Из коллекции Белгазпромбанка изъяли 150 картин, в том числе Шагала и Сутина. Почему это касается всех

В понедельник, 15 июня, на канале «Беларусь-1» показали, как из галереи «Арт-Беларусь» (детище Белгазпромбанка) изымают картины художников. Среди них были самые дорогие и, кажется, самые значимые работы для страны: «Ева» Хаима Сутина, работы Марка Шагала. Рассказываем, почему это событие заслуживает внимания всех беларусов — как причастных к искусству, так и нет.


Что вернули в Беларусь благодаря банку

Коллекция Белгазпромбанка собиралась с 2011 года — тогда гендиректор Виктор Бабарико решил последовать примеру зарубежных банков-меценатов и поддержать культуру Беларуси, вернув ей часть наследия, разбросанного по всему миру.

Так были возвращены: 

  • «Влюблённые» Марка Шагала ($650 тыс.);
  • «Лунатик» Марка Шагала ($341 тыс.);
  • картины уроженца Бреста Дмитрия Стеллецкого (187 тыс. евро);
  • работы Хаима Сутина — одна «Ева» обошлась банку в $1,8 млн.

— Среди последних значимых приобретений банка — «Малая подорожная книжка» Франциска Скорины, первая печатная книга в ВКЛ (издана в 1522 году в Вильне). Министерство культуры пыталось купить её около 10 лет, — рассказал TUT.BY куратор галереи Александр Зименко.

Дальше картины открыли для людей

В прошлом году банк привёз часть коллекции в Брест и в подарок на тысячелетие устроил выставку «Аксиомы»: Осталась неделя, чтобы увидеть в Бресте полотна почти за $1 млн. Что за они?

Хаим Сутин «Ева»

Для пополняющейся коллекции в Минске была организована галерея «Арт-Беларусь», чтобы каждый мог прийти и рассмотреть. Белгазпромбанк также выступил организатором «Осеннего салона» — большой выставки, на которой о себе могли заявить молодые художники, а зрители — познакомиться с происходящим в культурной тусовке.

В Брест привозили одну из таких выставок: «Смотрите, какая выставка приехала: самая дешёвая картина — 500$. А ещё скульптура из семечек».

В галерею «Арт-Беларусь» можно было прийти в любой рабочий день. Сфотографироваться, выложить пост в Instagram. И так — через небольшие и, казалось бы, незначительные действия приобщиться к культуре. Своей.

33 объекта из корпоративной коллекции банк национализировал — то есть отдал в собственность государству. Картины подлежат охране, регулируемой законодательством, и не могут покинуть территорию страны.

Культурно-просветительскую деятельность галереи и банка ранее неоднократно отмечали на госуровне — грамотами за вклад в развитие, поддержку и меценатство.

Марк Шагал «Лунатик»

Почему банк занимался искусством

Коллекция Белгазпромбанка — одна из самых ценных коллекций в стране. На наш вопрос, зачем такой прибыльной организации заниматься таким неприбыльным делом, директор и куратор галереи Александр Зименко отвечал: «Потому что можем». Есть средства, желание и понимание, что без культурно значимых объектов историю нечем подпитывать — «Здесь нечего смотреть».

Многие беларусы не доходят до выставок и галерей: находятся более важные дела — работа, зарплата, выжить. Знать, сколько художников Парижской школы родились на территории современной Беларуси, были успешны и сейчас выставляются в крупных европейских галереях или продаются в частные коллекции за огромные деньги, нам просто не нужно.

То, что произошло, — боль не только искусствоведов, кураторов и экскурсоводов, это боль всех проживающих и собирающихся проживать на территории Беларуси. Потому что это часть нашего наследия, которое было доступным и общим, а сегодня снова может стать чужим (если картины после всех «дел» уйдут в частные коллекции или будут распроданы).

Фердинанд Рущиц «Поместье в Богданово»

Чтобы понимать, кто мы как нация, надо быть связанным с культурой нашего прошлого

Культура и искусство слишком долго были вопросом второстепенным и прорывались как-то больше инициативами «снизу» — сбором на реставрацию усыпальницы Ожешко, бесплатными проектами по консервации руин от энтузиастов, выставками молодых художников в кафе (ведь в галереи — только по знакомствам).

Сотни лет без понимания своей национальной весомости, с отсутствием ориентиров и сомнениями: кто же мы? Ответ можно было найти вот в таких работах. Даже если их «не понимать», они показывают: там, в прошлом, было много достойного, талантливого, успешного, близкого. И всё это теперь — здесь. Смотри, вдохновляйся, пользуйся.

Дмитрий Стеллецкий «Ночь на Ивана Купалу»

Это часть нашего наследия, фундамент национального самосознания, который у беларусов так расшатан. Из тысячи возможностей вмешаться в культуру и искусство Беларуси государство выбрало эту. По-моему, очень показательно.

Никодим Силиванович «В темнице»

P.S. Сейчас в галерее висят «пустые» картины — рамы с QR-кодом, ведущим на оцифрованный вариант. А также галерея предложила выбрать любую работу, которая понравилась и о которой хочется рассказать. Со вторника вход в галерею свободный.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: