Из Минска – в Брест, из стабильной работы — в свободное плавание, из лазерной физики – к букетам. Стремление не впасть в однообразное течение жизни, завуалированный дауншифтинг или обретение «дела всей жизни»? В случае с нашей сегодняшней героиней можно смело остановиться на варианте №3. О том, как найти своё призвание, уехать из столицы и не пожалеть об этом – в интервью с Анастасией Батюковой, создательницей цветочной мастерской «Linney».
Есть мнение, что во флористику приходят не из-за денег. Чем ты руководствовалась, меняя науку на цветы?
Мне не хватало реализации своего творческого потенциала. У меня техническое образование — я училась на физическом факультете БГУ, после чего получила специальность с внушительным названием «лазерная физика и спектроскопия», успела распределиться и целых 2 года отработать по специальности. На самом деле я безумно любила физику в школе, участвовала в олимпиадах и даже на работу по специальности устраивалась с огромным энтузиазмом и каменной уверенностью, что будет интересно!
Все ждала «техническое творчество» — как и каждому неофиту, мне хотелось что-то делать и менять судьбу человечества в целом (и своей компании в частности). Но инициатива оказалась наказуема и за два года я стала незаметно для себя превращаться в «офисный планктон» со всеми вытекающими: просыпаться и ехать на «любимое» предприятие решительно не хотелось, а рабочий день казался просто бесконечным. Это и стало тревожным сигналом, что в своей жизни я делаю что-то не так.
Постепенно я занялась оформлением небольших свадеб, семейных ужинов и мероприятий. Просто так, удовольствия ради. Потом стали подтягиваться знакомые, знакомые знакомых и т.д. по стандартному «сарафанному» сюжету.
Днём я обслуживала лазерную установку, а вечером собирала букеты и смотрела обучающие ролики на Youtube, которых поначалу хватало с головой. Но уже скоро стало понятно, что если ты всерьёз хочешь заниматься флористикой, то стоит задуматься о дальнейшем образовании, только уже без приставки «-само».К счастью, срок отработки подходил к концу и с физикой удалось покончить. Наработанное в процессе небольшое портфолио из букетиков и оформлений семейных торжеств позволило устроиться в неплохой минский салон и полностью сконцентрироваться на развитии в цветочном искусстве.
К сожалению, достойной школы флористики в Беларуси нет — только курсы разной степени вменяемости, на одни из которых я и попала. К сожалению, подобные курсы с программой 20-летней давности весьма далеки от того, что сейчас происходит во всём остальном мире. Мне повезло, и я поступила в международную школу флористики в Риге, в которой сейчас и учусь. Мне оказалась близка ее стилистика. Это заочный формат обучения, которое длится 3 года и захватывает не только флористику, но и декор, разработку конструкций, расчёт нагрузки. С этим, кстати, очень помогают приобретённые в университете технические знания.
Само обучение обходится в 300 евро за сессию плюс расходы на проживание. Поступающего ждёт небольшой (и не слишком сложный) экзамен, после чего формируется группа и начинается обучение. К слову, рижская школа флористики считается одной из сильнейших в Европе, а получаемые там знания – наиболее свежими и актуальными.
Многие стараются выйти на столичный рынок . Ты же переехала из Минска в Брест. Почему?
Переехала я по одной простой причине – в Бресте живёт мой молодой человек. Но даже несмотря на серьёзные отношения, решение о переезде далось мне непросто: в Минске остались друзья, работа, интересные проекты и много чего за плечами. Но сердцу, как говорится, не прикажешь (улыбается).
В Минске у меня были масштабные проекты — уверена, что смогу принести в Брест что-то, чего здесь не было раньше. Много за плечами интересных оформлений. Например, саммит ОБСЕ – серьёзное мероприятие, которое дало мне просто огромный опыт! Это и строжайшие требования к стилю, составу композиции, технически сложные нюансы и полное отсутствие права на ошибку.
Именно тогда я ушла из салона, в котором начинала работать. Просто вдруг поняла, что салон этот переросла, и ничему новому на том месте научиться уже не смогу. В этот период появились крупные оформления и интересные предложения. Например, съёмка с командой журнала ICON, вместе с которой мы создавали флористические головные уборы.Тогда же меня пригласили на работу в один из лучших салонов Минска, который на протяжении нескольких лет являлся победителем премии «Выбор года», купить которую не получится ни за какие коврижки.
Уже в рамках работы в салоне довелось создавать букеты и для знаменитостей: я работала с Ксенией Собчак, Екатериной Доманьковой и даже послом Швеции – безумно милой и приятной женщиной. С удовольствием оставалась бы в этом салоне до сих пор. Ведь его уровень всегда рос, а мои коллеги были командой настоящих профессионалов. Но так получилось, что нужно было выбирать: или любовь, или работа.
К сожалению, мой молодой человек связан очень серьёзным трудовым контрактом, и в Минск его не отпустят ещё как минимум год-полтора. Но даже по истечении этого срока мы в любом случае останемся в Бресте — будем поднимать «брестскую флористическую целину».
Изначально, кстати, я рассматривала вариант пойти работать в салон в Бресте. Но поняла, что это огромный откат назад и возвращение в исходную точку. А значит, мне предстояло снова просыпаться утром без всякого желания идти на работу. Поэтому совместными усилиями создали этот салон.
Кстати, почему «Linney»?
История с названием, немного странная. Думали мы долго, ведь назваться «Ромашкой» или «Орхидеей» решительно не хотелось. Критерии были следующие: слово должно быть красивым и как-то связанным с цветами или ботаникой.
Выручили мемы. А конкретно – мем про Карла Граймса из «Ходячих мертвецов». К тому же как-то вдруг вспомнилось, что есть такой известный ботаник Карл Линней, который впервые ввёл классификацию растений. Так остановились на «Linney». Возможно, название это и не вызывает «ботанических» ассоциаций, но слух оно однозначно ласкает.
Как получается конкурировать с местными игроками, которых брестчане знают и любят?
Флористика – довольно узкий бизнес с очень серьёзной конкуренцией. У Linney есть ряд преимуществ, благодаря которым конкурировать с «цветочными мастодонтами» получается довольно успешно. Лично для меня, например, попросту не существует такой флористической работы, которую нельзя было бы выполнить. Кроме того, беларуские флористы очень мало работают с цветом, колористикой, упаковкой и разработкой конструкций. Так что в этих областях мы можем дать фору даже мастистым конкурентам.
Мы стараемся подробно рассказать, как ухаживать за букетами, растениями или композициями, какие условия для их долголетия желательно создать. К каждому букету непременно прилагаем пакетик с порошком, значительно продлевающим жизнь цветов.
Тщательно подходим и к выбору упаковки/конвертов/ленточек и т.п. Упаковка у нас бесплатная, потому что я считаю странным, когда человек платит за упаковку больше, чем за сам букет. Ведь обёрточная бумага – в первую очередь транспортировочный материал.
Букеты, кстати, доставляем исключительно в одноразовых вазах с водой.Консультируем и насчёт горшочных растений: как, когда и в какой грунт пересаживать, какие условия подобрать, как удобрять, да и что вообще со всей этой красотой делать в будущем. Кроме того, мы готовы ответить на интересующие вопросы в телефонном режиме.
Считаю непрофессиональным, когда «вот это мы в салоне делаем, а вот это не умеем/не можем». Если называешь себя флористом – будь добр быть «фулл-стек» специалистом, который знает своё ремесло от корки до корки. И умеет не только подвязывать цветы разноцветными ленточками.
Расскажи о своём самом необычном заказе?
«Букет, который завтра умрёт» — именно с таким странным запросом к нам однажды обратился клиент. Я поинтересовалась, почему он не хочет остановить свой выбор на хорошем и свежем букете, на что получила совершенно замечательный ответ: «вы понимаете, этот букет я просто обязан подарить, но мне искренне хочется сделать человеку неприятно».
Хотя просьба оказалось мягко говоря неординарной, желание клиента — закон. Кроме того, на тот день пришлась глобальная уборка салона, во время которой с прилавка убираются все подвявшие цветы, которые ни один уважающий себя флорист продавать не станет. Именно из таких цветов букет в результате и был собран — разумеется, с огромной уценкой.
О финансах. Во сколько обошлось открытие собственной мастерской?
Говорить сложно, потому что некоторые вещи вроде упаковок, лент, коробок, ваз и прочего добра были наработаны ещё раньше. Холодильник, кстати, тоже переехал со мной из столицы. Если без филигранной точности в подсчётах, то на данный момент я вложила в салон около 5 тысяч долларов.
Мебель мы частично заказывали, частично делали самостоятельно: лобзиком вырезали полочки, а столешницу я собственноручно покрыла подходящим лаком. Старались всё делать красиво, уютно и впрок, чтобы в случае переезда вся обстановка переехала вместе с нами. Да и просто хотелось, чтобы гостям было приятно находиться в салоне.
Дислокация твоего салона не самая проходная. Почему?
Всё-таки Linney – в первую очередь интернет-магазин. Поэтому изначально я ориентировалась не на помещение крутого «шоу-румного» формата, а на маленький и уютный магазинчик.
Поиском помещения я была занята без малого три месяца, флористикой толком не занимаясь — всё время отнимали бесконечные поездки по Бресту и просмотры помещений. Но нет худа без добра: именно благодаря этим поездкам получилось очень неплохо изучить Брест (улыбается).
Уже сейчас понимаю, что в нынешнем помещении мне становится немного тесно. И хотя основная масса клиентов приходит к нам из Instagram, многие предпочитают навещать салон «во плоти»: чтобы пообщаться, проконсультироваться, да и просто познакомиться.
Вот вам пример: одна девушка покупала у нас свадебный букет, с самого начала чётко озвучив своё главное требование – «ничего розового!». Мы начинаем придумывать подходящую композицию, девушка показывает букеты, которые ей нравятся.
И вдруг оказывается, что во всех без исключения образцах присутствует что-то розовое. Пусть даже и в виде малозаметной детали. И ты понимаешь, что на самом деле человеку розовый цвет нравится. Даже если сам себе он в этом не признаётся.
А где вы берете цветы?
С беларускими цветами мы не работаем — их стойкость оставляет желать лучшего из-за нашего довольно прохладного климата. Так что весь материал для работы я заказываю на аукционах в Голландии.
По большому счёту, именно в Голландии продаются все цветы в мире, съезжаясь туда из тёплых южных стран вроде Кении, Эквадора, Колумбии и т.п. В этих странах много света и тепла, и для того, чтобы цветок вырос здоровым, его достаточно просто правильно выращивать и удобрять.
Кроме того, селекционеры постоянно выводят что-то новое и интересное, а благодаря работе с голландскими аукционами мы можем быть одними из первых в Беларуси, у кого эти сорта появятся.
Существует, например, безумно дорогой сорт роз, который очень мало находится в раскрытом состоянии, но зато нереально красиво и очень долго увядает. И таких непривычных для беларусов примеров великое множество.Планируешь расширять штат?
В полную силу мы заработали только в июне, и кроме непосредственной работы с цветами я полностью занималась соцсетями. Сейчас же времени на это катастрофически не хватает, поэтому мы начали привлекать фотографа, которая очень снизила мою нагрузку. Ведь на обработку фотографий у меня, как у непрофессионала, уходило до неприличия много времени.
Но полностью доверить кому-то любой из аспектов своего бизнеса я пока что не готова по одной простой причине. Мне важно сохранить своё мироощущение, донести то, что изначально было задумано. Поэтому позволить кому-то писать сопровождающие тексты от своего имени точно не позволю.
Надеюсь, что в будущем мы дорастём и до флористов в штате, которых я буду самостоятельно обучать всем хитростям композиции, колористики и хорошей упаковки.А что насчёт сюжетов для твоих работ?
Я сейчас, наверное, скажу очень банальную вещь, но чаще всего сюжеты подсказывают сами цветы. Вы только взгляните на их оттеночные переходы, изгибы стеблей и сам процесс раскрытия бутонов!
Много интересного для себя нахожу в живописи, особенно в картинах Рериха. Он прекрасно работает с цветом как колорист, и именно у Рериха получится найти самые необыкновенные, абсолютно космические сочетания оттенков, подсмотреть что-то свежее и необычное.
Как и все флористы обожаю голландскую живопись с её природными и натуральные цветами. Слежу и за именитыми азиатскими, американскими и европейскими флористами – это не только позволяет найти для себя какие-то новые «фишечки», но и подать их под моим собственным «беларуским соусом».
Настя, а какие букеты обычно дарят флористам?
Так сложилось, что флористам принято дарить «монобукеты». Очень уж даритель переживает, что искушённому взгляду флориста может не понравиться композиция или выбор цветов.
Могу сказать одно: сиренью и пионами в январе меня точно не удивишь – всё это в силу профессии виделось уже тысячу раз. Так что для меня главное – подача. И если человек вкладывает даже в самый скромный букетик неподдельные чувства и эмоции, то как такое может не понравиться?
Так что если хотите удивить флориста букетом – удивляйте искренней и душевной подачей. Ведь большего не сможет пожелать любая девушка. И не только девушка-флорист.
Фото — Антон Кравченко
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.