Персональная выставка Михаила Гулина «(Не)правда» — о поисках границ, разных вариантах одной и той же правды и сказочных аллегориях. Всё это на территории бывшего консервного завода: в подвалах, скотобойне и кошерной лавке.
Совместными усилиями организаторов из арт-квартала Conserva Катерины Павлович и Марины Завражной, создателя выставки – художника Михаила Гулина, получилось представить городу персональную концептуальную выставку, органично вписанную в выставочное пространство.
Работы 2020 года — инсталляция с косой и несколько работ в подвалах — показываются впервые.
Малевич и лабиринт из труб
— Много посвящено Малевичу, теме «Черного квадрата», — рассказал художник reform.by. — Несколько вещей будут связаны в той или иной степени с темой супрематизма — для меня это обнуление в данном случае. К этим темам у меня будет «подводка» из цветного лабиринта, который сделан по мотивам известной считалочки «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Дуэль, пока не устанет рука
Михаил Гулин открыл выставку перформансом с настоящим оружием: нужно было держать на прицеле оппонента, пока не устанет рука. Желающие поучаствовать менялись, «дуэль» продолжалась весь вечер.
«Территория протеста» и скотобойня
Выставку художник задумал специально для пространства «Консервы». Некоторые работы, созданные ранее, вписались в контекст помещений бывшего завода. Например, акция «Территория протеста» экспонируется на полу бывшей скотобойни.
Помещения скотобойни и кошерной лавки скоро придется снести из-за их ветхого состояния, но организаторы дали шанс зрителю увидеть их в том виде, в каком они сохранились, интегрировав в них работы художника. Получилось жутковато и таинственно.
На видео художник протаптывает круг, будучи прикованным на цепь, как домашнее животное. Он держит плакат без лозунгов и смысла. Плакат здесь как символ послания: «Я здесь, потому что мне есть что сказать».
Эту акцию Михаил провел в 2014 году. Хочешь выразить протест – отправляйся в лес. Чтобы выразить протест публично, нужны смелость и готовность принять последствия. Но кто тогда тот, кто не выходит за рамки, а молчаливо очерчивает обозначенную цепью линию и не борется (за свои права)?
«Эксгумация ценностей» в холодильной камере
На видео художник ходит по Минску с большой костью динозавра в руках. Кость — муляж, но она провоцирует на размышления об иллюзорности ценностных иерархий: мы окружены фальшивыми ценностями — искусственными ландшафтами, памятниками псевдогероям и якобы «исторической» застройкой.
Запасной выход из (из башни по косе)
Инсталляция Михаила Гулина в соавторстве с Антониной Слободчиковой отсылает к образу принцессы, запертой в башне. Гигантская коса — метафора женской силы. Женские персонажи в сказках нередко содержатся в изоляции — под стражей в высоких сооружениях.
Но природа женской силы гибкая и прочная (как коса) — ее можно распустить или затянуть потуже — тогда она превратится в канат. И пока женщина находится в башне, коса ее силы растет и становится достаточно длинной и крепкой, чтобы по ней наконец можно было сбежать.
Труба на территории завода — эдакий фаллический символ, но его наделили фальшивым окном, историей и сказкой.
«Дом для красавца», 2020
В помещении стоит огромная черная пустая будка с неоновой вывеской «Красавец». Из будки тянется оборванная цепь. Значит, поблизости зверь? Инсталляция сопровождается громким рыком каждые несколько минут.
Работа обращается к теме страха перед неизвестностью, который используется в страшных сказках. Ужас — вездесущ, неуловим и безлик. Правда страшна, но еще страшнее — не знать её, не понимать, что происходит и чего ожидать через мгновение.
Ни тот ни другой
— Есть классический сюжет о Пиноккио, и есть Буратино, который адаптирован и предложен советскому школьнику. Чаще всего советский ребенок не знал о первоисточнике. Как и итальянские дети не подозревали о такой адаптации в советском контексте.
Причем момент с растущим носом, когда Пиноккио врет, Алексеем Толстым, автором «Золотого ключика», был проигнорирован вообще. Здесь меня интересует момент плагиата, так называемой адаптации. И в этой моей работе «Ни тот ни другой» центральной темой становится растущий нос, который должен мешать зрителю комфортно рассматривать выставку, — рассказал reform.by об инсталляции Михаил.
Искусство задавать вопросы
Михаил Гулин, которого называют отцом беларуского акционизма, создает злободневные работы и задает вопросы, на которые зритель отвечает сам. Это не готовый рассказ, это приглашение подумать. Как говорит сам художник: «Мое творчество — это поднятие вопросов. Но я не готов брать на себя роль человека, который на них отвечает».
Выставка работает до 22 ноября.
«Старикам здесь не место», 2020 Фото — Роман Чмель
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.