NAVIBAND заслуженно побеждают в финале национального отбора и зарабатывают право представлять Беларусь на Евровидении-2017. Что уже значимое событие для популяризации нашей культуры: песня «Гiсторыя майго жыцця», с которой ребята выступят, будет исполнена на родном языке, а не на корявом английском, чем частенько грешат исполнители из постсоветского пространства.
Мнения традиционно разделились: кто-то в восторге, а кто-то ругает группу на чём свет стоит.
«Неужели у нас нет талантливых людей , которые могут достойно представить страну?»
«Только Михалок способен принести Беларуси победу. Все остальные — трата времени и денег.»
Юрий Стыльский из «Дай дарогу!» в своём интервью для kyky.org симпатизирует NAVIBAND, но боится, что группа не дотягивает до нужного уровня:
«Ребята молодцы, хороший коллектив, но до Евровидения не дотягивают: у них хитов нет. А молодцы они потому, что не тонут – творчество в любом проявлении похвально. Поют, играют вроде нормально, но я не фан. На самом деле, в последнее время мне вообще сложно угодить. Что касается песенного конкурса – да некого у нас отправлять».
Александр Либерзон, участник «Кассиопеи» (опять же в интервью для kyky.org), считает, что группа не цепляет и не имеет необходимого эпатажа.
Однако эпатаж и наличие шлягеров — совсем не «Витрувианский человек» для мира музыки. Ведь иногда достаточно искренности и трогательности. А именно этим «Гiсторыя майго жыцця» и подкупает.
В утешение ребятам можем сказать, что от критиков и современников частенько доставалось даже Великим композиторам и поэтам/писателям. Что, впрочем, не помешало им войти в учебники по истории:
Если к творчеству «создателя русского языка» чаще всего относились почтительно (хотя Фаддей Булгарин писал о Пушкине, что «в его голове не зародилась ни одна идея» ), то по своеобразной внешности и образу жизни очень любили проехаться. Что, впрочем, ничуть не мешало Пушкину пользоваться сумасшедшим успехом у женщин.
Анна Оленина, возлюбленная Пушкина:
«Ужасные бакенбарды, растрепанные волосы, ногти, как когти, маленький рост, жеманство в манерах, дерзкий взор на женщин».
Сергей Комовский, статский советник и лицейский одноклассник Александра Сергеевича:
«Пушкин любил приносить жертвы Бахусу и Венере — волочился за хорошенькими актрисами графа Толстого, причем проявлялись в нем вся пылкость и сладострастие африканской природы. Пушкин был до того женолюбив, что, будучи еще 15 или 16 лет, от одного прикосновения к руке танцующей во время лицейских балов взор его пылал, и он пыхтел, сопел, как ретивый конь среди молодого табуна.»
Бетховена ругали все, кому не лень. Причём с особой яростью о нём почему-то отзывались английские критики.
«Для меня Бетховен всегда звучал так, словно кто-то высыпал гвозди из мешка и вдобавок обронил молоток». — Из письма английского писателя Джона Рескина.
Куда красочнее описали свои впечатления в журнале «The Quarterly Musical Magazine and Review»:
«От этих звуков земля содрогнулась под нашими ногами, и из своих могил восстали тени достопочтенных Таллиса, Пёрселла и Гиббонса, и даже Генделя с Моцартом, чтобы увидеть и оплакать тот буйный, неудержимый шум, то современное бешенство и безумие, в которое превратилось их искусство».
Критик Леонид Сабанеев называл Рахманинова «интеллигентным нытиком», а музыку композитора -«отражающей трагическую беспомощность человека, лишенного силы воли».
Не любил Сергея Васильевича и русский композитор Цезарь Кюи:
«Если бы в аду была консерватория… и было задано написать программную симфонию на тему семи египетских язв и если бы была написана она вроде симфонии Рахманинова… то он блестяще выполнил задачу и привел бы в восторг обитателей ада».
Излюбленным объектом для всеобщей критики стала бессмертная опера, ставшая визитной карточкой Бизе — «Кармен»:
«Если представить, что его Сатанинское Высочество село писать оперу, вероятно, у него получилось бы что-то вроде „Кармен“». — писали в Music Trade Review.
Музыка казалась тогдашним посетителям слишком уж сложной, сюжет — непристойным. Поэтому «Кармен» надолго пропала из репертуара парижских театров, что не помешало её оглушительному успеху за рубежом.
Чайковского часто обвиняли в «отсутствии русского духа» в произведениях. Как писал критик Михаил Иванов уже после смерти Петра Ильича:
«Русской манеры выражаться, русского стиля, — который мы видим, например, у Римского-Корсакова, — у него нет в помине».
Австрийский критик Эдуард Ганслик напротив нашёл достаточно русского в творчестве Чайковского, причём в довольно грубой форме с элементами «клюквы». Слава Богу, что ругань, водка и дикари — на месте. Вот только грустно, что позабыли о медведях:
«Русский композитор Чайковский — без сомнения не истинный талант, а раздутая величина. Он одержим идеей собственной гениальности, но не обладает ни интуицией, ни вкусом. В его музыке видятся мне вульгарные лица дикарей, слышится ругань и ощущается запах водки. Фридрих Фишер как-то выразился про некоторые картины, что они так отвратительны, что от них воняет. Когда я слушал Скрипичный концерт господина Чайковского, мне пришло в голову, что бывает и вонючая музыка».
Несчастный Мусоргский часто страдал и от нападок критиков, и от неодобрения коллег-современников. Чайковский, например, посылал композитора к чёрту и считал, что «это самая пошлая и подлая пародия на музыку». Вот вам и пример субъективности в самом худшем её проявлении.
В своей скандальной манере высказался и журнал Musical Times:
„Ночь на Лысой Горе“ Мусоргского — самое отвратительное из всего, что мы когда-либо слышали. Оргия уродства, настоящая мерзость. Надеемся никогда не услышать ее вновь!»
Rammstein называют Вагнера источником своего вдохновения. А кое-кто считает, что «Властелин колец» — лишь интерпретация эпического оперного цикла — «Кольцо нибелунга». Что ещё может пожелать для себя смертный?! Хотя сейчас Вагнер — единогласно гений, однако современники часто ругали композитора:
«Даже если собрать всех органистов Берлина, запереть в цирке и заставить играть каждого свою мелодию, то и тогда не получится настолько же невыносимой кошачьей музыки, как „Мейстерзингеры“ Вагнера».
Дирижёр и композитор Генрих Дорн, современник Вагнера.
Гёте любил фиалки, ненавидел людей в очках и мог писать только в наглухо закрытом помещении. Эксцентричный гений прославился благодаря «Фаусту» (одной из любимых книг Ленина, между прочим), однако многие критики не соглашались со словом «гений», уверяя что Гёте — лишь «талант». И это ещё в лучшем случае.
«Сущность его стихотворений состоит в обоготворении самого себя. Его идеалом был он сам, слабосердный, сластолюбивый, тщеславный баловень счастья. Во всех его творениях, исключая небольшое число подражаний, выказывается этот жалкий идеал, с которым он нянчится, как обезьяна со своим детенышем» — замечал немецкий поэт, писатель и критик Вольфганг Менцель.
Знаменитый прозаик и лауреат нобелевской премии Джон Голсуорси считал, что Тургеневу удалось «довести пропорции романа до совершенства». Литературный критик Александр Михайлович Скабичевский считал иначе. О романе «Отцы и дети» Скабичевский отзывался так:
«На первых же страницах вы видите, что автор лишен всякой умственной подготовки к выполнению цели романа; он не только не имеет никакого понятия о системе новой положительной философии, но и о старых идеалистических системах имеет понятия самые поверхностные».
Новаторство и самобытность венгерского композитора часто подвергалось разгромным нападкам критиков, поэтому заявления, что:
«Фортепианный концерт Белы Бартока — это самый чудовищный поток вздора, напыщенности и бессмыслицы, который когда-либо доводилось слышать нашей публике»
постоянно преследовали Бартока. Только вот почему-то ни один из критиков не удостоился собственного памятника, или кратера на Меркурии со своим именем.
Не стоит забывать, что Эйнштейна ругали за абсолютную бездарность в математике (что, кстати, полная чушь), произведения Гоголя называли галиматьёй, а Бальзака обвиняли в разврате и распутстве: «многие места его сочинений способны привести в краску любого драгуна и даже изумить извозчика». Критики никогда не скупились на метафоры и острые выражения. Однако критика — мимолётна. А творчество — оно вечно. Поэтому пожелаем ребятам из NAVIBAND удачи — ведь хоть их и ругают, но всё равно любят и держат кулаки. Даже если сами себе в этом пока что не признаются.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.