«Не твое — не трогай!» Mustelide о музыке, тусовках и сотрудничестве с роботами

В пятницу на наш огонек заезжала Mustelide, точнее — делала огонек сама. Прежде чем отпустить ее на лайв в Берлин, расспросили о жизни, переездах, самостоятельном творчестве и культуре рейвов. Бонусом — список инструментов для «попробовать», если вы музыкант-новичок, и несколько советов по использованию вдохновения.


Mustelide — музыкальный проект Натальи Куницкой, жанр которого определяют как «экспериментальный поп». Но музыка ее — не для всех. Гипнотическая, с зашифрованными посланиями, синтетическая от мочек ушей до пят: она вызывает на дуэль ваш вкус и чувство прекрасного. Не знали, что так бывает? Садитесь, расскажем об этом чуть больше.

Mustelide — от начала и до конца сольный проект. Ты начинала и по настоящее время справляешься со всем сама. Есть то, с чем было сложнее всего?

Я начала все делать сама, потому что считала себя композитором. Я чувствовала, как надо писать песни. Но, когда начала, мне постоянно казалось, что это все такое палево! Мне нужны были вектор и здоровая критика — я стала показывать треки любимому человеку. Его вкусу я доверяла, а он не боялся меня критиковать. Сначала показала ему, потом еще нескольким людям — оказалось, это кому-то интересно. Для меня это было… удивительно. И нужно.

Лайв-выступления — почти всегда шоу. Ты делаешь шоу?

Нет… Никогда не считала себя перформером или сценическим артистом, который веселит народ, танцует и умело общается. Исполняю естественно: настолько, насколько могу. Да, иногда кажется, что пора уже что-то, наконец, придумать! Сделать Арт с большой буквы, как это происходит на лайвах (например, в Берлине) — сочетать аудио, визуал, театральное искусство. Но пока прихожу к обратному: не твое — не трогай. Магия возникает тогда, когда артисту комфортно. Все остальное будет только раздражать.

Несмотря на режим реального времени на лайв-концертах, у некоторых музыкантов трек может заводиться с «одной кнопки» с минимальным наслоением.  Это не обман слушателя, не бутафория?

Бутафория входит в игру, когда нет гармонии с собой. А плейбэки (фонограмма, записанная ранее музыка — прим. ред.) – ну, они имеют место быть. Время такое: мы начинаем сотрудничать с роботами. За электронных музыкантов 70 процентов делают роботы, потому что даже синтезатор — робот. Другое дело — не он создает музыку. Создает по-прежнему человек. Есть и другой момент: часто у наших людей возникает такое же внимание к диджеям, как и к лайв-музыкантам. Это из-за какой-то необразованности. Диджей включает музыку, лайв-музыкант ее создает.

Расскажи о минской тусовке и культуре рейвов в Беларуси.

Дело в том, что моя тусовка весьма ограничена определенным кругом людей (смеется). Недавно довелось «диджеить» в Минске — поняла, что это не так просто: подобрать, свести, удержать кураж. У нас [в Минске] на тусовках супер, от последних я просто в восторге! Была на «Мечте», «Сиянии». Разницы с заграницей нет. Понятно, что в том же Киеве на таких мероприятиях многолюднее и можно встретить больше фриков. Но в целом атмосфера праздника везде одинакова.

Рейв — вообще потребительская штука. Я бы сказала, фастфуд. Временно утоляет голод, но пользы не приносит. Как гамбургер, который все обожают.  Можно подсесть, как на наркотик, и вместо того, чтобы время потратить на создание чего-то нового и своего, люди начинают этим жить.

Почему со всеми твоими возможностями по-прежнему остаешься в Минске? Что держит?

Минск — моя база. Но я даже 50 процентов времени не нахожусь там. Например, сейчас после концерта еду в Берлин, потом — на пару месяцев в США. В Минск приятно возвращаться: там комфортно и защищенно. Но ездить и узнавать что-то новое — важно и полезно, хоть и сложно. Эмиграция — вообще стресс. Особенно, когда ты не малыш.

Пока я пробую жить в разных городах. В Берлине очень нравится, но там много соблазнов, которые отвлекают от работы. Каждый день что-то происходит, какие-то классные люди тебя куда-то зазывают. А ты просто сгораешь в этом праздном существовании. Вот когда смутные времена и депрессуха, тогда толкаешь себя на самоспасение — что-то делать, творить. Там жизнь — праздник. А когда праздник, творить не хочется, хочется только потреблять.

Есть такие философские подходы к природе музыки — например, Хиндемит считал ее математикой, Мессиан — даром Божьим. Для тебя это что?

Я приходила то к одному, то к другому. Иногда бывает: «Ой, ну это ж прям как математика!». А иногда: «Что это только что было?». Я думаю, в ней есть все вместе.

О вдохновении, как о Боге говорить сложно, потому что нельзя измерить. А вот как раз на алгоритмах, которые можно создать и «пощупать», можно пару раз выехать. На вдохновение лучше не рассчитывать. Если начинаешь с ним заигрывать, ждать — оно никогда не придет: очень пугливое. Лучше садиться и работать. Создать себе какую-то атмосферу приятную. Тогда в процессе, возможно, что-то на тебя снизойдет.

Если я прямо сейчас чувствую вдохновение, подскажешь, какой инструментарий забить в поиск, чтобы понятно и чтобы душу на деньги не разменять?

Конечно. По себе знаю — есть люди, которым надо все пощупать и потрогать, а есть те, кому удобнее сразу начинать работать на компьютере. Для одних и для вторых — базовый набор, чтобы попробовать и недорого:

Секвенсоры Korg Volca — делать биты и бас;
Грувбокс Korg Electribe 2 — ритм, мелодию, басы (отлично подходит для лайвов);
Семплер Elektron Digitakt — драм-машина и семплер.

Программы: Ableton.
Супер-простая версия, если хочется понять механизм — Garage Band (есть даже на iphone).

Можно дополнительно синт подключить — любой (например, microKORG), или еще есть Pocket-синтезаторы (маленькие, размером с калькулятор) — Teenage Engineering PO.

Наташа, а на жизнь тебе хватает? Ты счастлива?

Конечно. Создавать что-то, да еще если оно кому-нибудь нужно, — прекрасно. Когда себя один раз богом почувствовал, с этого уже не слезешь. Но такая жизнь — нелегкая. Сложная она. Я готова путешествовать на BlaBlaCar и недоедать, но иметь возможность творить. Это постоянная неуверенность в завтрашнем дне, тревоги и страхи, но оно того стоит.

Фото — Роман Чмель

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: