Работать, чтобы не потерять стиль. В Бресте выступил Murovei

«Как музыкант Tony Tonite — ох…ный, но как человек — говно». Такие бескомпромиссные заявления можно было услышать в четверг в кулуарах рестоклуба «Цельсий». Поводом стала презентация нового альбома одного их главных представителей беларуской рэп-сцены — Murovei. Собрав по частям кости своего экзоскелета, мы снова отправились узнать, чем живет поколение, которое хвалят и ругают одновременно.


В 2018 рэп окончательно и нарцистично стал жанром №1. Музыканты собирают стадионы, постоянно экспериментируют со звуком, а «стена смерти» на концертах Макса Коржа иногда может превзойти сумасшествие битдаун-хардкор-гигов. В локальном же контексте все скромнее. Особенно, когда речь идет о концертах, на большинстве из которых установлен областной one prize в 10 BYN. С легкостью собрать площадку в регионе могут только два человека: Макс Корж и Олег ЛСП. Остальным же приходится «бороться и искать, найти и не сдаваться».

— Понимаешь, чувак, сейчас вся движуха в интернете. 12 лет назад, когда не было безлимита и вся музыка передавалась из рук в руки, людям в кайф было ходить на концерты. Сейчас зашел на Youtube, глянул за вечер пару лайвов — и ты уже в теме. Поэтому так мало людей на концертах и понятие субкультур осталось в прошлом, — пояснил нам курящий перед входом незнакомец.

Услышать вживую новый альбом минчанина пришло действительно не так и много людей. На большой площадке рестоклуба рассредоточилось несколько десятков человек, попеременно бегающих к бару и на перекур. Невооруженным глазом было видно убыточность мероприятия. Однако организаторы и не преследовали цель заработать. Альтруизм концерта носил исключительно дружественный характер. То, что с годами порассыпал панк-рок, подхватил рэп. Среди тех двух-трех десятков присутствующих чувствовалась солидарная сила существующего комьюнити.

Murovei, помимо нового альбома, привез с собой и внушительный вагон саппорта из четырех исполнителей. Все качали: кто-то больше, кто-то меньше затрагивая наше субъективное музыкальное восприятие. «И я вынужден работать, чтобы не потерять свой стиль», — практически кричал в микрофон Кира, одной строчкой поясняя всю концепцию движения. Он нам запомнился и гитарной составляющей, которая придавала музыке особый драматизм. Именно так могли бы выглядеть Sleaford Mods на спидах или Щенки, если бы решили сместить флюгер с пост-панка в сторону рэпа.

Я знаю Антона уже 7 лет, — рассказывает нам о Murovei Кирилл «Глаз», приехавший на концерт из Минска. — C ним мы познакомились на концерте Slozhnie. После этого стабильно раз в год пересекаемся на различных движухах. То, что сейчас происходит с рэпом, — ох..нно. Бакей, Какора — они, считай, звезды! Интервью на The Flow — это уровень. А я помню, как все начиналось. Ребята просто начали заниматься любимым делом, выкладываясь на «cотку». История новой волны беларуского рэпа происходила на моих глазах, и я рад, что имею к ней непосредственное отношение. 

В подтверждение своих слов «Глаз» достает из кармана пленочный «Olympus», на который он фотографировал большинство рэп-событий Минска. Он уверен, что придет время — и беларуский рэп увековечится в чьей-нибудь дипломной работе или большой статье. После этих слов он скрывается с наших «биноклевских» радаров: выходит Murovei.

Нам, немножко отстающим и где-то не следящим за сценой, тяжело говорить о музыкальной составляющей Антона и не скатиться при этом во вкусовщину. Закинув за пару дней до концерта альбом в плеер, мы заметили: «Мрачный сезон» зашел как влитой.

В нашем случае сыграла на руку и паскудная погода, мстящая за жаркое лето. В такую не будешь запускать голландцев DOPE D.O.D. или «Вечный жид» Oxxxymiron. Хочется более мягких и меланхоличных битов под стать сезону. У Murovei это есть, а за фит с Kizaru в душе начинает расти чуть ли не национальная гордость: движение есть, и за рэп не стыдно. Антон умеет работать с залом, попадает в бит, и, даже несмотря на шероховатости со звуком, все звучит чисто и гладко.

Каждый должен развиваться и экспериментировать со звуком, — посвящает нас в рэп-таинство Женя, телефон которого заиграл старым добрым «Duality» от Slipknot. — В этом плане лучшими были XXXTentacion, Lil Peep и является Кендрик Ламар. Первый начинал с жесткого рэпа, а закончил R’n’B и рэгги. 

Bones — ох..ный?

— Нет, ты что? Ты читал его тексты? Почитай! Плюс ко всему у него однообразная музыка, которая рано или поздно зае..т!

Такой ответ порадовал нас, пенсионеров, выращенных в жестких субкультурных условиях. Жанры умирают, оголяя самое основное, что зовется музыкой. Все пришедшие на концерт наверняка это понимают. Именно для них Хаски совершает один за другим акты акционизма. Для них ЛСП собирает живой состав и радует каверами то на Король и Шут, то на Noize MC. Именно в этом и заключается популярность рэпа, который вышел за рамки стиля раньше всех направлений, просто став музыкой.

Фото — Роман Чмель

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: