, что проживаю. Эта практика не менее важна. На тренировке с практикующими я не тренируюсь — у меня своя практика, программу составляет более опытный инструктор.

Чему ты учишь людей на занятиях?

Понимать и чувствовать свое тело. Пробовать осознавать, что ты делаешь, без оценки. Ты сейчас ягодицы тренируешь? Для чего? Для того, что если ты можешь час удерживать во внимании ягодицы, то, выйдя, сможешь также удерживать какое-то другое состояние, решать дела.

Важно, занимаясь телом, слушать его. Цель не в том, чтобы закрутиться в асану, а чтобы фигура была рабочая — работали нужные связки, мышцы. Если ты гибкий — значит, завернувшись, нужно прилагать больше усилий, должно быть напряжение. При этом контролировать, когда сложно, — не зажимать губы, не скрежетать зубами, не строить гримасы. Контролировать, перераспределять нагрузку. Это не качалка. Важен процесс, а результат подоспеет сам.

Каждый раз приходишь на коврик и чувствуешь себя как в первый раз — вот так надо. Прочувствовать конкретно свое состояние. Какая-то асана может и не получиться из-за внутреннего раздрая, а раньше получалась. Или наоборот: на кураже можно залетать в сложные стойки, а потом невозможно повторить. Каждый раз — новый раз. Нужно следить. Так воспитываются ощущения в теле — сегодня в тонусе или неуравновешенно, легко или сложно. Навык ощущать себя отрабатываешь на теле, а потом переносишь его на эмоции, мыслительные процессы.

Блиц

— Ищите, благодаря какому проживанию вы получаете удовольствие от жизни.

— Ты думал, что жизнь вот такая. А жизни пофиг!

— Можно впасть в правильные категории: быть собой, быть свободным — и оказаться не свободным от них.

— Как бы ты ни страдал умом, ты там, где ты хочешь быть.

— Спросишь людей: «Как вам?». В ответ слышишь: «Нормально!». Мы привыкли, что, если не болит — значит нормально. Нормально — это вообще ничто. Если ничего не плохо, то почему не хорошо?

Фотографии — Вера Еремова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: