13 старинных балконов в центре Бреста, которые скоро могут исчезнуть

Гуляя по улочкам города, смотрите вниз или перед собой? Вместе с Татьяной Мирошевич мы побродили с приподнятыми головами и рассматривали балконы центра. Там много оригинальных с досоветских времен, есть даже в духе Парижа. 


Балкон №1. Венки эклектики
Советская, 53

Здание относят к эклектике — это искусственный архитектурный стиль, который был распространен в Бресте в конце 19 века. Ампиру и позднему классицизму в эклектике свойственны простые геометрические формы, которые сочетались с классическими украшениями — венками, орнаментами и вензелями.

В Бресте было много оригинальных балконных оград из металла — это связано с его свойствами: пластичность, выразительность и прочность. Плюс, он сочетается с любым архитектурным стилем. Здесь мы видим: ограда балкона совмещает литье (которое распространилось в то время) и кованые декоративные элементы (венки). Композицию подпирает лаконичный кронштейн (основание балкона).

Балкон №2. Стебли модерна
Советская, 50

Здание напротив выполнено в стиле промышленной готики, который пришел к нам в конце 19-начале 20-го века. А вот балкон на нем больше тяготеет к модерну — с характерными плавными линиями и имитацией растений. Выпуклая часть — это элемент «Удар бизуна», а на ограде причудливой петлей закручен стебель цветка цикламена.

Балкон №3. Популярная простота
Советская, 57

Следующий балкон имеет форму, которую часто можно встретить в городе. Простая линейная композиция с сочетанием с металлических завитков и полос. Рядом с оригиналом — новодел. Их легко отличить по материалам: в современной эклектике использован пластик, поликарбонат и т.д.

Оригинал
Новодел

У мастеров раньше не было сварки и компьютерных программ, чтобы точно рассчитать нужную длину материала. Все делалось руками. Именно поэтому на оригинальных балконах можно увидеть соединение элементов при помощи хомутов и заклепок.

Балкон №4. Пример модернизма
Советская, 61.

Здание польского периода, поэтому здесь видим другую форму балконной площади. Она более сложная, использован бетон или железобетон. А вот ограда — скромная: линейная композиция из металлических полос.

Балкон №5. Хороший новодел
Советская, 73

Балкон на гриль-баре «Korova» — нашего времени. Оригинал мы увидим чуть позже, на площади Свободы. Здесь же можно увидеть простые геометрические элементы, которые сочетаются с растительным узором. В центре — абстрактная упрощенная композиция, на месте которой когда-то мог находится герб или вензель.

Балкон №6. Французский дух
Советская, 74

Особенность этих балконов — «выпуклые» прутья. Сказывается французское влияние, но балкон назвать французским нельзя — он должен быть узким, куда можно только ступить.

Сейчас эти балконы кажутся шикарными и уютными, но история их возникновения отдает скорее не романтизмом. В средневековье в Париже дома стояли очень плотно и смотрели окнами друг на друга. Окна были высокими — практически до потолка (изначально это были двери). И вот каждое утро парижане выходили, свешивались через перила и выливали на улицу содержимое своих ночных ваз. Со временем эта конструкция преобразовалась в более утонченные балконы. Выпуклыми их делали для увеличения размера.

На наших балконах можно увидеть простые прутья, а в углах — конструкцию, которая напоминает вазу для цветов. Более выразительный подобный балкон можно увидеть на улице Советских Пограничников (в здании, где находится клиника «Новое зрение»). Это пример хорошей реставрации. Там же по бокам можно увидеть лист аканта (растение) — элемент архитектуры который использовали в эпоху Ренессанса, потом в классике.

Балкон №7. Две стороны аптеки Гринберга
Советская, 101

Старую аптеку на Советской построил Соломон Гринберг, который работал здесь с женой. Аптека — представитель модерна, правда, не в чистом виде. Характерные черты этого стиля — увеличенные окна, деформированные оконные арки. На балконных оградах — плавные полукруглые линии, создающие легкий и утонченный стиль.

Со двора аптека очень отличается: здесь много входов в квартиры. После войны часть домов пустовала, люди начинали их обживать. Отдельные входы в квартиру делали, чтобы увеличить площадь. Так получилась интересная застройка, которая напоминает многим одесские дворики.

Балкон, похожий на скворечник.

Балкон №8. Массивный кронштейн
Дзержинского, 36

Обратите внимание на ажурный вид решетки: это литье, которое стало активно распространяться в конце 18 века. Работа с металлом в такой технике обходилась дешевле, чем ковка. Интересен также массивный кронштейн (опора балкона) — похожую крупную форму использовали в Ренессансе.

Балкон №9. Второй по популярности в городе
Буденного, 27

Этот вид можно встретить по всему центру: сочетание меандра (греческий орнамент) и простых V-образных элементов. По бокам — декоративные чаши, которые использовали как вазы для цветов или как пепельницы.

Балкон № 10. Такой, как у Korova, только оригинал
Площадь Свободы,11

Если балкон гриль-бара — это скорее имитация старины, на Площади Свободы можно увидеть, как он выглядел до обновления. Здание относят к ампиру. Литая ограда и кронштейны (основание балкона), меандр и узоры растений. Простой декор здания говорит о влиянии классицизма.

Балкон № 11. Дружба балконов
Площадь Свободы, 14

Здесь можно увидеть попытку объединить два здания разного времени — конца 19 века и начала 20-го в единый архитектурный ансамбль. Изначально у них были разные металлические ограды. Но теперь на обоих балконах есть бетонная плитка, видимо, так пытались дома «подружить» архитектурно. Есть также предположение, что решетки балконов могли быть повреждены и таким образом их прикрыли.

Балкон № 12. Поздний ампир
Пушкинская, 18

На этих двух балконах можно увидеть те же элементы, что и у балкона над «Korova», и у здания на площади Свободы. Правда, здесь они более «насыщены» металлической оградой. Опять меандр и стилизованная растительная композиция. Простые формы говорят об упрощенной версии позднего ампира.

Балкон № 13. Два в одном
Комсомольская, 34

Еще одна попытка привести архитектуру разных периодов к общему знаменателю с помощью балконов. У здания конца 19 века старая ограда из литой композицию (которую можно сравнивать с Ренессансом из-за завитков, «восьмерок» т.д.). Второе здание — периода межвоенной Польши. Модернизм, романтичный полукруглый балкон.

Благодарим Ольгу Малафеечеву за организацию экскурсии в Бресте.


Фото — Роман Чмель

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: