Ван Гог, беларуская «маляванка» и боль. Выставка «Отсебятина» открылась в Пространстве КХ

В среду в Пространстве КХ открылась выставка «Отсебятина» Максима Осипова. Может, припомните что-нибудь из Матисса, Ван Гога, Босха? Максим соединил их с нашей беларуской «маляванкой», которую рисовала простая дзяўчынка со Случчины Алена Киш. Она только и умела, что рисовать — за мешок картошки или кусок хлеба. Максим из этого обилия культур создал свой микс. 


Вдохновительница Максима — Алена Киш, беларуская дзяўчынка. Жила в начале XX века и рисовала настенные ковры за еду: «Как-то в Заславле мы приобрели альбом «Маляваныя дываны» по цене пары пачек сигарет — там я увидел работы Алены Киш. После посмотрел о ней документальный фильм Галины Адамович и не упустил возможность сходить на выставку. Это было сродни тому, как люди подсаживаются на алкоголь или наркотики — я подсел на Алену Киш«. 

Алена рисовала всего три сюжета: «Рай», «Письмо к любимому» и «Дева на водах». Они были обусловлены временем — война, голод, нужда, репрессии. А тут посмотришь на «полотна»  — и жить можно, и человеком себя чувствуешь. Работы Алены вешали на вёске как украшение — стены, быта, жизни.

Максим обыграл эти сюжеты и добавил к ним элементы картин всемирно известных художников — немножко Дюрера, Босха, Тициана, Матисса: «Я использовал авторов скорее как материал — брал эмоцию, которую объект провоцирует и соединял его с другим».

Работы Максима прежде всего о нем — художнике, жителе, человеке. В каждой — переживания и боль. Автор не отрицает: делиться таким сложно. «Но что делать?». 

На выставке — 8 полотен. Максим сказал, что рад наконец-то увидеть их вместе: 2 работы уже проданы, удастся ли еще когда-нибудь собрать ковры вместе — неизвестно. Так что советуем поспешить. Но прежде — почитайте, что пишет Максим. 

Хотя и говорят, что настоящие художники свои шедевры не объясняют, Максим к каждому из восьми полотен написал «объяснительные«, чтобы упростить зрителю задачу. Признался, что однажды сам зайдя на какую-то выставку, не понял, о чем текст: «Моих трех художественных образований не хватило — пришлось гуглить каждое третье слово».

Подготовленный зритель — щепетильный, прислушивающийся, ищущий. Тот, кто после пяти минут постоит-поразмышляет еще две и все-таки найдет то, что хотел сказать автор.

P.S. Почитали «объяснительные» Максима к работам. Стоим, смотрим на этих мужчин без голов. Вглядываешься в полотно, даешь изображаемому еще немного времени. И мысль: а если сейчас повесить ее, эту «Утечку голов», в хату? Напротив ложка, где ей, должно быть, и место? Или, может, в столовой? И понимаешь — нет, не смогу. Каждое утро выходить шаркающим шагом на завтрак, видеть сюжет на стене и думать об этом. О чем — об этом? Здесь


Фотографии — Роман Чмель

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: