Темная сторона ДК Профсоюзов. Андеграунд-репортаж для тех, кто остался дома

ДК профсоюзов – площадка архаичная. Обычно на потухающий огонек сюда залетают звезды “Кривого зеркала” и “Аншлага”, в качестве местного саппорта — Ухтинский и Калина. Регино-дубовицкое “гы-гы-гы” выкупается профсоюзами предприятий, чтобы главное культурное учреждение на Востоке могло выдавать робкое “Gold on my wrist, я юморист”. 


В эту субботу истерично-штормовое настроение весны испугало Геннадия Ветрова, и вместо него в рамках европейского тура заехали шумные москвичи Jars и ритуально-магические хабаровчане Rape Tape. Альтернативу второсортному юмору и шансону составили гитарные запилы в духе “Swans” и смелые эксперименты над пост-панком. Жаль, что вы этого не слышали.

То ли из-за погоды и лени, то ли из-за нежелания принимать андерграунд как едва ли не единственную площадку для поддержания пульса гитарной музыки, на концерт собралось чуть больше 30 человек. Практически всех мы уже знаем в лицо (возможно, и они нас тоже). Это те смелые ребята, которые не позволяют городу окончательно захлебнуться в топи провинциальности и предпочитают звуки выкрученного дисторшна просмотру кинопродуктов от “Netflix” под порцию роллов из кулинарии ближайшего магазина.

Приезд Jars и Rape Tape стал логическим продолжением январского панк-безобразия от Kick Chill. Минчане из «Поздно» проявили инициативу и скооперировали местных ребят. Те на энтузиазме списались, на альтруизме договорились, организовали, привезли. Получилось круто.

На таких концертах не стоит оценивать свет, звук, цвет стен помещения и температуру баночного пива. Это не важно. Более того, выглядело бы также дико, как просьба не топтаться по ногам на гиге каких-нибудь “Nasty” или “Deez Nuts” (группы, играющие битдаун-хардкор). Здесь куда важнее (простите за пафос) уровень эмоций, накала и готовность проломить череп существующим устоям, чтобы после сделать перезапуск.

Несмотря на то, что все выступавшие ребята находятся в разных стилистических углах, кричат и поют они об одном: свободе, равенстве и братстве — о том, чего одинаково не хватает в Беларуси и в России. Поэтому на концерте собирали подписи под петицией о введении закона о домашнем насилии и деньги в фонд “Радислава” в рамках акции «Не виновата». Эмоциональное “Если кто-то считает, что бить девушек – это нормально, пусть сразу отсюда у**ывает” от вокалиста Jars прозвучало как манифест вечера.

Дальше москвичи погрузились во мрак, затягивая туда всех причастных. Музыка Jars – далеко не стандартная схема куплет-припев-куплет-душещипательная соляга. Здесь место ломанному ритму, тягучим гитарам и истеричному вокалу. Религиозный человек провел бы параллель с сатанизмом, любой другой – с наследием Swans.

И если Jars под гитарный кисель заставляли внутреннюю агрессию переводить в слэм и единичные попытки мошпита, то Rape Tape ввели в транс и заставили ритмично двигаться даже самых ортодоксальных панков. Rape Tape играют пост-панк, хотя носители ценностей Моторамы и Буерака будут с пеной доказывать обратное. Из пост-панка у хабаровчан – стержень, на который они нанизывают стилистически-магическое лего. Так что если кто-то разочаровался в наследии Кертиса и Смита и способен заглядывать ща горизонт, то с Rape Tape следует ознакомиться обязательно. Возможно, они — одни из спасателей стиля.

Андеграунд в соседней стране жив и в нем рождается чудесная музыка. Пока гитарный мейнстрим продолжает расписываться в собственной импотенции и отдает проверенные ходы рэперам, в музыкальной подземке России бурлит жизнь. Здесь и жалобы родителей на происходящее во время концерта Щенков и сотрудничество Додонова (бывшего гитариста Дельфина) с Макулатурой и переосмысление панк-рока (чем, собственно, занимаются Jars и недавно занялись Сёстры).

Мы же пока андеграунда боимся, думая, что в нем сидят фрики. Куда проще по протоптанной дорожке сходить на концерт Nizkiz или Паліны, чем сунуть нос туда, где не поют, а кричат, да еще и поддерживают со сцены репрессированных анархистов. Это не плохо, но важно помнить, что искусство – не мороженое. Его нельзя делить на «нравится/не нравится». Потому, прежде, чем начать что-то игнорировать (кажущееся чуждым), нужно обязательно попробовать.


Фото — Роман Чмель

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: