Классическую музыку наскоком не возьмешь — здесь «нравится/не нравится» мало уместно. Чтобы вы разобрались и научились не зевать на затяжных симфониях, пианистка Марина Кулов из Бреста начала «просветительский» проект, где рассказывает о классических хитах, играет их и объясняет, почему эта музыка вечна.
Слушать классику значит делать усилие. Да, этот тот случай, когда сложно и непонятно — это нормально. Эта музыка при всей динамичности может показаться затянутой или однообразной: нужно уметь отключаться от ожиданий и предпочтений — воспринимать звучащее как на чистый лист.
Нарядный антураж больших залов в наше время очень контрастирует с вечным кэжуалом обычной жизни, так что концерты это шанс, что говорится, побыть в среде. Но словить вайб от пассажей и аккордов можно и в гостиной провинциальной филармонии. При желании. Чем лучше исполнение, тем глубже можно погрузиться и испытать от вечной классики то, о чем рассуждают с трепетом.
«Фермата Классика» — цикл концертов, на которых вам расскажут об известных композиторах, их хитах и тут же исполнят эти произведения. Если вы не учились музыке профессионально, многое будет в новинку. В первый вечер играли и говорили о Шумане, Листе и Шопене. Это композиторы эпохи романтизма — последней эпохи в классике длиной почти в сто лет. Век революций и надежд, пора отречения от старых укладов. Время Героя, его порывов и чувств, всего душевного и эмоционального.
Потом наступил ХХ век и направления в искусстве менялись так быстро, что критики только успевали переворачивать календари и успевать за определениями.
Итак, романтизм. Начинаем с великого композитора эпохи — Шопена. Но почему? Марина рассказывала «на пальцах»: изобрел новые жанры (например, привнес в музыку из литературы жанр баллады), возродил и поэтизировал всем известные танцы (например, по-новому зазвучали польские «мазурки»), более романтическими стали полонезы и вальсы, в самостоятельное произведение переродилось скерцо. Фортепианная музыка вышла на новый гармонический уровень.
Шуман — человек с непростой жизненной историей. Из-за повреждения руки ему пришлось оставить карьеру пианиста и посвятить жизнь сочинению. Это был поэт от музыки. Большинство его произведений — программные, то есть имеют название, которое определяет характер. И в них — целый пул настроений: романтические, страстные, тоскливые.
Фото — Роман Чмель
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.