Проспект Независимости, дополненная реальность и благие намерения.

Гробница пророка Ионы, Бамианские статуи Будды, пирамида майя в Белизе и многое другие. Что общего между всеми этими историческими памятниками? К сожалению то, что наши потомки смогут увидеть их лишь на фотографиях.


Уничтожение памятников культурного наследия — наглядный пример, демонстрирующий человеческую глупость, бессмысленно-беспощадный религиозный фанатизм и драконью жадность в погоне за длинным рублём и звонкой монетой.

Пример из недавнего — многочисленные разрушенные сирийскими боевиками памятники, среди которых легендарная Триумфальная арка и множество других исторических объектов. Корпорации (как в истории с гробницами Шестой династии в Китае, на месте которых теперь расположилась IKEA) безжалостно ровняют с землёй фундаменты древних сооружений. Как-то не особо задумываясь о том, что очередной безликий торговый центр погребает в своём фундаменте бесчисленные истории и загадки. Взамен предлагая нам очередное ненужное барахло.

Та самая уничтоженная террористами Арка в Пальмире

Количество объектов в Беларуси, взятых под защиту ЮНЕСКО, совсем невелико. Пока что это — Беловежская пуща, Мирский и Несвижский замки, а также Геодезическая дуга Струве. Процедура включения в списки культурного наследия сложна, требует подробнейшего исследовательско-технического досье и занимает довольно много времени.

Минский Проспект Независимости претендует на включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО в номинации «Социалистическая послевоенная архитектура стран Восточной и Центральной Европы». Источник фото — urban3p.ru

Например, в перечне особо важных государственных учреждений, имеющих особую важность для сохранения — всего 12 объектов. Указ об их статусе вступит в силу с 3 февраля 2017 года. Несмотря на то, что сохранение объектов, представляющих исторический интерес — не последняя задача, случаются и досадные казусы.

Чего стоит, например, история с фундаментом Петропавловского костела в Шклове, с которого был снят дёрн для последующего создания 3D модели, что закономерно привело к разрушению верхней части фундамента из-за осадков и лишний раз подтвердило, что «Благими намерениями вымощена дорога в ад» .

Особенно сильно достаётся костелам и церквям, множество из которых были разрушены ещё при советской власти. Некоторые — по недосмотру и небрежности, некоторые — по злому умыслу.
Примеры таких случаев — повреждённая пожаром усадьба графов Уместовских в деревне Жемыславль, выгоревшая дотла корчма в Наче, Хотлянская церковь и многие другие. Прискорбно, но печальный список пополняется практически ежегодно.

Усадьба Уместовских в Жемыславле, пострадавшая от пожара в 2012 году. Автор фото — Никита Обухович

На помощь, как всегда, приходят высокие технологии. К сожалению, пока не так активно поддерживаемые чиновничьим аппаратом и не вышедшие в массы. Хотя студенты публикуют статьи и квалификационные работы по теме, «А/Я Брест» оцифровывают картины авторов со всей Беларуси (о чём вы, кстати, можете почитать в нашей статье) а 3D-скульпторы осваивают новые методы текстурирования и ретопологии. И уже сейчас на сайте Гомельского дворцово-паркового ансамбля можно подробно рассмотреть 3D модель дворца Румянцевых и Паскевичей.

В 2007 году университет БГУКИ При поддержке Парка Высоких Технологий организовывал конкурс, вдохновляющий молодых скульпторов на «разработку 3D моделей объектов историко-культурного наследия Республики Беларусь». Организаторы предлагали смоделировать Мирский замок, Церковь в Сынковичах, Ратушу в Могилеве, Каложскую церковь и многие другие архитектурные памятники.

И, поверьте, количество беларусов, виртуозно владеющих пакетами моделирования (и не стесняющихся ими пользоваться) — более, чем велико. Так что «пациент скорее жив, чем мёртв». Осталось только наделить этого самого пациента официальным статусом и финансированием.

3D модель Новогрудского замка, воссозданная по гравюрам беларусом Олегом Миничем.

Кстати, как заметил зам. начальника отдела по охране исторического и культурного наследия и реставрации Министерства культуры в интервью для tut.by во время вышеупомянутого конкурса — «Сложно предположить, что этот проект в какой-то степени может поменять существующие концепции реставрации объектов. Скорее, итоги конкурса могут быть интересны музеям. Очень неплохо, если бы в каких-то залах музея стояли компьютерные мониторы, где бы можно было посмотреть памятники в объеме со всех сторон. Это, пожалуй, самое реальное применение создаваемых моделей».

Однако, не стоит забывать, что в перспективе такие проекты — возможность точной и абсолютно аутентичной реставрации здания в случае повреждений. К тому же, это платформа, позволяющая молодым архитекторам реализовывать и демонстрировать свои самые смелые идеи, организовывая настоящие 3D туры по самостоятельно созданным фантастическим городам. К счастью, беларусы это прекрасно понимают и продолжают стремительно совершенствоваться в данном направлении.

Pixelated Realities — одесская общественная организация (впрочем, включающая в себя ребят и из других городов), которая явно не согласна со сложившимся положением вещей и активно продвигает методы оцифровки культурного наследия, полностью поддерживая инициативы беларусских коллег по цеху, и абсолютно справедливо полагая, что за такими проектами — будущее. Причём имеют на это самые веские основания, как команда, профессионально занимающаяся 3D-сканированием, дополненной и виртуальной реальностью.

Pixelated Realities. Одесский Пассаж.

Основная деятельность, принесшая Pixelated Realities известность — оцифровка исторических памятников методом фотограмметрии: множество фотографий с пересекающимися ракурсами позволяют создавать облако точек, на основе которой высчитывается 3D модель с последующей накладкой фотореалистичных текстур. Всё, что для этого нужно — прямые руки, DSLR-камера и хороший объектив. Так как чем более резким получается объект на фото, тем более качественной будет финальная геометрия. Этот метод дешевле, чем лазерное сканирование, требующее дорогостоящей аппаратуры и специально обученного оператора. Но несмотря на это позволяет добиться фотографической точности текстур и топологии объекта.

Pixelated Realities. Памятник Екатерине II и основателям Одессы.

В ближайших планах Pixelated Realities — создать масштабный проект, позволяющий сохранять здания в цифровой архив, выполняющий функции «цифрового паспорта здания” — чертежи, фотофиксация и 3D модели, что позволит в случае повреждений достать информацию с вышеупомянутого хранилища и провести полную реставрацию или ремонт, безупречно воссоздав первоначальный вид объекта. А просчитывание больших локаций ведётся на суперкомпьютере, расположенном в Институте Кибернетики при НАН Украины в Киеве, с которым Pixelated Realities сотрудничают с конца весны. При этом сканы адаптируются под обычный смартфон, чтобы их смогли посмотреть не только обладатели дорогущих шлемов виртуальной реальности.

Сикорского много не бывает. Скан памятника великому авиаконструктору.

Первым проектом (которым ребята очень гордятся) стал знаменитый памятник Дюку Де Ришелье. «Такую модель можно использовать даже для того, чтобы отлить Дюка заново, если с ним что-то случится. На основе моделей, полученных с помощью сканирования, мы делаем приложения под виртуальную и дополненную реальность, чтобы рассказывать людям о проблемах и возможностях этих памятников и зданий» — уверен отец проекта Фёдор Бойцов.

Один из примеров, почему это работает и почему это важно — одесская Дача Докса. Старинный особняк таинственно исчез из реестра памятников архитектуры в 2007 году, доведен до состояния потери аутентичности и в 2016 был снесён несмотря на усилия неравнодушных одесситов, чтобы освободить место для возведения очередного безликого жилого дома. Ребята из Pixelated Realities чудом успели отснять основную массу необходимого материала перед тем, как дачу уничтожили. Завершающие штрихи вносились уже с помощью пилотируемых дронов и работ из коллекций одесских фотографов.

«Дачу Докса героически отсканил наш сооснователь Дмитрий Докунов — пробирался мимо охраны, и снимал» — рассказывает «Биноклю» сооснователь Pixelated Яна Юхименко. Эклектичный особняк, построенный в 1890 году, уже не вернуть. Однако вы всё ещё можете прогуляться по старинным лестницам и увидеть его во всей красе в формфакторе виртуальной реконструкции.

Pixelated Realities — не только художники, но и вдохновители. Ребята уверены, что тонкое искусство фотограмметрии доступно любому адекватному фотографу (было бы желание учиться) желающему остаться в истории и помочь со сбором материала. Ведь отснять каждый памятник, каждый интересный фасад или скульптуру самостоятельно просто нереально: на это банально не хватит человеческих ресурсов.

Как когда-то сказал французский писатель Ромен Ролан: «Творить — значит убивать смерть». Так почему бы не начать с малого? И отсрочить если не собственную кончину, то хотя бы подарить потомкам возможность наслаждаться теми произведениями архитектурного искусства, которые (учитывая текущую мировую обстановку) могут и не сохраниться. Осталось только обзавестись камерой и вдохновением.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: