Часто можно услышать нарекания горожан на культурную жизнь Бреста — “однообразна”, “некуда идти”, “не на что смотреть”, “я там был — скукота…”.
И дело даже не в том, что это не так. Скорее в том, имеет ли смысл говорить о проблеме, оставляя ее неразрешенной? Возможно, настало ваше время что-то менять. Задумывались ли вы о том, как могли бы повлиять на положение дел?
Бинокль» расскажет вам про отличный пример участия в жизни города ребят, которые проделывают работу на уровне Академии культуры Google Google Arts & Culture.
Современные тенденции таковы, что сами люди формируют города, задавая вектор их развития своими возможностями, потребностями, интересами. Так, год назад, 9 декабря 2015 года в Бресте стартовала платформа “А/Я Брест” — сообщество, которое сегодня объединяет творческую среду города в лице художников, иллюстраторов, поэтов и фотографов.
Инициаторы проекта хотели создать площадку, которая объединяла бы работы брестских авторов в одном месте, а также дала бы возможность обсуждать новые идеи и создавать совместные проекты. Спустя год страница “А/я Брест” в сети Facebook продолжает набирать новых подписчиков, число которых приближается к 4000. Это результат ежедневной кропотливой работы по систематизации, отбору и публикации авторских работ.
Вскоре после старта проект вышел далеко за рамки локальной инициативы. Чтобы сделать информационный ресурс “А/Я Брест” более содержательным и интересным, его авторы предложили специалистам Брестского областного краеведческого музея включить в публикации работы художников Бреста из музейных фондов.
Столкнувшись с отсутствием художественных коллекций в электронном виде, решили заняться их оцифровкой самостоятельно. Благодаря готовности музея к участию в новых современных проектах, в 2016 году была проделана колоссальная совместная работа.
Обладая необходимыми ресурсами, на высоком профессиональном уровне команда “А/Я Брест” оцифровала свыше тысячи картин брестских художников на безвозмездной основе. Работы из этой коллекции краеведческого музея ежедневно публикуются в сети Facebook на странице сообщества.
Можно смело сказать, что работы подобного масштаба в музейных фондах Бреста никто до этого не проводил. Между тем, необходимость создания такого проекта связана с общими проблемами всех музеев: нехваткой специального оборудования и кадров, обладающих соответствующей технической квалификацией.
В результате цифровые копии художественных полотен образуют базу, имеющую огромную ценность. С одной стороны, это сохранение картин для будущих поколений, с другой — возможность найти дополнительные спонсорские и инвестиционные предложения для музея и будущих проектов по предъявлению живописи на уровне общественности и включению ее в городское пространство.
Благодаря инициативе “А/Я Брест” у краеведческого музея Бреста появилась возможность присоединиться к числу крупнейших музеев мира, которые оцифровали архивы и уже сделали их доступными, наряду с Национальным музеем Прадо — одним из крупнейших и значимых музеев европейского изобразительного искусства в Мадриде, Норвежским национальным музеем , Музеем истории искусств в Вене, Нью-Йоркским музеем современного искусства MoMA и многими другими.
Примечательно то, что это — редкий в Беларуси совместный опыт взаимодействия общественных инициатив с государственной музейной институцией, что важно, на некоммерческой основе. И он является отличным примером успешного сотрудничества.
Уже несколько лет реальным музеям существует онлайн-альтернатива. Обеспечить широкий доступ к реальным объектам весьма проблематично, поэтому специалисты склоняются к необходимости создания электронных копий музейных экспонатов. Такие инструменты помогают музеям выполнять свои базовые функции, которые заключаются в хранении, предъявлении и изучении культурных ценностей.
Оцифровка музейных коллекций также отвечает на вопросы актуальности традиционного музея, который в Беларуси достаточно изолирован от современно мира. Ведь чаще мы по-прежнему понимаем музей как некий обособленный институциональный мир, с экспозицией, раритетами, аннотациями и, конечно, антуражными смотрительницами.
Но в мировом контексте уже довольно длительное время стратегию и тактику работы музея определяют сами зрители. Музею пора выйти за консервативные пределы административного здания, попробовать новые форматы. Современные музеи используют новые формы предъявления истории и культуры, они превращаются в места, где люди могли бы не только прикоснуться к прекрасному, но и отдохнуть, послушать лекцию, музыку, принять участие в диспутах.
Формат подобного креативного кластера уже используется и в Беларуси. Здесь тоже начинают появляться новые интересные пространства с настоящим мультимедийным, интерактивным, познавательным центром, артклубом, которые также влияют на наше восприятие искусства и позволяют выйти на новые рубежи (Галерея “ЦЕХ”, Галерея современного искусства «Ў», Прастора КХ и другие).
Участие жителей города в появлении таких площадок, является неотъемлемым процессом, ведь эти пространства стартовали тоже с конкретных людей, их локальных инициатив и им удалось сделать свое место интересней для жизни.
Создавая новые проекты и программы, можно сформировать индивидуальный характер города, который объединит поклонников самых разных форм искусства. При этом важно учитывать и осознавать потенциал города. Ведь на одном только примере фондовой коллекции Брестского областного краеведческого музея можно создавать новые сценарии развития не только музея, но и города — издательские и выставочные проекты, включать живопись в городское пространство, создавать корпоративную культуру и многое другое.
Кто, если не вы, знает как хотел бы жить в своем городе? Поэтому выбор остается за вами — ищите вдохновение, создавайте и созидайте!
текст Наталья Зданевич
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.