О таком Каменце вы наверняка не знали. В небольшом городке по дороге в Беловежскую пущу вводили карантин для борьбы с холерой. Здесь работал университет, где учились студенты из Англии и Великобритании, а его преподавателю мэр Нью-Йорка вручил ключи от города.
Об этом всем нам рассказал Андрей Осташеня — главный популяризатор истории Каменца. Андрей разработал 2 экскурсионных маршрута по городу, собрал архив из сотен фотографий и сейчас планирует добиться открытия экспозиции, где будут выставлены найденные им мацевы (надгробия на могилах евреев).
Словарь
«Зубцы» — смотровая площадка на Каменецкой башне
Буды — прародители современных павильонов
Юденрат — орган еврейского самоуправления во время немецкой оккупации
Иешива — религиозный вуз
Кенотаф — надгробный памятник, установленный в месте, где нет останков
Небольшая заманушечка: как каменчане боролись с чумой и холерой
Судя по способам, каменчане были ещё теми оккультистами. Например, чтобы избавиться от эпидемии, нужно было обвенчать на еврейском кладбище глухонемую девушку со слепым кавалером. Причём свадьба и застолье должны происходить при участии всех жителей.
Логика следующая: свадьба должна была объединить все несчастья между собой, чтобы больше не было жертв среди «нормальных» людей.
Куда более рациональными в своих действиях были жители деревни Замосты (сейчас микрорайон). Узнав о первых смертях в Каменце, сразу же перекрыли границы с «большой землёй». В итоге все остались живы («Из истории еврейской гмины в Каменце Литовском», Ян Пердэня).
Главное в Каменецкой башне — подняться на зубцы
Главный символ Каменца — отправная точка маршрута. Андрей советует обязательно подняться на «зубцы» — смотровую площадку башни — и шутит, что этот гештальт каменчане закрывают в школе и больше к нему не возвращаются.
Башню из кирпича построили в XIII веке — рядом здесь холм, где (по преданию) стояла княжеская усадьба. Скорее всего, с башней усадьбу соединял подземный ход. Вход в него изображён на гравюре Наполеона Орды, а о кирпичной кладке под землёй писал священник Лев Паевский.
К 40-летию «великого октября» башню покрасили в белый цвет. Почему? Точно никто не знает. Ходит легенда, что, когда Хрущев увидел башню, спросил: почему «белая вежа» красного цвета? На местах решили переусердствовать и покрыли штукатуркой.
В 1996 году альпинисты начали её приводить в порядок, а в 1998 году началась реставрация башни и продлилась 7 лет.
Нажмите на файл ниже — запустится аудиогид.
Крафтовую пекарню превратили в библиотеку
Кирпичное здание построили в межвоенную эпоху в начале ХХ века. Тогда оно состояло из двух частей: большую часть занимала пекарня, меньшую — магазин свежего хлеба.
Пекарня уцелела после войны и работала до 1967 года. Потом на её месте открыли библиотеку и назвали её в честь Всеволода Игнатовского — уроженца Каменеччины, первого президента Академии наук БССР.
Братская могила и сквер на месте рынка
На месте, где сейчас находятся сквер и братская могила воинов Красной армии, находился рынок (это рядом с вежей). Торговая площадь была центральной в городе, от неё отходили остальные улицы — Брестская, Белостокская, Литовская и Кобринская.
Рынок был разделён на 2 части: место для торговли и площадь для транспорта. В начале XX века в торговой части в два ряда стояли деревянные «буды» — предки современных павильонов, владельцами которых были евреи.
Рыночным днём был четверг (он же и остался). Когда нужно было торговлю приостановить, на башню вывешивали хоругви: это означало, что рынок не работает.
В межвоенное время в Каменце жило около 3800 человек и работало 186 магазинов.
В 1940 году советская власть начала борьбу с частным бизнесом — и под «нож» пошли все торговые павильоны. После войны здесь разбили сквер и начали проводить митинги, а рынок перенесли в другое место, ближе к кладбищу.
Нажмите на файл ниже — запустится аудиогид.
Дом торговца солью
Местные говорят, что дом был построен в 1890 году. Какое-то время здесь находился трактир, а после сюда заселился торговец солью. На первом этаже был магазин-склад, на втором — жилые комнаты.
После войны здесь осела администрация «Белсоюзпечати» и районного узла почтовой связи. Позже в доме стали жить работники «Рембыттехники», а в 1985 году сюда с семьёй переезжает жить Владимир Власюк.
В 90-е «Рембыттехника» закрывается, Владимир приватизирует дом и начинает его ремонтировать. В еврейском квартале есть «близнец» дома, правда, в куда более плачевном состоянии.
Нажмите на файл ниже — запустится аудиогид.
Ресторан, почта и еврейское самоуправление
В начале бывшего еврейского квартала находится 3 здания, которые сейчас используются не по своему первоначальному назначению. Прямо возле памятника градорубу Алексе стоит жилой дом, где в межвоенный период находился ресторан Гвирцмана.
[twenty20 img1=»83693″ img2=»83694″ offset=»0.5″ before=»1995 год» after=»2012 год»]Дальше по улице разместился отдел комплектования библиотеки, где во время оккупации находился юденрат (орган еврейского самоуправления). Изначально в здании 1904 года постройки работал небольшой ресторанчик. После войны здесь снова разместилась закусочная.
[twenty20 img1=»83695″ img2=»83696″ offset=»0.5″ before=»1995 год» after=»2012 год»]В следующем многоквартирном доме находились сразу почта, телеграф и небольшие магазинчики.
Еврейский квартал с кирхой, школой и лимонадной фабрикой
Между современными улицами Пивненко и Чкалова — на улице Средней — находился еврейский квартал. Здесь же во время войны было организовано еврейское гетто. Всех каменецких евреев вывезли в Высоковское гетто, а оттуда, предположительно, в Треблинку.
В квартале сохранились дома, построенные в начале XX века. Из-за высокой стоимости на землю дома строили максимально близко друг к другу. Бывало, что две семьи ютились в двухквартирных домах с общей стенкой и под одной крышей.
Такая плотность нередко приводила к пожарам. Позже общую стенку (файервол) начали делать из кирпича, чтобы уберечь одну часть дома от другой в случае пожара.
В квартале работала своя синагога, причём известно сразу о двух: деревянной и кирпичной. Когда здание из дерева сильно обветшало, евреи решили построить новую синагогу напротив старой. О том, чтобы демонтировать и убирать деревянную синагогу, не шло и речи: место святое, и его нужно сохранить.
Кирпичная синагога «Дер-Мейер», предположительно, построили в конце XVIII-начале XIX века. В советское время синагогу закрыли. После войны здесь была артель «Волга», потом крахмальный завод, в 90-х — магазин «Тройка», а сейчас — жилой дом.
Напротив синагоги находится военкомат. Здание построили в 1896 году как хедер — частную начальную школу. Здесь дети изучали иврит, Тору и Талмуд и готовились к поступлению в иешиву — высшее религиозное заведение.
История иконостаса, который везли на лошадях из Жабинки
Когда здесь начали появляться первые захоронения — неизвестно. Скорее всего, это была середина XIX века: на кладбище можно найти могилы участников восстания Константина Калиновского, бойцов «Армии Краёвой» и т.д.
Сейчас на кладбище не хоронят: для этого власти оборудовали новое место на отшибе города. Главный «чек-поинт» кладбища — кенотаф (надгробный памятник в месте, где нет останков) Никиты Тройчука.
Парень родился в окрестностях Каменца и, как большинство молодёжи начала XX века, уехал в США строить американскую мечту. Там он устроился на завод Генри Форда и, когда началась Первая мировая война, ушёл на неё добровольцем (возможно, для того, чтобы получить американское гражданство).
За месяц до окончания войны парень погибает, и его хоронят во Франции на военном кладбище. Родители Никиты во время войны были в беженстве в России. Вернувшись обратно в Каменец, начинают искать сына.
Регент (руководитель церковного хора) Симеоновской церкви Симеон Корнелюк помогает семье установить, что сын погиб на войне, и оформить военную пенсию от американского правительства за смерть сына.
Благодарные родители хотят сделать подарок церкви и снова обращаются к регенту. Параллельно в Польше начинают закрывать православные храмы и распродавать церковную утварь. Церковь решает купить новый иконостас (до этого стоял совсем простенький из берёзы).
На деньги, пожертвованные семьёй, церковь покупает иконостас, везёт его на поезде в Жабинку, а оттуда тянут на лошадях. Кстати, иконостас стоит в храме до сих пор.
Вуз для евреев, где учились студенты из США и Англии
В современном Доме культуры в «межвоенку» находилась иешива — религиозный вуз. В 1926 году в Каменец приехали учёные из Вильнюса, чтобы открыть здесь университет. Занятия проходили в разных зданиях города, пока не было построено своё в 1934 году.
На первом этаже разместилась синагога с балконом для женщин. На втором этаже находились учебные классы и библиотека. По бокам здания были неприметные входы, по которым заходили люди. Центральный вход открывали по большим праздникам.
В 1938 году в иешиве училось 270 человек, а через год — 413. Сюда приезжали студенты из Польши, Германии, США, Англии и т.д. Военная судьба иешивы трагична. В 1939 году студенты и преподаватели бегут в Вильнюс, где продолжают учиться. После оккупации Литвы советами Каменецкая иешива бежит в Москву, оттуда через Сибирь в Монголию, Китай, а после в США.
Часть евреев оседает там, а вторая часть отправляется в Израиль, где уже в наше время строит новое здание иешивы.
Что касается здания в Каменце, то здесь при советах открыли дом культуры с залом для концертов, кинотеатром и библиотекой. В 80-х годах к иешиве пристроили современный концертный зал на 400 мест.
Первая православная церковь, которая провалилась под землю
В центре Каменца есть холм с крестом: согласно легенде, князь Владимир Василькович построил здесь церковь (параллельно со строительством башни). В XVI веке в город пришли татары, окружили церковь во время пасхальной службы, а та резко провалилась под землю.
После в память о первой церкви на холме поставили крест — сначала деревянный, потом металлический. С этого холма рабочие брали песок для строительства новых домов. Брали, пока не обнаружили кучу костей (недалеко от этого места находилось кладбище).
Сейчас с холма открывается вид на трёхэтажные хрущёвки и двухэтажные бараки. Последние строили сразу после войны, чтобы быстро закрыть жилищный вопрос. В них не было ни воды, ни отопления — печка и только. На площади 30 квадратных метров жило по 2-3 семьи. В наше время в бараках провели капитальный ремонт — и те стали более-менее похожи на настоящее жильё.
Костёл XVI века, который недавно восстановили
Современному виду костёла несколько десятков лет, хотя построили его ещё в 1501 году. В 1924 году здание полностью сгорело (по воспоминаниям настоятеля костела Вацлава Турлая, в костёл ударила молния).
Прихожане тут же закупили в Беловежской пуще древесину и поставили временную каплицу.
В 1935 году здание начали восстанавливать, к 1939 году оставалось только положить крышу, но пришли советы, частично разобрали храм, накрыли крышей и открыли в нём ресторан «Беловежская пуща».
В 60-е ресторан превратился в чайную. Только в 1992 году костёл удалось вернуть прихожанам и начать восстанавливать.
Как Каменец мог увеличиться на 35 тысяч человек
Улицу 1-го Мая в народе называют Свинячей. Раньше за ней шло чистое поле, куда люди выгоняли пасти свиней (отсюда и название). С правой стороны находятся баня и тыл городского Дома быта. Оба здания несоразмерные масштабам города.
Оказывается, когда в советское время участились межнациональные конфликты в азиатских республиках, руководство планировало переселить в Каменец до 35 тысяч человек. Планировалось, что город вырастет в масштабах, поэтому строили, исходя из этого.
Здесь жил главный учитель иешивы. Он мог остаться в США, но вернулся в Каменец
В доме-близнеце военкомата жил Борух Бер Лейбович, который в первую очередь прославился как религиозный аналитик. В 1928 году мужчина отправился в США, чтобы собрать деньги на содержание иешивы.
Мэр Нью-Йорка Джимми Уокер вручил ему ключи от города, а местные евреи настаивали, чтобы Борух Бер остался в США и стал председателем Всеамериканского совета раввинов.
Тем не менее мужчина вернулся в Каменец и продолжил скромно жить в своём доме до 1939 года. После прихода советской власти Борух Бер бежал в Вильнюс, где умер от пневмонии.
И это ещё не всё
Полностью изучить город можно через приложение izi.travel. Вы найдёте 2 маршрута (маленький и большой), представленных в виде аудиогида. Сейчас аудиогид доступен на русском языке, а в текстовом виде — на четырёх (беларуском, русском, польском и английском). Для озвучки на других языках ребята ищут меценатов и спонсоров.
Цель Андрея и других местных энтузиастов — заставить туриста остаться в городе хотя бы на одну ночь: «Если это получится — значит, победили».
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.