Люди кричали «Рамштайн! Рамштайн! Рамштайн!». Хотелось им сказать, что это не тот концерт, ребята. Но кто мы против ликующей толпы?
Такого с нами ещё не было: клуб был заполнен так, что заходить было некуда. Входишь — и на этом стоп: не протиснуться, потому что везде плотно стоят люди, поворачиваешь голову — на лестнице в три ряда, все столики тоже заняты.
Ого. Так кто выступал?
Радио Тапок, ребята. Вернее, Radio Tapok. Это о-о-очень популярный кавер-бэнд, который делает переводы рок- и металл-хитов, записывает клипы. Они повторяют сюжеты оригинальных клипов или просто поют на видео в микрофон, косят под фронтменов причёсками и одеждой. Делают всё очень похоже, без авторских прочтений.
У ребят 4,3 миллиона подписчиков в YouTube, по 3-4 миллиона просмотров клипов. У Юры Дудя в среднем 6-7 миллионов…
Понятно. Рассказывайте уже, как там было
Мы особо ни на что не надеялись, но и чего ждать — не знали. Заняли огневые позиции: я в какой-то щели между диванами, фотограф — у фланга сцены. И оно началось.
Одну за одной бэнд исполнял святыни от Кино и Pain до Linkin Park и Gorillaz, и ещё много всего, что у вас болтается в плейлистах юности. Всё очень похоже, только пелось на русском языке.
Чтобы погружение в оригинал было ещё убедительнее, солист Олег перевоплощался, как Валерий Леонтьев: менял костюмы, маски, жилеты, выносил бутафорские приспособления, становился на колонки и дирижировал толпой.
Валерия Яковлевича-то не троньте
Толпе очень нравилось. Сжатая рамками зала масса качалась и выла, быстро вспотела и трясла головами. Один наш сосед по дивану снимал трек за треком на телефон и вперемешку с бесноватыми стикерами Viber’а сразу же высылал кому-то этот lo-fi-репортаж.
Второй исполнял все песни на птичьем (имитирующем) английском в импровизированный микрофон из своего кулака. Этот парень олицетворял успех группы: ребята на сцене представляли себя рокерами, совсем как все мы, когда поём в душе, дома в тапках или за рулём. Никто не видит этот концерт, но, пока поёшь, ощущаешь. И вот перед нами в «Койоте» те, кто перенёс это на настоящую сцену.
Шоу…
В мероприятии присутствовали все элементы хорошего концерта: и интерактив с залом («Скажите, как делают беларуские женщины? А как делают мужчины? А креветки?»), и самодельные спецэффекты («Давайте достанем телефоны и врубим фонарики»), и сёрф по толпе надувных игрушек, и блёстки… В зале — восторг.
В какой-то момент на зрителей высыпали красные шары, которые все начали гонять и лопать.
— О, это беларусы щёлкают красную икру.
Да, всё так, и Metallica для бедных.
По тексту вопросов нет: всё исполняли чисто, солист обладает очень обаятельной хрипотцой. Даже жалко, что он ушёл в это рок-лицедейство, а не замахнулся на что-то своё.
Диапазон и фактура есть, усердие, харизма — тоже. Мы могли, наверное, получить ещё одного музыканта и шажок культуры вперёд, но получили два назад: вторичное и примитивное.
Метая бис перед…
«Я / застрял в себе /
И всё свёл на нет /
Но я / нашёл / где-то там ответ/»
…Не узнали? А это песня Numb бедных Linkin Park. Видите, и речи о выдающемся переводе не идёт, он дословный. Это не помешало людям выучить слова — песни скандировали, и много.
В финале артисты разыграли комбинацию «бис». Концерт закончен, но зал сливался в вызове: Rammstein! Rammstein! Rammstein! Rammstein! Rammstein!
Пародисты Rammstein долго не выходили, потом вышли и сыграли попурри гитарных проигрышей типа Aerosmith и Deep Purple. Нога на комбике, играли с поднятого колена. Ребята даже переглядывались, как легенды, которые эту музыку написали. Люди ликовали от сложных переборов, хотя непонятно: почему?
Почему эту же музыку не слушать в оригинале, но в исполнении наушников/колонок, — непонятно. Видимо, даже вид живых инструментов создаёт какую-то магию действа.
Солист появился на сцене в потасканном фраке и с задумчивым лицом закосом под Тилля Линдеманна. Люди начали дубаситься сию же секунду: толпу тошнило к сцене, первые ряды вжимало в край. Зал раскурочило так, будто мы действительно на грандиозном концерте.
— Моё сердце — смерть! — узнали мы Mein Herz Brennt. Потом была ещё пара треков. Плотность в зале не уменьшалась, второй час коллективного экстаза продолжался. На барной стойке стояли койотки в гражданском и снимали, снимали, снимали зал.
Ох. И сколько стоил билет на эту мистерию?
От 25 рублей. Чтобы потусоваться с группой до и после выступления, надо было заплатить 150 рублей. Места за столиками стоили по 70-80 рублей.
Это дороговато. В среднем концерты в «Койоте» стоят 10-20 рублей, и там люди исполняют свою музыку.
Толпа завелась с первых нот, но мы вместе с ней не радовались: переглядывались с фотографом, моргая друг другу удивлением. Но умалить это действо невозможно.
327 человек по билетам, из них около 30 заплатили по 68 рублей, чтобы сфотографироваться с солистом. Для сравнения: человек 120 в «Койоте» ощущаются как полный зал.
Даже на подходе к клубу не было никаких очагов компаний на перекуре — все были внутри, в ожидании, знали, что если сейчас предпочтут покурить-поболтать, то обратно придётся впихиваться.
Неужели кто-то заплатил 150 рублей за концерт в Бресте?
Да, и мы нашли эту девушку. Архитектор Оксана фанатеет от главного «Тапка» Олега и протусовалась с ребятами с саундчека до пол одиннадцатого. Говорит, общались легко:
— Он простой и весёлый, ощущение, что его знаешь вечность. Не зазнаётся и очень уважительно относится к персоналу, ко всем людям. Хороший человек, очень хороший.
На вопрос о секрете успеха этого кавер-бэнда среди тысячи других Оксана ответила, что людей может вдохновлять история Олега. Он из деревни, одно время записывал стримы на YouTube.
— Он пробовал, что-то делал потихоньку — всё это время я наблюдала за ним, как он растёт. Мне кажется, это такой толчок для людей, что вот, человек пошёл за мечтой и добился.
— Какой мечтой?
Музыкой. Для меня в этом проекте атмосферу задаёт человек, который это всё делает. Неважно, что происходит вокруг, я вижу на сцене его. Да, Олежка — молодец.
Люди не могут себе позволить билет на Rammstein, а так можно сходить дёшево на то, что они любят.
Что нам теперь с этим делать?
А людям нравится, так что это с нами что-то не так. Толпа искренне получала на концерте то, для чего концерты вообще были изобретены: выворачивали наизнанку бесоватое и потное, танцевали и кайфовали. Любить простое сложно, но осуждать кого-то за любовь к фастфуду нечестно: кто из нас не без грешка?
С завистью смотрим на такой успех на фоне местной культуры, невостребованности музыки, меньшинства, которое предпочитает перепевкам нафталина что-то другое.
После концерта мы шутили про Rammstein для бедных. Но шутка оказалась не про деньги.
Я же говорю, нам надо держаться вместе.
Фотографии — Роман Чмель
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.