OLYMPUS DIGITAL CAMERA

“Политика в Беларуси везде, даже в глазированных сырках”. Брестчанин выпустил рэп-альбом на мове

«Так звучит настоящий беларуский рэп» — пишут СМИ о дебютном альбоме брестчанина Глеба Хомутова. Новый альбом от Глеба «Gleboki Smak» — это 10 треков с колючими рифмами, сюжетом и авторской музыкой. И на беларуском языке. 


В пластинку вылились 10 лет увлечения рэпом, там же уместились четыре переезда, два сингла и одна победа на фристайл-баттле. Откуда вдруг взялся (и куда делся?) этот, выходит, немного брестский и полностью беларускоязычный рэп?

Увлекся рэпом, записал фит с ЛСП, победил в баттле и пропал

В хип-хоп Глеб влился на втором курсе ЕГУ. Одногруппник попросил почитать с ним рэп, и постепенно занятие переросло в студенческие фристайлы на квартирах и всю сопутствующую движуху.

Свои первые треки Глеб записал на польском проекте — ими стали два «фита» с Олегом ЛСП, «Вожыкам», Анной Грубер и польским рэпером Вацыком.

Это был целый фест, куда съезжаются скейтеры, райтеры, би-бои, граффитисты. Там я и познакомился с Олегом ЛСП. После мы с ним пару раз пересекались на баттлах, концертах. Тогда я и представить не мог, что этот чувак будет собирать стадионы. Я очень рад за него, — говорит Глеб.

Вслед за фитами последовал фристайл-баттл «Street-awards» в 2011 году, где Глеб победил. После этого рэпер выпустил два сингла и пропал с беларуских рэп-радаров.

Закончился университет, начался поиск себя

За несколько лет Глеб сменил четыре города и в итоге осел в Варшаве.

— Я некомфортно чувствовал себя в Беларуси. Прикинь, я переехал с крутого района Вильнюса в спальник на Сухарево, где бабушкин ремонт, плохая вода и т.д. В Минске я впервые начал искать постоянную работу, и мне вечно попадались сомнительные варианты в виде продажи кастрюль и ножей. В общем, столичный вайб я не прочувствовал.

После столицы Глеб прожил полтора года в Бресте, а дальше двинул в Варшаву. Там он набросал текст «Піцерскага Скарыны» — трека об эмиграции, идею которого подбросил рэпер Tom Nave. «Drenny ton» — альбом, который достает беларускоязычный рэп из пепла, — Глеб тоже задумал в Варшаве.

«Рэп на мове? Гэта ўсё ваш БНФ! Змагары!»

Лаконичный «Drenny ton» состоит из 10 треков неслучайно. Глеб хотел рассказать о важных для себя вещах, которые происходили с ним и страной за эти 10 лет.

— Всегда есть треки, которые тебе не нравятся. Что-то кажется наивным, что-то и вовсе со временем потеряло свою актуальность. Я могу запросто записать 3-4 альбома, материал есть. Но для этого надо безвылазно сидеть в студии, работать 24/7.

Сейчас музыка для меня — хобби. Альбомом я закрываю гештальт, дальше — новая страница и новые треки.

Работа над альбомом кипела между Минском и Варшавой. В Беларуси — студия и команда, с которой работает Глеб, в Польше музыкант писал демки и прокачивал скилл на студии беларуского рэпера Муравья.

Музыку для «Drenny ton» написал Myownchoir (хаус-продюсер из Беларуси). Все треки — на беларуском языке. Это принцип. Хотя параллельно Глеб накидывает тексты на английском, не исключено, что запишет пару треков на русском языке.

— В Беларуси глубоко сидит клише, что беларускоязычный человек — тот, кто окончил филфак и вступил в БНФ. Это давно уже не так, но из этой парадигмы не могут выйти даже некоторые беларускоязычные рэперы.

Да, и у меня на альбоме есть политика, но она же в Беларуси везде. Недавно прочитал, что читатели «Нашай Нівы» шлют в редакцию гневные письма о том, что глазурь в их любимых сырках перестала хрустеть как раньше. Чем не протест?

Своим альбомом Глеб хотел показать, что рэп на мове может быть актуальным и злободневным, а лирика и панчлайны не проигрывают в образности русскому языку.

В пример приводит «Фіранкі» — трек, записанный совместно с Muzaskat (рэпером, который до этого пел исключительно на русском языке). Глеб уверен, что каждый беларуский рэпер может зачитать на мове. Было бы желание.

Сейчас рэпер делит свое хобби с работой и готовится к переезду на новую квартиру, где планирует оборудовать студию. О выступлениях думает осторожно: надо еще наработать мастерство: «Концерты будут тогда, когда буду уверен в своих силах».

 P.S. о русском рэпе

— В русском рэпе все круто, построили индустрию, молодцы. Но практически все, что слышу там, я уже слышал от американских рэперов. Для меня номер один в России — Кровосток. Это самобытный русский рэп, у которого нет аналогов, — отвечает Глеб, когда мы цепляем его на вопрос о любимых исполнителях.

И если в Беларуси с местным рэпом напряженка, больше слушают русский рэп, то в Польше, рассказал Глеб, рэп на польском можно услышать едва ли не из каждого утюга. Культура на подъеме.

— Я много общаюсь с польскими рэперами, и все как один говорят: если ты популярен даже в небольшом городе (например, как Кобрин), то на одном фесте можно заработать 2-3 польских зарплаты.

Фото — из архива героя

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: