Любовные признания и дирижабли: что о Бресте может рассказать старинный кирпич

Самое приятное на исторических выставках – ты уходишь оттуда не с вопросами об авторской интерпретации, а с ответами-размышлениями о событиях и укладе жизни много лет, веков, эпох назад. Экспозиция, о которой пишем сегодня, формировалась буквально «по кирпичику». В субботу в в Брестской научно-технической библиотеке открылась выставка старинного кирпича «ЦЭГЛА INCOGNITA: ДЭШЫФРОЎКА КОДА». Приваживаем вас парочкой историй, которые скрывают клейма на брикетах и рассказываем, откуда добирались экспонаты.


Собирать кирпичи – уж точно хобби не из легких. Силами трех энтузиастов (брестских краеведов Ивана Чайчица, Сергея Гриня и лидского коллекционера Алексея Чистякова, а также музея «Брест театральный») была собрана и оформлена экспозиция кирпичей «родом» из частных и казенных кирпичных заводов.

Кирпичное клеймо изготовителя – не только торговая марка, это отдельный вид исторической информации. Прошли столетия, а сейчас мы благодаря оттискам инициалов или имен раскапываем, вспоминаем и обсуждаем имена купцов, дворян и их семей, промышленников XIX и XX веков, которые были причастны к изготовлению или постройкам. Кроме того, многие клейменные кирпичи воспринимаются образцом технической эстетики тех лет.

Драгоценные (своей историей) клейменные кирпичи попадают в коллекции латерофилистов (от лат. «кирпич») не без приключений: заветные брикеты подбираются из строительного мусора при сносе или реконструкции исторических зданий, их везут друзья из-за границы в багажниках новехоньких авто во время тест-драйва (как, например, экземпляр из Кенингсберга), везут целыми чемоданами или поштучно. Иван Чайчиц рассказывал, что фрагмент кирпича с сохранившимися римскими цифрами XVIII с холмов Будды в Будапеште, который вез ему друг, на белорусской границе подвергся особой проверке – сотрудница таможни его… лизнула.

Кирпичный «бум» производства пришелся на на XIX-XX века, тогда же «подросли» характеристики продукции: подогнались размеры, возросли показатели прочности, а также почти на всех образцах появились клейма (как знак гарантии). В связи с началом массового каменного строительства в в середине ХІХ века, в Российской империи были приняты «Правила выделки кирпича на казенных и частных заводах». Теперь владельцы заводов на каждом изготовленном кирпиче должны были ставить свое клеймо для того, чтобы в случае любых разрушений можно было определить его производителя (и предъявить претензии, да-да!).

История Бреста в лицах кирпичах

На карте 1835 года (за год до строительства Брестской крепости) можно увидеть, что на территории вокруг старого города, который уже буквально через год был уничтожен, действовало 6 кирпичных заводов, а еще 2 завода, находилось вблизи за Бугом. Правда, завод мог насчитывать и 5-7 человек, если это не крупное производство.

В начале XX века в Брестском уезде (Гродненской губернии) количество заводов увеличилось до 21. Предпочтение каменным сооружениям отдали после чудовищных пожаров в мае 1895 года и апреле 1901 года, и к 1905 году в городе числилось уже 1350 каменных зданий.

В 1833 году у деревни Гершановичи (Гершоны) при ранее существовавшем кирпичном заводе были построены 2 кирпичных сарая, две печи для обжига кирпича, дома для проживания рабочих и офицерский домик. Всего — 8 построек. Так начиналось строительство Казенного кирпичного завода. Участки глинистой земли приобретались от крестьян этой же деревни. Завод разрастался.

К 1868 году завод располагал зданием конторы, бараком на сотню рабочих, 16 «кирпичеделательных» сараями и 14 глинищами. Шла постоянная модернизация для увеличения выделки кирпича. Например, в 1873 году завод выпустил около 3 миллионов штук. Так что, как будете купаться в том районе — имейте ввиду, возможно, это те самые, по-своему легендарные глинища.

На территории деревни Гузни Брестского уезда (бывший вещевой рынок возле Гузнянского моста) находился кирпичный завод Эмануила Гана, основанный в 1904 году с капиталом в 5 тысяч рублей. Клеймо завода часто встречается в Бресте. Производство действовало до начала Первой мировой войны, и, говорят, завод работал и в период межвоенной Польши. После 1939 года все частные производства подверглись национализации, а судьба многих владельцев остается неизвестной. Экземпляр с клеймом «Ганъ» из коллекции Ивана Чайчица был найден в деревне Скоки.

Во многих домах Бреста встречаются кирпичи из крепости – после Второй мировой войны жителям «разрешили» разбирать завалы и использовать кирпич вторично. Если присмотреться, то по экземпляру крепостного кирпича с выставки можно определить, как на самом деле выглядела крепость (рыжего цвета) и какие она позже претерпела покраски.

На выставке можно увидеть образцы старинного кирпича из Бернардинского женского монастыря и Гольшанского замка, пальчатку (с продольными оттисками для лучшей сцепки) и огнеупорные кирпичики для печей, клеймованную плитку, черепицу и даже кирпичные «фейки» — подделки под английские и французские марки, которые производились на Волыни.

Кирпичи с оттисками собачьей лапы закладывали в углы дома – верилось, что так можно защититься от нечисти и сглаза. Владельцы коллекций щеголяют кирпичными брендами, как будто вынимая из колоды историю про каждое производство – кто, где, когда. Есть и романтичные легенды: например, об Ароне Рабиновиче, который замуровал два кирпича с любовным посланием супруге в стенах корпуса и забора бывшей мужской гимназии (сейчас – старый корпус БрГУ).

Еще один ровесник крепостного кирпича, – кирпич с клеймом «А. Квасковъ». Был найден на месте ангара Брест-Литовской воздухоплавательной роты. Предположительно, использовался как балласт на дирижабле. Не исключено, что однажды был бесцеремонно скинут с воздушного корабля, а через столетие – подобран нашими краеведами.

Резюмируем и рекомендуем сходить(экспозиция доступна до 15 сентября): выставка компактна и уникальна. Тот случай, когда историю можно подержать в руке. Кроме того, экспозицию раритетов сопровождает фотовыставка Олега Малейко и Петра Ольшевского, которые запечатлели постепенно исчезающие с брестских улиц кирпичные здания прошлого века.

Фотографии — Роман Чмель

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: