Балаклавы с помпонами, учителя без лиц и художница, которую арестовали. Посмотрите, какая выставка про обезличенность прошла в Бресте

В Пространстве КХ заканчивается выставка «Безаблiчныя» — первая за полгода. Беларуские художницы и художники рассуждали на темы лика и личности, ответственности и праве выбора, силе и бессилии.

Где: Пространство КХ, ул. Халтурина 2/1.
Вход: 3 рубля (школьникам, студентам и пенсионерам бесплатно).

Жанна Гладко «FORCE, FARCE, FALSE» — «СИЛА, ФАРС, ЛОЖЬ» — этот лозунг родился в начале пандемии, когда коронавирус не воспринимали всерьёз или даже отрицали (вспомните слова Александра Лукашенко). В нашей поствыборной ситуации лозунг тоже актуален как никогда.

Лизавета Михальчук, кураторка выставки, формируя выставку, исходила из наших реалий. Протесты, избиения, безликие люди в балаклавах на бусах без номеров стали частью нашей повседневности, думать о чём-то другом просто невозможно.

Но в итоге «Безаблiчныя» получились более глобальными и экзистенциальными, про то, что вообще такое человек — выставку можно показать в другой стране и зрители её поймут.

Михаил Гулин «Преступники-политики». Догадались, где кто?

Выставка сопровождается угнетающим тревожным эмбиентом. Тревоги добавляет ситуация в Беларуси: вроде и понимаешь, что коронавирус не дремлет, но всё равно почти в каждом мужчине в маске мерещится тихарь (даже если «замаскированность» — часть концепта выставки).

Слева работа Игоря Тишина «Erobern Sie uns» — сейчас оригинал висит на выставке в Дюссельдорфе (Германия), в КХ её принт-версия. Справа работа из серии Лены Гиль без названия, сделана на обложке книги «Пение, 4 класс»

На первый план в работах художников вышло чувство ответственности. Люди, которые скрывают своё лицо, автоматически отказываются брать ответственность за свои поступки. Возможно они надевают маску, потому что боятся несправедливого наказания, а может быть потому, что осознанно идут на преступление.

Василиса Полянина «Она не любит меня, мама» — это фраза капитана Журова, героя фильма «Груз 200» Алексея Балабанова.

Второй аспект выставки — возможность выбирать, которая делает человека личностью. Её можно лишиться, став частью какой-то системы, идеологии, которая лишает мук морального и этического выбора, потому что выбор уже сделан за тебя. Это тоже обезличивает, только уже не физически, как было с масками и балаклавами, а духовно.

Андрей Анро «Person of the System». Узнали свою учительницу?

Отказываясь от выбора, ты отказываешься от прав. Поэтому выйти из системы очень трудно — ведь права на это у тебя уже как бы и нет.

Выставку посвятили Наде Саяпиной — художнице, которую посадили

В выставке должна была участвовать художница Надя Саяпина — она запомнилась своим перфомансом «Достояние» об отобранных у Белгазпромбанка картинах.

Но 8 сентября её осудили на 15 суток ареста за участие в арт-перфомансе художников против насилия. Он состоялся 15 августа около Дворца искусств на Козлова в Минске, хотя на самом деле участие в перфомансе Надежда не принимала.

Группа Бергамот, видео «Flight» — навеяна силовиками, которые вчетвером уносят одного человека. Видео «Organic Work. (Not)Revenge» — о слепой, беспричинной и неконтролируемой агрессии.

Ольга Пранкевич, серия работ «Люди: плоские и объёмные» (присмотритесь к тому, что происходит на картинках). Одна из работ как раз использовалась в афише выставки.

Роман Троцюк, интерактивная скульптура «Venus 2020». Сейчас прекрасная Венера скрывается под массой пережёванных жвачек — стоит увидеть это своими глазами.

Саша Радчиков, работа без названия — на первый взгляд там ничего нет, но подойдя ближе можно разглядеть антропоморфные объекты.

Татьяна Кондратенко, «Маски».

Сергей Шабохин, «Антиэстетический лозунг». Сделана в КХ.

Фото — Роман Чмель

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: