После такого неудивительно, что людям нравятся фонари на Гоголя и Театр кукол. Ну сколько можно?

Мы начинаем вернисаж… Для кого? Для чего? В эти выходные в галерее на Советской открылась «Усе разам-7», собрав с полсотни авторов. Большинство имён нам знакомы, большинство работ непонятны. Зрителя снова пригласили поковырять взглядом в салате из несвязанных художеств, не дав ни контекста, ни темы, ни ориентира. Сначала мы зовём людей на такие выставки, а потом им нравятся фонари на Гоголя и Театр кукол. А как, думаете, дурной вкус появляется? Именно так.


Марина Балык «322», фрагмент

Ну начинается! Опять вам всё не нравится

Выставка позиционируется как возможность выставиться молодым художникам (до 35 лет). Мол, ограничений и требований никаких. Художникам, наверное, от этого должно стать хорошо: пиар, строчка об участии в выставке в воображаемом резюме, тусовка, суета, подготовка. Всё как будто не зря.

Только любая картина никогда не зря. Она же для автора в первую очередь. Нет? Это же творчество и самореализация, проявление себя. Правда, не всякое творчество = искусство, посредниками которого являются галереи, кураторы и критики.

Семён Мотолянец намекает, как стать «известным художником Ленинского района»

Искусство — это когда перед работой тянет остановиться, замедлиться, задуматься. Его задача — расшевелить мысли. Времена, когда это делали с помощью техники или реалистичности работы, прошли несколько веков назад.

Напоминаем, что всё похожее, абстрактное и импрессионистское уже нарисовали, изобрели.

Вот пристали же к выставке

Выставка «Усе разам-7» висит плотно: на каждой стеночке, почти без пустых промежутков, в разномастных рамах. Есть ощущение, что развешивали по размеру. Похоже на мебельный салон из 2000-х, где можно, расхаживая с домашними, купить диван, тумбу и картину в зал — ну, для красоты.

— Выставки были всегда и везде. Разные. Просто их надо правильнее преподносить: если бы я пошла на самодеятельность пенсионеров, я бы за них порадовалась — что делают что-то.

Фёдор Бажин «Пловец»

— Или если бы написали: Валера, бухгалтер, вечером за «Давай поженимся» рисует портреты женщин. Я бы очень порадовалась за Валеру-бухгалтера, — художник, педагог и дилетант, как она сама представилась, Ольга Стрижнева рассказывает о том, как важно на выставках обозначать, что перед нами за художник, художник ли вообще, где участвовал, с чего начинал и чем его творческая жизнь наполнялась.

Тут — в галерее — кроме ошибок в подписях мы не нашли никакой информации о художниках: ни возраста, ни истории, ни хотя бы какого-то контекста.

Чтобы понять, как можно сделать по-другому (и это необязательно про деньги, технику исполнения или диплом художника), почитайте репортаж о выставке… в сараях! Признанные тоже выставляются с начинающими, обшарпанная не лощеная галерея сараев и много (много!) пояснений, объяснений, экскурсий по мини-выставке: «Если бы мой сын такой ***нёй занимался, я бы ем руки поотрубал». Современное искусство на выставке в брестском дворе

Ну картины и картины. Разве нет?

Афиша выставки отсылает к авангарду и плакатному искусству. А ещё — к плагиату. Да-да. Мы не увидим никакого авангарда (как вроде бы обещает афиша), зато увидим не один потрет, срисованный с фото или иллюстраций, где линия за линией точь-в-точь срисованы даже эмоции.

Бессмертна мода картин с уличных ярмарок с городскими сюжетами. Плоско, видно, что срисовано с фото а-ля ctrl + C / ctrl + V. Ни тебе переосмысления, ничего: получаем фотографичный, реалистичный, суперпохожий рисунок. Но зачем, когда для этого уже изобрели айфон?

Вы не подумайте, никто чужое перерисовывать не запрещал и не осуждал. Мы лишь намекаем, что перерисовывать можно, изменяя, транслируя через себя. Вот картина Димы — понятный этого пример.

Дмитрий Булдаков «Фридерик Шопен»

Вам хоть что-нибудь нравится, Бинокль?

Смотрите, мы даже объясним: конечно, хорошие работы есть. Но есть и китчи, как из 90-х: такие, как гигантские золотые часы «на руку», что на стену вешали.

В итоге хорошие работы проигрывают от плохого соседства — теряются, их пробегаешь мимо.

Вот, например, классные работы в смешанной технике Ирины Колчук «Лампа, которую разбил Виктор» и «Натюрморт с гипсовым бананом»
А эта работа называется «Белорус»

— Здесь видно, что люди не только рисовали, они долго шли к технике, искали её. Картина — это не когда в рамке красками что-то нарисовано. Причём нередко стремятся сделать как можно ярче и реалистичнее — потому что это якобы признак настоящей картины. Мол, чем реалистичнее, тем настоящее! Нет, — прокомментировала Ольга Стрижнева.

Мозаичная «Мадонна Книдская» от Мировлада Палачича

Ювелирный и стильный Мировлад Палачич с работой, за которую цепляешься взглядом, её хочется рассмотреть.

Проект Владимира Скоморощенко, где есть 54 портрета выдающихся беларусов

Ещё один классный проект: прорисованный и притягательный, но такие вещи требуют полиграфии. Плакаты лучше смотрятся в журналах и на выставке теряются, потому что не понимаешь, в чём смысл. Это сделано хорошо, но ощущение, будто не для выставки, а для чего-то другого. А мы подглядываем.

Вот еще одна выставка, проходившая не так давно в Бресте. Тоже немного разношерстная, в разных техниках и темах. Но всё получилось понятно, организаторы позаботились о том, кто придет. Есть информация о работах, участниках, есть комментарии и рассказы. В таком случае не обсуждаешь, как это сделано — можно сконцентрироваться на том, что это значит и как откликается: Смотрите, какая выставка приехала в Брест. Самая дешевая картина — 500$. А еще есть скульптура из семечек

Мы в ответе за того, кому это показали

Мы уже говорили о странной подборке работ, когда делали обзор на выставку брестских художников в Минске. Тогда многие разобиделись и строчили едкие контратаки, хотя в публикации не обсуждалась ни одна конкретная работа, автор или жанр.

Ой что было! Хорошо, что не прокляли эти критики текстов :).. Дело было здесь: Как собрать 1000 человек и продать картину за 2,5 тысячи рублей. История одной выставки (которую назвали ***ном) 

Самолюбие художника ему, безусловно, важнее, чем какие-то там культурные миссии. Для этого есть кураторы: те, кто упаковывает и сервирует работы любого качества и стиля для масс.

Работа Игоря Царука

Посудите: мало что понимающий человек приходит на выставку с штампом на афише. Ходит, смотрит, хмурится, пробегает. Хорошо, если выходит с «Вот тот пейзаж с костерком понравился».

А если так: «Почему это собрано вместе? Эти люди учились где-то или самородки? Они продают это за деньги или им нужно что-то пожертвовать? Где ещё посмотреть костерки? Зачем здесь эта картина, вот эта, странный портрет и фигура из металла? То есть, раз всё это отобрали в выставочный зал в центре города, значит, это хорошо и можно вместе? А почему? Значит, так можно?»

Алексей Погожев «Распутье»

Без заботы о зрителе и объяснений, все выглядит разношёрстно и будто виновато: простите, надо хоть где-то выставляться.

Помимо ошибок в подписях встречались ляпы типа часов в натюрморте (это же «мёртвая натура» с фруктами и тарелками, нет?) и «Абстрактного пейзажа» (так пейзаж — это же не абстракция, а абстрактное не совпадает с пейзажем…).

Встречались большие полотна, которые подразумеваются как доминирующие в галереях: у них нередко отдельное заметное место и оформление. Крупные формы обычно поглощают, впечатляют, утягивают в своё пространство. Обязательной зайдите на выставку, постойте, всмотритесь, работает? Получите свое впечатление.

Хватит. Скажите, что делать. Вы сами-то рисовать умеете или только писульки свои, а?

(Хотя бы) писулек как раз таким выставкам и не хватает. Авторы и их истории обезличены, всё раскидано по стенам, составляя ляпистый лабиринт, а картины без концепции или предыстории сами по себе не вытягивают.

На зрителя просто вывалили техники, цвета, холсты и сырые идеи, наброски и графику, а разбирайтесь сами. Как будто все отчитались, что и правда рисовали. Но кто-то рисовал весь год, а кто-то — в ночь перед отчётом. А кто-то просто достал из другого ящика и сказал: «Не поймут же, что не для выставки рисовал?»

Когда есть текст и смысл, тогда и столько работ необязательно: их же можно разделить. Впечатление о выставке останется всё равно хорошее, авторы получат внимание к фамилии и работам, а зрители угостятся несумбурным искусством.
Кирилл Карват «Без названия»

Какой-то художник, может, только начал как художник и даже так себя не называет: начинающих хотелось бы поддержать, обсудить, потом посмотреть в развитии. Тут же его сразу перекрутили ещё с несколькими десятками да повесили в уголок.

Можно же и одну картину на стену — только расскажите, почему именно её и почему она вот такая.

В Бресте идет еще одна выставка, куда можно сходить и оценить разницу подходов. Понятно, что тема провокационная, но вас как минимум удивит, конечно же, возмутит, а думающих и пытливых, надеемся, привлечет и оставит после себя мысли и бурления.

Вот она: Голые женщины, мужчина и экологическое легкомыслие. В Бресте открылась выставка, где нельзя фотографировать [18+] 

Сергей Борван

Марина Балык, «Кавуны»


Фотографии — Роман Чмель
Благодарим за консультации в подготовке материала Ольгу Стрижневу, искусствоведов Анну Богдан и ещё двоих, пожелавших остаться неизвестными.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: