Какой мы представляем красоту человеческого тела и чувств? Как выразить свое видение прекрасного, когда мир вокруг не может быть описан одним языком, понятным для всех? Художник имеет привилегию: он может абстрагироваться, быть свободным, не выходя из дома, рассказывать, не говоря ни слова.
Свой собственный мир создает брестский фотохудожник Евгений Бганцев (Кочегар), используя определенные художественные средства. Уже 20 лет он работает в котельной, отсюда и возник его псевдоним — Кочегар. Он имеет особый взгляд на человеческую красоту и привлекательность. Его работы сравнивают с шедеврами фотографии и классической живописи. И наконец, впервые за 20 лет творческой работы, открылась персональная выставка Кочегара «Spalone Damy». Она проходит в доме Белорусской культуры Варшавы, где в декабре 2016 польской общественности была представлена серия работ.
Фотографии охватывают несколько периодов и тематических сюжетов творчества Кочегара. С 1996 по 2016 годы разные модели участвовали в создании своеобразного «театра» женщин, создавая исключительные образы вне времени. Именно женщины играют главные роли в его “фантастических рассказах”.
Все фотографии объединяет принципиально важная концепция – они сняты вне времени, вне цензуры. Ведь мы привыкли видеть образ женщин в публичных медиа максимально улучшенным, идеальными, подтянутым, без каких-либо дефектов.
Женщины же Кочегара, напротив – просты и естественны, они далеки от установленных идеалов красоты, их полные или не совершенные формы не скрывает одежда, их образ остается неизменным спустя время. Он стремится показать нам, насколько изысканными могут быть женщины, ощущающие гармонию со своим телом. И эти образы являются портретами героинь, которые выхвачены из привычной жизни и позволяют им почувствовать себя вне повседневности.
Куратор, Патриция Доловы, высказала свое отношение к выставке и работам фотохудожника:
“После того как мы впервые увидели эти фотографии в Бресте, нам было очень важно показать их в Польше… Кочегар создает театр в своей квартире. Он свободен и не зависит от окружающих обстоятельств. Этот мир его воображения, мир его творчества, он может творить на кухне, в ванной своей квартиры. Он может пригласить в этот мир других людей и сыграть с ними в этот театр, который потом на нас так воздействует. И это такая невероятная, удивительно тонкая связь с героями, которая появляется у нас. И они тоже показывают нам эту свободу, как будто бы я захожу в простую комнату и передо мной предстает целый мир”.
Если рассматривать эксцентричные работы этого, скромного брестского художника, нельзя не вспомнить Яна Саудэка – чешского гения фотографии, который в своем подвале также создавал собственные миры, свободные от всего внешнего: серой действительности, коммунистической Чехословакии. Кочегар, как и Саудэк, использует архетипические жесты, классические мотивы и сцены, то ли из сказочного театра, то ли из эротических открыток начала ХХ века.
Он использует реквизиты: костюмы, странные предметы которые придают картинам сексуальную атмосферу. Внешний мир здесь отсутствует, но невозможно не думать о нем из-за такого откровенного красноречивого языка. Это определенная свобода: внутренняя и интеллектуальная, которая играет с этими образами, с другими фотографами.
По словам автора каждый снимок является индивидуальным портретом. Художник просто ставит героиням какую-то сценарную задачу в установленных декорациях, а остальное женщины делают сами. Ему остается только зафиксировать образ. Так появляются новые художественные работы.
«Каждая женщина – большая актриса. Просто нужно задать композиционный вектор и человек сразу начинает играть, он раскрывается», — говорит художник.
Идея создания подобных тематических образов возникла у Кочегара в 80-х, когда он был учащимся средне-специального мореходного училища Ленинграда. В силу специфики профессии художник много путешествовал. В то время в Амстердаме он посетил известную галерею Fiolet, где на действующей выставке одним из фотографов был представлен как раз Ян Саудек. Его героини произвели особый эффект на будущего фотохудожника:
«Они были совершенно обычные женщины, которые в повседневности были официантками на корабле, поварами, прачками, уборщицами… я подумал почему бы не снимать дам в таком простом образе, обычных женщин».
Все фото сняты в интерьерах старых польских домов на территории западной Беларуси, ранее входившей в состав Польши (в межвоенный период 1918–1939). По словам автора, это своеобразная интерпретация золотых лет второй Речи Посполитой 1920-30-х. В отличии от Советского Союза (к примеру Москвы и Санкт-Петербурга), где такие дома превратились в коммуналки, в Бресте они делились на маленькие квартиры с площадью 20-25 квадратов.
Для автора сами по себе, такие квартиры являются готовыми студиями. В одной из них живет и сам Кочегар – в доме польской постройки 1929 года. Именно она является главным студийным пространством художника. Представленные на выставке женские портреты сняты именно в таких стесненных условиях разных квартир, в которых съемка обычно производится с расстояния 2,5 -3 метра.
Как могут рождаться новые сюжеты или создаваться новые реквизиты? Ответы на такие вопросы может дать литература и кинематограф. Ведь некоторые серии фотографий Кочегара сняты по мотивам произведений Михаила Афанасьевича Булгакова и Дениса Сергеевича Осокина. Эти снимки косвенно отсылают нас к вышеупомянутым авторам: символическая стилистика, натюрморт, мертвые натуры, череп, также обыгрывается тема смерти. Помимо этого, особое вдохновение художник почерпнул из старых антуражных студий фотоателье.
Фотографу должен нравиться процесс работы и то, что он снимает. Если он увлечен и ему нравится объект съемки, это будет непременно заметно на фотографии. Работы Кочегара показывают полную увлеченность мастера любимым делом — внимание к деталям, проработка образов, взаимосвязь с героинями…
текст Наталья Зданевич
фотографии Роман Чмель
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.