Новый музей в крепости: с исторической нестыковкой, но так задумано

Три дня назад в крепости открылась новая экспозиция и сразу же вызвала противоречия в сети: «Недостоверно, нелогично, непривычно». Экспозиция представляет собой не выкладку предметов на музейные витрины, а 6 залов с перетекающими из одного в другой историческими сюжетами — строительство крепости, переговоры в ней, эвакуация и оборона. Над трехмерной диорамой «Летопись Брестской крепости» работала команда из Санкт-Петербурга «Невский баталист». Показываем вам экспозицию и рассказываем о её создании. Нам удалось связаться с ребятами и задать им вопросы об исторических нестыковках, сложностях в создании диорамы и о том, нужен ли в крепости третий музей о войне. 


Диорама в полубашне, которая раньше была закрыта для посещения, — 14-й проект команды за 5 лет работы. Многие из «Невского баталиста» — участники поискового отряда «Шлиссельбург», который занимается раскопками на территории Ленинградской области. Там же есть музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» с классической диорамой, посвященной событиям января 1943 года. Именно она и послужила толчком попробовать создать нечто подобное (только без ограждений, этикеток и с более насыщенным предметным планом). И, конечно, применить для этого поисковый опыт. Так началась работа по созданию и совершенствованию формата трехмерных панорам. Команда экспериментировала, училась на своих ошибках, обрастала мастерами — и сегодня мы можем познакомиться с результатом их первого проекта в Беларуси.

Кто автор концепции и как рождались идеи по наполнению диорамы?
Концепция экспозиции разработана научными сотрудниками Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой». Она задала общую идею, темы каждого зала, описывала основные события и героев. А нашей задачей было придумать, как наиболее выразительно представить обозначенные темы посетителю. Идеи по оформлению каждого эпизода подсказывали фотографии, хроника, воспоминания.

На подготовительном этапе разрабатывались эскизы, условные макеты каждого зала, чтобы более наглядно показать наши предложения. Обсуждения с представителями Мемориального комплекса шли на каждой стадии, вносились корректировки, некоторые детали менялись даже в процессе монтажа.

Наверняка не все шло гладко. С какими трудностями вы сталкивались?

Обычно мы создаем панораму в большом и высоком помещении, а в полубашне 6 отдельных небольших залов со сводчатыми потолками, и каждый из них посвящен своей отдельной теме. Некоторые приемы, ставшие привычными на других проектах, здесь оказались неприменимы. Для нас это первый опыт такого плана. Кроме того, мы впервые работали за пределами России — в связи с этим тоже возникали трудности организационного характера.

Откуда столько раритетных экспонатов? Все это было представлено фондом МК «Брестская крепость-герой»?

Часть экспонатов для предметного плана передал Мемориальный комплекс. Две трети предметов мы подбирали самостоятельно (в том числе в антикварных магазинах и на блошиных рынках).

Также мы использовали копии некоторых архивных документов, предоставленных МК: объявления периода Первой мировой войны, листовки, карты. Сделаны копии некоторых образцов стрелкового оружия, предметов униформы и снаряжения. Реплики по размерам и внешнему виду точно повторяют оригинал. Более того, с помощью дополнительной художественной обработки создается фактура, имитация следов использования.

Есть «экспонаты», которые мы случайно обнаружили на территории крепости и решили использовать (после согласования с руководством Мемориала). Например, металлическая двутавровая балка с клеймом (сейчас она находится в зале №4) — погнутая, со следами попаданий. Некоторые экспонаты переданы из частных коллекций жителей Бреста.

Вопрос по экспозиции. В одном из залов в глаза бросается историческая нестыковка. Мы знаем, что в 1915 году с приближением фронта к Брест-Литовску мирные жители были эвакуированы вглубь Империи, а крепость находилась в военном положении. Это означало, что гражданским лицам находиться в крепости было запрещено. Однако, во втором зале на картине, посвященной эвакуации, гражданские изображены бегущими по двору цитадели, чего в принципе быть не могло. Как это вышло?

Мы работаем в формате «историко-художественной экспозиции». Такое название выбрано неслучайно. В основе воссозданных эпизодов — история, реальные события, судьбы людей, ставших свидетелями или участниками этих событий. Мы работаем с архивными материалами, хроникой, воспоминаниями, консультируемся со специалистами.

Но панорама — это еще и художественное произведение: здесь есть сюжет, главные и второстепенные герои, декорации. Не обходится и без определенной доли художественного вымысла. Нужно воспринимать экспозицию с такой поправкой: помнить, что в отдельных моментах перед зрителем не строго документальная фиксация, а скорее художественный образ, основанный на реальности.

Недавно в соцсетях и СМИ горячо обсуждалась фигура солдата, выпрыгивающего из окна второго этажа. Это часть экспозиции, и она несет свой смысл, но не кажется ли вам, что у неподготовленного человека данная фигура в окне вызовет массу вопросов? Для непосвященных, согласитесь, это выглядит очень странно. И может ли это, на ваш взгляд, стать антибрендом крепости и предметом насмешек?

Фигура солдата за окном — часть экспозиции. Она является продолжением последнего зала, посвященного обороне 1941-го, теме прорыва из крепости ее защитников. Замечание, что образ должен восприниматься гармонично и сам по себе — со стороны верно. Оправдываться или категорично опровергать критику было бы неправильно.

Однако, на наш взгляд, крепость — не самое подходящее для насмешек место, как и в целом тема обороны 1941 года. Хочется верить, что жители Бреста и гости города тоже это осознают. Если реакция посетителей по отношению к скульптуре будет столь же негативной в дальнейшем — значит, что-то недоработано, и нужно искать решение, которое устроило бы как общественность, так и Мемориальный комплекс.

Сцены баталий июня 1941 года достаточно впечатляют. Как считаете, какие чувства они должны вызвать у посетителей?

Сегодня много говорят о ценности «мирного неба», но, с другой стороны, мало кто способен всерьез прочувствовать эту ценность. Зачастую война представляется неким «экшеном» — опасным, но увлекательным приключением, которое завершается наградами, славой и всеобщим признанием. Такое восприятие ни в коем случае нельзя допускать, особенно среди молодежи.

С самого первого проекта наша цель — воссоздавая мгновения Великой Отечественной, заставить задуматься, что такое война на самом деле. А это смерть, боль, грязь и кровь, потери и разрушения, искалеченные человеческие судьбы. Причем речь идет не о ком-то абстрактном и далеком, а о самых обыкновенных людях — таких же, как мы с вами. Простая и очень важная мысль, которую мы не вправе забывать: война — это страшно, противоестественно, дико. Хочется донести до посетителей экспозиции именно такие чувства, четкое осознание: нельзя, чтобы подобное повторялось. 

Вы как художники наверняка вкладываете смысл в каждую композицию. Бывает ли неприятно, когда ваш посыл не понимают, когда посетители не обращают внимания на какие-то моменты? И как вы вообще воспринимаете критику?

Бывает, конечно. Посетителям нередко больше интересна технологическая, а не смысловая сторона: как именно сделан тот или иной элемент экспозиции, из каких материалов, где подбирали реквизит для предметного плана, что настоящее, а что — нет, и т.д. Такой интерес понятен, но выдвигать его на первое место все-таки не совсем правильно.

Случается и такое, что идею искажают. К примеру, экскурсоводы, работающие непосредственно с группами. По разным причинам — недостаточно глубоко вникают в тему или видят ее по-своему, а в результате получается не то восприятие, которое закладывалось при создании панорамы.

Но к конструктивной критике и пожеланиям мы всегда открыты. Комментарии можно написать нам в социальных сетях, на электронную почту. Мы стараемся развиваться и совершенствоваться, а без выявления недостатков этот процесс невозможен.

По вашему мнению, на такой небольшой территории, как цитадель Брестской крепости, где уже существуют два музея военной тематики, не слишком ли много музеев, посвященных войне?

Безусловно, тема обороны Брестской крепости в 1941 году — одна из самых значимых страниц ее истории. В этом направлении еще много работы для исследователей, много вопросов.

Однако нельзя не согласиться, что важные события связаны и с другими историческими периодами. Они также достойны внимания. Большинство туристов, далеких от темы, мало знают о строительстве крепости, Первой мировой войне, польском периоде. Для нас, к примеру, стала новой информация о том, что старинная часть Бреста находилась на месте Цитадели и была перенесена для строительства здесь крепости. Хотя большинство из нас в Бресте не впервые.

Возможно, какие-либо тематические мероприятия могли бы способствовать привлечению интереса к разным историческим периодам. К тому же, сейчас бывают значимые годовщины, создающие удобный информационный повод. Например, 100-летие Брестского мира в прошлом 2018 году, в нынешнем 2019-м — 80 лет с момента начала Второй мировой войны. А ведь многие почти ничего не слышали о том, что была еще оборона крепости 1939 года. Уверены: от развития темы Мемориальный комплекс только выиграет.


На вопросы отвечали: Ульяна Мазурова, Маргарита Попова, Дмитрий Поштаренко
Фотографии и помощь в подготовке материала — Олег Полищук

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: