Может ли один фонтан изменить целый город?

Иногда в Бресте возникают своеобразные “белые пятна” — некая территория огораживается строительным забором и остаётся за ним на протяжении долгого времени. Также произошло и с фонтаном на улице Советской — впрочем, я, как и многие жители города моего возраста, никогда не видела этот фонтан работающим.

Но, говорят, фонтан снова оживёт. Его открытие планируется ко Дню города 2018 года, а стройка начнётся уже в этом году.

Чтобы узнать, как будет выглядеть столь значимое место в жизни города, Бинокль” отправился к двум молодым архитекторам, авторам эскизного проекта будущего фонтана, Максиму Веремеюку и Евгению Щербачу.


Максим Веремеюк — руководитель группы архитектуры и благоустройства компании ООО “Диалог плюс”.

Евгений Щербач — архитектор, аспирант БНТУ кафедры градостроительства.

Про фонтан: идеи и устройство.

Евгений: Архитектура должна способствовать созданию города, удобного для человека. Это значит, что человек не должен стоять в пробках, не должен тратить время на плохой общественный транспорт. Он не должен сидеть дома, потому что это самое комфортное место: удобный город вдохновляет на активную жизнь.

Максим: Мой старший брат как-то заметил одну любопытную вещь. Когда он был студентом, крутым считалось сидеть на скамейке возле кинотеатра Беларусь и пить пиво из пластикового стаканчика. Сейчас ты сидишь на том же месте, но уже со стаканчиком кофе: изменилась Советская и изменилось законодательство — и, как результат, возник новый тренд. Это пример того, как среда может влиять на изменения в мировоззрении. Как бы громко это не звучало, но, проектируя новую среду, мы способствуем созданию нового образа жизни, ведь город меняет человека. Поэтому фонтан, как место для активной жизни жителей города, так важен, несмотря на то, что вечен контраргумент “постройте лучше больницу”.

Евгений: Фактически, это место и так является центром пешеходной активности горожан, наша задача — сделать его ещё более привлекательным. Эта площадка должна стать местом встреч, общения, отдыха. Сегодня нам нужны общественные пространства, способные вдохновлять.

Максим: Перед нами стояла цель не просто построить нечто красивое и современное: мы понимали, что фонтан должен быть фонтаном именно Бреста, то есть, нести в себе информацию о том городе, тысячелетие которого мы празднуем. У каждого места в городе есть своя история.

Помните, какой шум поднялся, когда новый микрорайон хотели назвать “Лагуна”? Это слово никак не связано с Брестом, оно не способствует созданию образа города, как и стандартные названия микрорайонов типа Восток или Юго-Западный.

Евгений: Похожий вопрос стал и перед нами: у Бреста есть своя история, которую тоже нужно сохранять и помнить. Мы хотим создать своеобразную проекцию — в центре современного Бреста располагаем карту средневекового центра, показываем связь современности с прошлым. Если вы не идёте к истории — история идёт к вам.

Максим: Раньше фонтан был прямоугольным, но если проанализировать градостроительную ситуацию, приходишь к выводу, что основополагающую форму, которой подчинено существующее благоустройство, задаёт кинотеатр Беларусь. Поэтому в нашем ансамбле основной формой будет также круг.

Мы планируем, что фонтан будет состоять из четырёх основных частей: карта средневекового Бреста, чаша фонтана, павильон и рекреационная зона.

Первая часть: карта старого Бреста в плоскости земли. Мы хотим выгравировать в камне карту города 18 века. Ведь история Бреста до второй половины 18 века по сути осталась только в крепости, но и там она не лежит на поверхности.

Максим: Рядом с картой на световых выносках мы хотели бы разместить около пяти макетов самых значимых сооружений старого города. Вокруг макетов хотим установить форсунки, которые будут создавать туман. Хочется поиграть со зрителем: иногда можно будет подойти и потрогать эти здания-макеты руками, а иногда они будут спрятаны в тумане, словно теряются в “прошлом”. Конечно, они ни в коем случае не будут мешать существующему пешеходному движению.

Евгений: Наша идея рассказать новым объектом  историю старого города не такая уж и оригинальная. Многие брестские архитекторы делают это, например — фасады гостиницы Эрмитаж рассказывают нам об архитектурных формах характерных для Бреста польского времени, а памятник тысячелетия рассказывает историю Бреста с помощью текста и показывая жителей города разных эпох. А вообще — мы просто начали мечтать о том, что мы хотим там увидеть: Максим вот, как настоящий романтик, сразу сказал: “Нужен мост!”

Максим: Вторая часть, тоже круглой формы — это непосредственно сама чаша фонтана. Мы не можем ломать существующие пешеходные связи, поэтому решили их просто продолжить: с одной стороны — это дорога от Советской к зданию телестудии, с другой — проход к магазину. Таким образом, в нашей идее появился мост над бассейном фонтана.

Максим: Третья зона, павильон, появился в нашем проекте из необходимости придать плановость всей композиции и добавить объёма. К тому же, замечательной кажется и идея со стеной водопада, падающего с крыши павильона в чашу фонтана.

Что будет в самом павильоне пока точно не решили, но не хочется, чтобы там была торговля или что-то вроде того. Было бы замечательно разместить там галерею или выставочный зал, где можно было бы показать достижения людей нашего города.

Евгений: У Бреста есть проблема: не всегда понятно, что делать с туристами. Конечно, есть крепость, но чем заняться в центре? В нашем павильоне можно было бы разместить и инфоцентр, где была бы возможность брать аудиогид, покупать туристические карты.

Максим: Четвёртая часть организации площади — рекреационная зона, которая предполагает создание зелёного ковра (усиленный газон) и искусственных холмов. Мы хотим иметь возможность посидеть на газоне, как во всех европейских странах. И здорово было бы разместить там небольшую детскую площадку — место, где можно остановиться и отдохнуть с детьми, чего сейчас на советской нет.

Мы хотим, чтобы вся площадка перекликалась с природой — поэтому в проекте и появился газон. По той же причине для покрытия дорожек выбрали термодревесину, довольно износостойкий материал, к тому же, образно она напоминает бревна, из которых делали дороги в Берестье 11 века.
Евгений: С Берестьем также связано появление бронзовой копии ладьи-игрушки из музея «Берестье». Она будет на поверхности воды над самым глубоким местом в фонтане.Во-первых, снова свяжем современность и историю, а во-вторых, добавим туристам азарта – попадут ли монеткой в ладью? Эту идею нам, кстати, подсказал иконописец Сергей Каркотадзе.Вот так мы хотим соединить в этом объекте историю и современность, город и природу. Пока это только эскизный проект и он может модифицироваться, но мы очень надеемся, что результат будет стоить затраченных ресурсов.

Евгений: Мы также планируем создание специального мобильного приложения, которое добавит интерактивности нашему фонтану. Оно будет состоять из бесплатной и платной части. Бесплатная часть — полный, но краткий, аудиогид на нескольких языках по истории всего города и конкретно этого места: он будет логичен, так как и сам фонтан у нас “исторический”: карта, макеты зданий, также мы планирует выгравировать на мосту основные даты истории Бреста. Было бы замечательно добавить информацию и о других достопримечательностях города.

Платная часть мобильного приложения — интерактивная функция: возможность управлять струями фонтана, его подсветкой и, возможно, музыкой некоторое время при помощи sms-запроса. Вот представьте, назначаете вы свидание девушке (естественно, на мосту) и раскрашиваете воду фонтана в её любимые цвета и включаете её любимую музыку на центральной улице города.

Евгений: Впрочем, насчёт музыки возникают некоторые вопросы, всё же, рядом находятся жилые дома. Но с другой стороны, есть праздники и фонтан может становиться музыкальным только в такие дни. Мы также хотим сделать так, чтобы фонтан реагировал на громкую музыку, “танцевал” под неё.

Про ребят: учёба, работа, вдохновение

Евгений: В детстве мне вообще казалось странным, что у людей есть профессия. При этом, я всегда рисовал, с детского садика, и к 10 классу решил стать художником.

Но так уж получилось, что у меня в роду было много проектировщиков, мой отец мечтал о совместной работе, и я пошёл на архитектора.

Сам я из Несвижа, но получать образование приехал сюда, в БрГТУ. Мне очень нравилось учиться — в первую очередь привлекает среда, в которую попадаешь с самых первых дней. Здесь есть очень хорошая традиция: первого сентября весь первый курс знакомится с остальными потоками и уже изначально ты знаешь всех. Мне нравились и преподаватели, которые любили свои предметы и могли их вдохновляюще преподносить. Да и в целом, архитектурное образование здесь сильное: сейчас иногда думаю, что неплохо бы кое-что из университетской программы повторить. После университета закончил магистратуру и сейчас учусь в аспирантуре в БНТУ в Минске.

Максим: Я изначально тоже не ассоциировал себя с этой профессией. Повлияло то, что у моего отца была строительная компания и каждое лето с детства я проводил на стройке. Мой старший брат учился на архитектуре и я знал его друзей, я знал эту среду — и это было нечто невероятное для семнадцатилетнего парня: постоянные фестивали, движухи, поездки.

Среда очень сильно влияет на человека. Учёба в нашем политехе помогла нам стать теми, кем мы являемся  и благодаря людям, которых мы там встретили. Мы много путешествовали, ездили на выставки в Москву и Польшу, сами организовывали архитектурные фестивали здесь. В последнем нам очень помогал университет: давал помещения, освобождал студентов от занятий, помогал с необходимыми бумагами.Евгений: Ещё в университете у нас родился проект Majsterni , который мы продолжаем до сих пор. Родился он из того, что Максим где-то откопал книжку по графической работе архитектора и нам очень хотелось её изучать вместе с другими студентами. Мы начали собираться в мастерских — специальных аудиториях  для архитекторов, где можно учиться, общаться, творить — отсюда и пошло название проекта.

С того времени Majsterni стали площадкой для неформального образования и творчества. Идея этого проекта — сотворчество. Когда ты узнаешь или придумываешь что-то новое — ты учишься сам и учишь того, кто рядом.Максим: В рамках этого проекта проходят лекции архитекторов Бреста, мастер-классы по софту, совместное проектирование, неформальные встречи и вечера. Проект некоммерческий, поэтому он то угасает, то снова набирает обороты. Никогда не было никакой системы, от которой можно было бы получать деньги. Всё работает на инициативе и добровольной помощи. Прошлым летом, например, нам помогла наша фирма — предоставила большое помещение.

В “Диалог плюс” я пришел работать в 2009, когда ещё учился в университете. Я решил таким образом организовать своё свободное время, чтобы оно проходило с пользой. На работе от меня, конечно, было мало толку, зато я начал понимать, что нужно взять от образования и, когда я закончил университет, меня сразу сделали руководителем группы, буквально на следующий день. Чуть позже я пригласил Женю работать со мной.

Евгений: Вообще, хоть фонтан — это и авторский проект, но чтобы воплотить его, нужен большой коллектив — не только архитекторов, но и других специалистов. Нам нравится работать в нашей компании, мы выполняем интересную работу, проектируем объекты широкого спектра: к примеру, завод деревообрабатывающей промышленности, заводы компании «Диском» по производству строительных материалов Caparol в свободной экономической зоне, магазины сети Martinn, строительный проект здания Бреста Делового. Занимаемся проектированием по всей стране, участвовуем в международных конкурсах. И, конечно, работаем в историческом центре Бреста, на нашем счету 3 проекта реконструкции кварталов, воплощение которых мы с нетерпением ждем.

Максим: Вообще, когда ты живёшь архитектурой – из головы ее не выкинешь. Я вот недавно был в Турции совсем не по работе, но всё равно посетил интересующие меня компании, наладил профессиональные связи. Для обмена профессиональным опытом к нам приехал турецкий архитектор Исмаэль, он работает сейчас в нашей компании. Ему так понравилась Беларусь, что он даже в фейсбуке у себя поставил нашу страну как место жительства.

Евгений: Или вот в Прагу ездили: были там всего полтора дня, а три часа провели в книжном магазине и потом через всю Польшу тащили стопку книг по архитектуре.

Евгений: Если говорить о мечтах, то у меня, помимо желания сделать архитектуру гуманной к природе, как и у большинства беларуских архитекторов есть огромное желание заняться реконструкцией сохранившихся исторических объектов: замки, дворцы, города. Работы в этой области — непочатый край.

Я очень люблю книгу  «Градостроительное искусство Беларуси» (автор Юрий Владимирович Чантурия) — она подробно описывает города в разные эпохи. С ней намного интересней путешествовать по Беларуси, можно представлять как там было раньше.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: