Processed with VSCO with a6 preset

Мусорок нет, макароны — по 5 штук в пачке. Как брестчанин 2 месяца путешествовал по Африке

За 6 лет Дима Левчук проехал автостопом более 30 стран, покорил Эльбрус и узнал о жизни местных жителей больше, чем бывалые гиды. Причем умудряется он это делать с минимальными затратами и багажом. Около месяца назад парень вернулся из двухмесячного трипа по Западной Африке, куда отправился вместе с подругой.

Мы встретились с путешественником и записали историю о дорогой и при этом нищей Африке, блокпостах на границах с шлагбаумом из веревки и поездке на самом длинном поезде мира (правда, в «купе» там было по 15 человек).

До 18 не выезжал из Беларуси, а потом на Эльбрус без подготовки

До 18 лет я ни разу не выезжал за пределы Беларуси. Все путешествия по стране ограничивались поездками “стопом” до Минска и обратно. Когда друг мне предложил отправиться в путешествие по Кавказу на попутках, я тут же загорелся. В поездках “стопом” есть особый драйв, фасадный и комфортный туризм меня никогда не привлекал. В придачу это огромная экономия денег, которая позволяет путешествовать за копейки даже по самим дорогим станам. Например, в Норвегии я потратил всего 40 евро.

После Кавказа я понял, что куда интереснее добираться туда, где мало ступала нога туриста. Так я увлекся горами. Одной из первых был Эльбрус. На него я забрался с минимальными финансовыми затратами: в украинском секонд-хенде купил ботинки за пару сотен гривен, взял с собой ватные штаны и спецовку с работы. Треккинговые палки и кошки взял напрокат на месте. За 4 дня гора была покорена.

На вершине Эльбруса. Высота — 5642 метра

Один бизнесмен написал, что в Гвинее голод, война и эпидемии

Африкой я загорелся около года назад. Большинству этот материк известен своим туристическим центром – Египтом. Меня он совершенно не интересовал. Изначально я планировал отправиться по Восточной части, но выбрал Запад — он дешевле.

Отправиться в двухмесячный трип по Африке я собирался с другом из России. Одному страшновато, да и мое знание английского оставляет желать лучшего. Друга не отпустили с работы, а Ира, с которой я познакомился случайно, загорелась идеей. Мы начали планировать маршрут.

Западная Африка – terra incognita для туристов, о ней почти нет информации на форумах. И если о Кот д’Ивуаре еще можно найти отзывы, то по остальным странам в лучшем случае единичные заметки. Например, о Гвинее какой-то российский бизнесмен написал, что там кромешный ад: голод, война, эпидемии и воровство.

Виза в Марокко  — 100 евро, бананы в Марокко — 5 евро

Мы планировали посетить 8 стран за 2 месяца, но две откололись из-за бюрократии с визами. В каждую страну Африки нужно открывать отдельную визу. Сделать это можно на месте, поэтому перед путешествием я открывал визу только в первую страну въезда – Марокко. Открывать ее пришлось в Москве — в Беларуси представительства нет. Трехмесячная многоразовая виза обошлась в районе 80-100 евро.

Особенностей в сборах не было: сетка от комаров, палатка, спальник, газовая горелка, немного альпинистского снаряжения (для подъема в Атласские горы). Единственное, я сделал обязательную прививку от желтой лихорадки. Собрал аптечку, закинул в рюкзак вещи, которые не жалко, и отправился “cтопом” в Германию. Оттуда у нас с Ирой был запланирован вылет.

Летели мы лоукостом, поэтому билеты обошлись в 40 евро на человека. Из них 20 – багаж. В Германии я накупил много вещей для походов в горы и в итоге мне пришлось их таскать за спиной. Также мы взяли с собой немного веганской еды на первое время и не прогадали.

В Африке дико дорого. Как только местные жители видят перед собой белого человека, они тут же начинают заламывать цены. Они не понимают, что у тебя банально не может быть денег. Пока мы не научились хорошо считать в местной валюте (а у каждой страны она разная) и я не выучил пару фраз на французском, нас хорошенько обсчитывали. За два банана с нас могли взять запросто 5 евро. Кстати, если лететь в Африку, то именно с этой валютой: обменивать доллары не выгодно.

Марокко – достаточно цивилизованная страна. По уровню жизни ее можно сравнить с Беларусью. Здесь я планировал подняться на Тубкаль – самую высокую гору Атласских гор, что и сделал после того, как мы вписались в Маракеш у местной жительницы. После этого мы отправились по побережью океана в Мавританию – самую бедную страну нашего путешествия.

Мусорок нет, макароны продаются по 5 штук в пачке

Как только мы въехали в Мавританию, Ира сказала, что здесь мы и останемся. Словить машину в этой стране – целый квест. Мало того, что ждать ее можно по нескольку часов, так еще все автомобили едят забитыми под завязку. Только представьте: в обычном внедорожнике 10 человек в салоне и 5 — на крыше. Вместе с козой, холодильником и провиантом.

В каждой мавританской деревне стоят блокпосты. Как только местные пограничники видят белого человека, тут же останавливают машину и начинают переписывать паспортные данные. И это несмотря на то, что читать и писать они толком не умеют. Грамотность вообще отдельный случай. Местные жители общаются по whatsApp (да, в Африке есть связь) голосовыми сообщениями.

Мавритания – одна сплошная пустыня. Местное население живет очень бедно и питается хлебом с козьим молоком. Работы нет совсем и местные жители зарабатывают на жизнь, трудясь на собственном такси либо открывая магазины прямо в домах. В городке с тремя тысячами населения может работать более ста машин такси, а в каждом деревенском доме – магазин. Ассортимент в каждом совершенно одинаковый. Цена – тоже. Для них турист – как посланник бога.

В продаже те же продукты, что и у нас. Отличается фасовка. Например, макароны продают по 5 штук в пакете. Овощи дико дорогие из-за отсутствия воды. За два месяца нашего путешествия ни разу не было дождя. Несмотря на это, вода в Африке недорогая. Повсюду стоят колонки из которых при желании можно пить. Мы же покупали воду в пакетиках по 500 мл: она гораздо дешевле аналогичной воды в бутылке. Из-за этого вся Африка услана этими пакетами. Мусорных баков нет, поэтому все бросается на землю.

Самый длинный поезд в мире: испражняются в углу вагона, готовят на горелке

В Мавритании у меня была одна цель: проехаться на самом длинном поезде в мире. Добравшись до города Наудибу, мы сразу отправились на вокзал. Расписания единственного поезда в стране нет, известно, что он ходит раз в день, но когда – вопрос. Нам повезло, поезд прибыл практически сразу. Он представлял собой цепь из грузовых вагонов, в хвосте которого находятся три пассажирских. Цена поездки – 5 евро с человека и не зависит, куда ты едешь.

Поездка – сущий ад. Из-за отсутствия перрона в вагон пришлось запрыгивать. Внутри – подобие наших плацкартов, но без полок. Там, где у нас обычно размещается 4-6 человек, в этом поезде набивалось по 15. Люди спали в три ряда, по моей голове постоянно топтались, а каждая остановка напоминала автомобильную катастрофу: со всех щелей на тебя сыпется песок, в углу испражняются люди, кричат младенцы и готовится еда на горелке. Атмосфера зашкаливает.

Выбора у нас не было. Мы не могли сойти на ближайшей станции и вернуться обратно. Нашей целью был поселок Чум – единственный населенный пункт, от которого идет асфальтированная дорога к Нуакшоту – столице Мавритании. Оттуда мы отправились в Мали.

Шлагбаум на границе — это веревка на земле

В Мали мы не задержались. На большей части страны идет война, поэтому мы сразу же отправились в Бамако (столицу) за визами в Кот д’Ивуар. И вот здесь начались танцы с бубнами. Визу в Кот д’Ивуар мы оплатили через интернет и должны были получить штамп у посла. Тот нам заявил, что нужно ждать как минимум неделю, пока они разберутся с документами. Но если мы заплатим 100 евро, то визу сделают за день. Мы не поддались и ждали, пока консулы разберутся.

Спустя неделю нам отдали паспорта и мы отправились в Гвинею. Если на границе Мавритании и Мали было все серьезно (отпечатки пальцев и паспортный контроль), то с Гвинеей все наоборот. Граница с этим государством представляет натянутую на песчаной дороге веревку. Рядом – соломенная хижина с пограничниками. Местных не осматривают и сразу же открывают “шлагбаум”. Поэтому когда мы сели на хвост к местным, то нас попросили спрятаться. Так и проехали: с ветерком и без досмотров.

Я хотел посетить водопад рядом с китайским заводом. Оставив Иру на “вписке”, я отправился любоваться природной красотой. Но не тут то было. На пути у меня появился охранник, который натянул веревку на дороге. За вход сотрудник завода хотел с меня взять 50 евро. Таких денег у меня не было, а спорить с вооруженным человеком не было смысла. Поэтому я пошел в обход по джунглям. Страшно не было. Живности там практически не осталось: местные все съели.

Уже на обратном пути я снова столкнулся с охранником, который был настроен куда агрессивнее первой встречи. Начал вырывать у меня рюкзак, требовать деньги. В итоге я дал ему около 6 евро и ушел. На его лице сияла улыбка.

Денег нет вообще, но 40 евро заработать лень

Вся работа местных жителей заточена на сельское хозяйство. Они выращивают рис, собирают и после сушат на дороге. Дети начинают работать с малых лет, помогая родителям в поле или в сборке мебели. Когда мы ехали в путешествие, нам все советовали есть только в специализированных заведениях и не прикасаться к местной кухне. Но цены в Африке, как в Европе, только умноженные на три. Поэтому мы ели местные каши, срывали фрукты и наслаждались жизнью. Отравился я лишь однажды, но и то — быстро оправился.

Несмотря на тотальную бедность, никто из местных не хочет особо напрягаться. Например, мы хотели попасть в заповедник, и местный гид завернул цену в 40 евро с человека. Мы не могли себе этого позволить. Зато ирландец (с которым мы познакомились во время трипа) согласился ехать. Но гид отказался трогаться ради одного человека. В Гвинее мне удалось попасть на плато Фута-Джаллон – очень красивое место с потрясающими водопадами. Норвегия нервно курит в сторонке.

Последней точкой нашего путешествия стал Кот д’Ивуар. Отсюда были самые дешевые билеты до Парижа – 160 евро, вместо 260, которые предлагали соседние страны. Кот д’Ивуар – цивилизованная страна по сравнению с Мали и Мавританией. Здесь есть офисные центры, супермаркеты, но местный дух все равно сидит крепко. Например, перед одним из небоскребов мы видели женщину, которая развела костер и готовила обед. После к ней спустились офисные работники и прямо на ступеньках начали кушать руками.

В Кот д’Ивуаре мы просто отдыхали. Лежали на побережье, ели фрукты и наслаждались жизнью. Оттуда мы вылетели в Париж, а из французской столицы я поехал на автобусе. На стоп уже не было сил.

За два месяца путешествия по Африке я потратил 500-600 евро — практически все свои запасы. Но деньги – не главное. Можно путешествовать и с минимальным количеством средств. Для меня не важен комфорт, главное – ощущение, возможность узнать жизнь стран изнутри, а не через туристические буклеты. Дальше — Балканы, Восточная Африка и подъем на Киллиманджаро.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: