Чытай беларускае, чытай сваё!

Белстат выяснил, что белорусские мужчины уделяют чтению всего 6 минут в день, женщины немногим больше. И вряд ли  в эти драгоценные минуты наш народ занимается ознакомлением c современной белорусской литературой, которая для многих является таким же мифом, как и зарплата в 500 американских долларов по курсу НБ РБ. Так и хочется перефразировать цитату из культового фильма “ДМБ”: “Ты белорусских современников читал?” – “Нет”. – “Вот и я не читал, а они существуют”. И более того, создают не просто годные произведения современной прозы, а именно ту литературу, которой действительно можно и нужно гордиться. Доказательством этого факта являются три книги, заслуживающие особого внимания.

 Виктор Мартинович. Паранойя, 2009. 

v_paranoja1-copy2Первый роман в библиографии автора. Любовь во время диктатуры. Бумажная версия книги подверглась негласному запрету и исчезла из большинства книжных магазинов. Звучит интригующе, правда? Сюжет романа вращается вокруг двух молодых людей, влюбленных друг в друга. Казалось бы ­– всё просто, банально и вообще, при чём здесь паранойя? Но именно это чувство преследует героев, которые живут в рамках тотальной несвободы и постоянной слежки. Такая любовь не может принести ничего хорошего, только боль, страдание, а может даже смерть. Язык Мартиновича по-настоящему живой, он позволяет попробовать роман на вкус, ощутить на себе тот параноидальный страх, которым буквально пропитаны его страницы. Многие, несомненно, найдут сходство со знаменитым творением Джорджа Оруэлла “1984”, но только лишь в том, что обе эти книги написаны в жанре антиутопии. В  “Паранойе” действия разворачиваются здесь и сейчас, достаточно только выглянуть в окно. Данное произведение буквально выбивает почву из-под ног, и после прочтения оставляет огромную порцию пищи для размышлений.

Светлана Алексиевич. Цинковые мальчики, 1989.


cinkovie_610
Книга единственного белорусского Нобелевского лауреата. Хватило бы одного этого предложения, чтобы интересующийся литературой человек, обратил внимание на творчество данного автора. Но Светлану Алексеевич в нашей стране хоть и многие знают, но далеко не все знакомы с ее произведениями. Почему “Цинковые мальчики”, а не “Время секонд-хенд”, или “У войны не женское лицо”? Да всё потому, что про войну в Афганистане большинству ничего не известно. Оттуда не возвращались героями, если вообще возвращались. В этой войне воевали отцы многих из нас. Страницы книги пропитаны болью матерей, которые отправляли своих сыновей на войну даже не догадываясь об этом. Отправляли совсем еще молодых, только-только окончивших школу. А обратно их привозили в цинковых гробах. Светлана Александровна не пытается разобраться в причинах войны или уличить в ней виновных. Она просто даёт возможность людям высказаться. Эта книга — как ещё одно напоминание о том, что война является самым страшным явлением в истории человечества.

Альгерд Бахарэвіч. Шабаны. Гісторыя аднаго знікненьня, 2012.

1021404648 “Шабаны вы мае, Шабаны, дайце зараз я вас пацалую”. Именно с такой фразы начинается роман белорусского автора, в меру ироничный, во многом автобиографический. Произведение имеет несколько сюжетных линий. Здесь и женщина, у которой пропал муж после того, как пошел выбрасывать мусор. И молодой паренёк, который шагает по ночному Минску к себе домой в Шабаны. Ну а самое главное – воспоминания автора о годах, прожитых в самом известном районе столицы. На страницах романа очень много юмора, с долей черной иронии. Герои то и дело говорят о том, что скоро в Шабаны проведут метро. Но практически никто из них в это не верит. Во всех персонажах узнаются обычные люди со своими тараканами в голове. С такими мы делим лестничные клетки, рабочие места, палаты в больницах, сиденья в маршрутках. Здесь вы не найдете вылизанных лакшери, попивающих клубничный смузи, в одной из чебуречных местного универмага  –  своеобразного памятника ушедшей эпохи советских динозавров.  В итоге становится понятно, что Шабаны – это не просто микрорайон Минска. Шабаны – это своя, ни с чем не сравнимая атмосфера, со своими законами, людьми и отношением к жизни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: