Изобретая радио. Московский художник провел 45 дней под границей ЕС

14 августа в галерее «Пространство КХ» прошла презентация арт-проекта художника из Москвы Ника Дягтерева.

Ник учился в Московской школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, он участник групповых выставок в России и за рубежом, его работы находятся в коллекции Мультимедиа Арт Музея в Москве. В Брест он приехал в начале июля и провел здесь 45 дней по программе арт-резиденций, организованной галерей «Пространство КХ» совместно с правозащитной организацией «Human Constanta». 


Резиденция — это достаточно популярный метод, когда художники, писатели и другие деятели культуры приезжают в новое место, знакомятся с локальным контекстом и проблемами и, благодаря художественным методам, предлагают свой взгляд на ситуацию в виде нового проекта.

«Пространство КХ» запустило эту программу, осознавая проблемуотсутствия новых и свежих решений в деле репрезентации местного контекста, невысокой активностью местного художественного поля, а также редкостью международных проектов. Резиденция может стать площадкой, которая позволит восполнить существующие пробелы, предложить иной взгляд на жизнь Бреста и расширить понимание практик современного искусства для местного сообщества.

Тема, предложенная для арт-резиденции, — это тема прав человека, связанная с пересечением границы, тема экономических свобод, тема взаимодействия и контактов, места встречи культур и общего прошлого.

Брест сегодня можно исследовать с разных сторон. Он расположен на границе с ЕС, а также на пересечении важных торговых путей и магистрали Берлин-Москва. Если рассуждать глобально, то Брест является практически единственной границей на этом пути, где вам нужна виза. Ведь вы фактически можете пересечь всю Евразию от Лиссабона до Владивостока, не останавливаясь ни на какой другой границе, кроме брестской. Граница всегда являлась не только физической преградой, но и своеобразным ментальным и символическим объектом, влияющимна жизнь людей.

Люди, которые живут на границе, часто пользуются экономическими и материальными преимуществами своей геопозиции и стараются извлечь выгоду из близости другого рынка и другой экономической системы. С другой стороны, граница — это место смешения культур, встреч и переплетений жизненных сценариев. Здесь возникают особые взаимоотношения.

Приехав в Брест, Ник познакомился с проблемой положения беженцев из Северного Кавказа в Бресте, пытающихся получить политическое убежище в Польше. Художник общался с представителями и волонтерами беларуской правозащитной организации «Human Constanta», которая с 2016 года имеет офис и миссию в Бресте. Художник изучал тему границы, ситуации и судьбы людей, вынужденных находиться в поисках лучшей жизни в ЕС.

Методом своей работы Ник выбрал радио как место нового взгляда на site-specific практики (арт-проект специально для данного места).

Почему радио? Как говорит сам художник:

«Впервую очередь, потому что мы уже успели его забыть. С момента изобретения радио как социальный инструмент было быстро переоценено и еще быстрее вытеснено. Что же изменилось сейчас? Изменилась доступность этого медиа. Интернет сделал возможным ретранслировать поток, минуя многие ограничивающие фильтры и средства фиксации. Для того, чтобы организовать прямое вещание, достаточно ноутбука и подключения к сети».

Свой проект Ник назвал «PlacesPloitation Radio». Его название состоит из двух слов «place» — место, и «exploitation» — эксплуатация. Термин «placesploitation», по словам автора, в этом контексте существует, чтобы сделать видимой принципиальную разницу между работой, исследованием места ради его уникальной оптики и производством в месте ради выработки прибавочного символического капитала. Невозможно отделить политическое от жизни.

Все, чем живут люди, подчинено историческому, идеологическому и социальному нарративам, что в совокупности формирует политическую повестку повседневности. В условиях такого переплетения очень сложно соотносить и еще сложнее говорить о радостях, трагедиях, счастье, смерти и судьбе отдельно взятого человека. Задача культуры — объединить эти процессы в одной повестке, сделать ее видимой через реактуализацию мест, оптик и историй, сделать публичными и понятными для каждого глобальные процессы, которые стоят за индивидуальными необходимостями и индивидуальным выбором.

Зрителю предлагается прослушать записи в режиме радио на сайте проекта. Сейчас доступна первая часть, которую можно прослушать ежедневно с 7 до 8 утра. Время выбрано неслучайно: оно соответствует времени поезда, отправляющегося из Бреста в Тересполь. Ник проделал этот путь вместе с беженцами и записал свое путешествие, но, кроме звуков поезда, вещание сопровождают озвученные сообщения из групп в социальных сетях, форумах.

Люди общаются на специализированных сайтах, чтобы узнать ситуацию в Бресте: сколько семей пропускают и как. Но также там есть и разговоры о том, что происходит после — когда люди уже оказываются в ЕС: как ищут работу, как пытаются получить статус, сменить место жительства, получить различную помощь или совет. В дальнейшем сетка вещания будет наполняться.

Ник ранее уже работал на приграничных территориях, в том числе в резиденциях. Например, в г. Киркенес, на севере на границе России и Норвегии, и работал над проектом,связанным с местным языком — руссенорска, который раньше использовался для бытовой коммуникации между норвежцами и русскими до 1917 года. Также художник работал на Куршской косе на границе Литвы и России. Тогда проект включал работу с перемещением местного ландшафта, а точнее — дюн, которые время от времени перетекают в сторону границы от человеческого воздействия (http://nogr.me/ru). Так что Брест органично вписался в этот список резиденций.

Про впечатления о Бресте

Ник провел больше месяца в Бресте, и говорит, что разрушил некоторые стереотипы о Беларуси как о стране между ЕС и Россией.  Он стал более осведомленным в историческом контексте, проблеме идентичностии сложил свой образ о беларусах и Беларуси в целом.

Из любимых мест в Бресте нравилось гулять вдоль Мухавца со стороны Сои и Вульки. Река делит город на две разные части: насыщенную жизнь в центральной и какую-то другую отдельную жизнь за рекой. На вопрос, не хватало ли «движухи» и рейвов, Ник сказал, что нет. За то непродолжительное время позволило восполнить то, чего не хватало в Москве, возможно, тишины и спокойствия.

Художник отметил гомогенность беларуского общества. В Москве и Европе очень много людей разных национальностей и разных классов.

По словам Ника, увлекательно в локальных историях искать параллели и связи с глобальными процессами, поэтому если выбирать другие темы для будущей работы, кроме границы, то тема Брестской крепости и перенесения города кажется весьма интересной.

Подытоживая, хочется надеяться, что арт-резиденция будет работать в будущем и в Брест будут приезжать художники из разных стран, смотреть на нас и город другими глазами и заставлять нас думать и ценить то, что иногда ускользает в повседневности.

Фотографии автора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: