200 человек, вампиры и настоящий гроб у стеночки. В Бресте показали старинное кино (больше, чем репортаж)

Ну что, потихонечку начинает дышать новое городское пространство на месте консервного завода. На выходных там прошёл показ фильма, который самостоятельно смотрели лишь искушённые ценители кинодревностей. В режиме реального времени кино озвучивали орган, скрипка и саксофон. В зале — тишина без чавканий, кряканий и шуршания штанов (на первом сеансе).


Всего за 10 рублей можно было провести время в компании немого кино, которому вот-вот стукнет 100 лет. Такое кино уже 7 лет крутят в Минске и Гродно ребята из проекта «Кинемо», который придумал Виталий Эппов (он сегодня тоже приехал — будет озвучивать фильм на саксофоне) — старое, странное, немое, легендарное.

Антуражжж

Давайте начнём с опасного места — с громкого финала, — за 1,5 часа до первого показа из подвалов «Консервы» доносились орган и вступающая скрипка. Орган — вообще тот инструмент, на который с непривычки реагируешь сразу: хочется остановиться, поправиться, даже оглянуться, не наблюдает ли кто за тобой.

Музыканты настраиваются, репетируют. Буднично в сторонке стоит гроб. Ровнёхонько выставлена рота чёрных стульев: все билеты на оба показа проданы, ожидают 200 человек.

Вообще, такой показ с музыкой — это единственный шанс старинных фильмов попасть в ваш эфир, потому что в одиночку и под еду его не посмотришь — скучновато, в кинотеатрах не крутят. А тут антураж, событие, повод выйти из дома.

Озвучивают фильм «здесь и сейчас» сегодня музыканты Five-storey Ensemble, на ваших глазах создавая настроение, задуманное режиссёром и сюжетом.

За органом — композитор и органист Ольга Подгайская, она же написала музыку к фильму, благодаря чему теперь мы видим цельное кинопредставление и даже не думаем, что звучать могло по-другому.

Мы погружаемся в жутковатое кино полностью. Это так и работает: авторский «саундтрек» хорош тогда, когда картина захватывает ваше внимание и вы не лазите проверять уведомления на телефоне.

Что смотрели-то?

Смотрели кино, которое хорошо гуглится, имеет много отзывов на «Кинопоиске» и даже обсуждалось Антоном Долиным в подкасте на «Медузе». Это «Носферату, симфония ужаса», режиссёр — Фридрих Вильгельм Мурнау, снято в 1922 году.

Это классика кинематографа, первый фильм ужасов, первая история о Дракуле на экране. Мурнау искал (и нашёл) приёмы, которые до него не смогли нащупать ни режиссёры, ни операторы.

Минутка эрудиции

Фильм является представителем немецкого экспрессионизма. Чтобы вы не гуглили: это направление в искусстве, которое замешано на выражении переживаний и эмоций. Не внутрь, а вовне. Картинка Мунка «Крик» — тоже экспрессионизм. И литература Кафки — тоже.

После прихода в Германии нацистов к власти немецкие кинематографисты-экспрессионисты уехали в Голливуд, где заложили потом основы жанра кино ужаса и нуара.

На секундочку, несмотря на славу «первопроходца» ужасов, режиссёр Фридрих Мурнау получил первый в мире Оскар за мелодраму «Восход солнца».

И что вы думаете, мы смотрели пиратскую копию. Это была экранизация романа «Дракула», но режиссёр не смог договориться ни с автором, ни с его потом въедливой вдовой и, несмотря на то, что чуть изменил сюжет и имена, суд приговорил фильм уничтожить. Фрагменты пиратских копий фильма позже разыскали, собрали, отреставрировали — и это то, что мы можем посмотреть сейчас (даже на YouTube).

Почему пищат эстеты

Динамичный, пусть и чуть «рваный» монтаж, игра теней, необычные ракурсы (впервые в истории кино — макросъёмка и планы, снятые с крыши дома), акцент на мимике и старый неморгающий вампир без единой эмоции — всё это устрашает, делает жутким фильм, в котором нет ни крови, ни убийств, а только фантастическая история и атмосфера.

Напряжённо и таинственно становится прямо с титров, хотя сейчас так старомодно уже не делают: весь «каст» фильма перечислили в самом начале, под музыку, но без картинки.

Чего было ждать от векового кино? Каким бы гениальным и находчивым его ни признавали, мы смотрим его, имея бэкграунд из накачанных спецэффектами ужастиков и технически сложных фильмов, масок в Instagram и бреда в TikTok. В 2020-м нас попробуй удиви — мы уже видели всё.

Фильм показывает историю без слов, актёры играют нарочито, гипертрофированно, поэтому к ленте есть отношение, как к сказке, — всё будет хорошо и не больно.

Но нагнетает музыка, притягивает тебя: так что, уже пора бояться или ещё нет? Орган «завис» на двух нотах вместе с суетящейся скрипкой — сейчас что-то случится?

Всё же для зрителя современного просмотр такого фильма — это изначально мини-борьба: не отвлечься, приклеиться к сюжету и атмосфере, мы ведь разбалованы интригами сюжета или масштабными зрелищами.

Как звучит страх?

Чтобы вам стало жутковато, но любопытно? На «Носферату» он звучал, как курлыканье сопрано саксофона с ездящей скрипкой и вибрирующими басами органа.

В пики сюжета музыка трёх инструментов расходилась вширь, а в конце каждого из актов фильма (да-да, фильм поделён на акты) успокаивала многоголосие и покорно сливалась в унисон.

Композитор фильма Ольга Подгайская вместе с коллективом Five-storey Ensemble делали из показа кинопредставление. «Играет руками, ногами и, конечно же, душой», — представил Ольгу руководитель проекта Cinemascope Гера Клик.

Как сочинить музыку к фильму

Музыку к фильму Ольга написала за несколько месяцев. Сначала она сочиняется на фортепиано, потом делается инструментовка — сочинение «раскидывается» на партии для разных инструментов, каждый играет свою, украшает звучание своими деталями.

— Я ставлю фильм и начинаю подбирать музыку под картинку. Подбираю, пока меня не тронет, не появятся ощущения, что это оно. Как понять? До сердца проникает ветер — такой, как холод. Если нет — ищу, ищу, ищу, ищу.

Музыки, которая «не торкает», я могу наиграть миллион — это импровизация. А сделать такое, чтобы все сидели, молчали и слушали, сконцентрировать их внимание на произведении, тогда это нужно продумать так, чтобы забирало и моё внимание.

Найти музу сложнее, чем влюбиться

Бывало ли, что «утыкались» во время написания? Когда не можете, не пишется, не видится?
— Конечно. Когда нет вдохновения. Но у меня есть музы — это кто-то из моих друзей или приятелей (например, ксёндз или дирижёр). Я, когда общаюсь с ними, восхищаюсь, мы обмениваемся энергией.

Очень тяжело, когда музы нет. Это страшно. Её же непросто найти. Даже влюбиться, мне кажется, легче, чем музу найти хорошую.

А как вы с ними потом-то?
— Мы с музами дружим, всё, конечно, нормально. Но щёлкает «ррраз», и он для меня уже человек, а был небожитель. Есть музы, которыми горю пару дней: потом я выплеснула это в произведение, и всё — перегорела.

«Был случай, надо было срочно закончить произведение для органа, а оно всё не идёт. Сроки поджимали. И муж (вдохновитель всего проекта «Кинемо» и музыкант) звонит другу в Брест: «Приедь, Оля не может произведение закончить». Тот приезжает в гости, мы с ним болтаем, два дня он пожил-потусовался, потом уехал. И всё — на следующий день готово».

Так выдающийся вы композитор или нет?

На всех сайтах, где есть информация, о вас пишут как о выдающемся композиторе.
— Ой, это смешно. Успешный композитор — это тот, чьи произведения играют по всему миру. Мои играют в Беларуси и в некоторых странах Европы.

Один раз я почувствовала себя известным композитором, даже не известным, а востребованным, когда увидела, как с показа расходились люди и у девушек была растёкшаяся тушь.

Это было 2 года назад, кинотеатр «Москва», 800 зрителей. Делали «Фауста» с оркестром и хором (это тоже легендарное кино Мурнау, и к нему Ольга тоже написала музыку).

В Союзе композиторов Беларуси состоит примерно 150 действующих композиторов. 10 из них — те, чья музыка звучит где-то хотя бы раз в год. Ольга в их числе.

Если все уедут, кто будет делать тут?

Учитывая застой здесь с культурой (тем более академической), уезжать не думаете?

— Все органисты наши уезжали потоком в Австрию на стажировку и оставались там учиться дальше. А я вернулась. Уехать не хотела никогда: если все уедут, кто будет делать тут? Все студенты и мои ученики не хотят оставаться здесь, и даже не из-за зарплат.

Сейчас в Беларуси творится страшное. К людям цепляются, хотя они не делают ничего плохого. Вот это наведение порядка только губит.

Надежды нет, но терпимо. Надо делать своё дело

— В консерватории всё закрывают, сокращают: нам не нужны дирижёры, инструментовка. Говорят, что и кафедру композиции думают закрыть. Зарплаты — унижение педагогов и профессоров. Я в музыкальной школе получаю больше, чем мой профессор в консерватории.

У всех апатия, ничего не хочется делать. И спрашивается, зачем тратить жизнь на то, чтобы кого-то куда-то тянуть.

Надежды нет, если честно, просто всё пока что терпимо. Бывает, посмотришь, почитаешь, что они говорят там наверху, думаешь, может, это они специально, может, это перфоманс…

Нужно просто делать своё дело и думать про ближайшее время, а не про то, что всё будет плохо и «кем я вижу себя через 5 лет». Может, я заболею коронавирусом и умру.

Кого послушать из беларусов

Какую музыку слушаете?

— Если я слушаю музыку, я сажусь изучать композитора. Всматриваюсь, какие он использует инструменты, как он добился таких эффектов, как сделал так, что не можешь дышать, ищешь его партитуры.

А есть такая музыка, под которую можешь выпивать или разговаривать, фоновая. Она мне скучная. Просто идёт ритм, да. Под неё можно танцевать, но просто сидеть и слушать — нет.
Вот кого из беларуских композиторов посоветовала изучить Ольга Подгайская:

  • Валерий Воронов;
  • Оксана Омельчук;
  • Лена Гутина;
  • Костя Яськов;
  • Вячеслав Кузнецов;
  • Галина Горелова.

    Зачем вообще смотреть это старьё и слушать орган?

    Это как ездить и смотреть Старый город в городах Европы или памятники древних цивилизаций в Мексике. В оставшихся культурных единицах — связь с историей и ответ на вопрос «Как это придумали?».

    Можно прикоснуться к старому кино, из которого потом выросли режиссёры вроде Тима Бёртона, саги о вампирах, традиции фильмов ужасов и психологическое кино в том числе. Типа «Маяка», кстати. Где не про сюжет, а про картинку и проживание.

    А музыка — она просто залезет вам под кожу и оставит что-то. Вы даже не заметите. Откуда вообще она звучала?


    Фотографии — Роман Чмель

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: