«Искусство театра меняет характер» — сказала когда-то великая советская актриса Верико Анджапариидзе. Не знаю, возможно ли найти высказывание, более подходящее к «Инклюзив театру i» . Меняющему, правда, не только характер, но и судьбы детей, которых мы называем «особенными».
На входе нас встретил аншлаг из людей всех возрастов и профессий, среди которых чётко выделялась и группа заметно волнующихся родителей, чьи дети сегодня готовы были покорить сцену брестского Центра Молодёжного Творчества. Волнующихся, к слову, совершенно напрасно: покорение сцены было молниеносным, а «особенные» дети уже спустя несколько минут играючи завоевали зрителей.
«Спектакль с душой» — именно так можно описать Флейту. Трепетное отношение чувствуется во всём: замечательные красочные костюмы (к которым, кстати, приложил руку известный беларусский дизайнер Янж Недвецкий), отличная хореография, прекрасное музыкальное сопровождение и очень трогательные декорации. Отдельная тема — игра молодых актёров. Настолько искренняя, насколько на это вообще способен человек.Не стану пересказывать сюжет спектакля, чтобы не испортить удовольствие тем, кому лишь предстоит его посетить. Скажу лишь только, что зал провожал актёрскую труппу стоя, с неумолкающими громогласными аплодисментами, которые ребята заслужили на все сто процентов.
Когда зал опустел, мы смогли пробраться в закулисье и немного пообщаться с улыбчивой и обаятельной Ириной Михайловной Пушкарёвой — художественным руководителем «Театра i», разделяющей наше мнение насчёт того, что — «Всё сегодня прошло по плану — именно так, как должно было быть«.
Ещё бы! Ведь Ирина Михайловна ко всему прочему — бывшая артистка балета, которая уж точно знает все составляющие, которые позволяют сделать просто хороший спектакль — замечательным.
Расскажите, в чём специфика работы с особенными детьми? Как вы подбирали им роли и как включали в процесс репетиций?
Самое главное — относиться к ним также, как к другим талантливым детям. И не делать никакого разделения.
Кому-то, например, дано играть на фортепиано. Кто-то — прирождённый футболист.
Точно также и с нашими подопечными. Они очень талантливы! Поэтому, если у ребёнка лучше, например, с голосом и пением — мы уделяем этому более серьёзное внимание. С теми, у кого получается танцевать — занимаемся танцами. У нас постоянно идут занятия: то и вокальное мастерство, и хореография. Так что всё корректируем уже в процессе.
Вот, к примеру, ребята, играющие зайцев. Они у нас очень умные, поэтому мы «шли за ролью» — ввели новые реплики, усложнили и увеличили саму роль.
Скажите, почему вы выбрали такое необычное название — «Инклюзив театр i»? Оно несёт в себе какой-то символизм?
Мы очень хотим приучить людей к такому понятию, как «Инклюзия». Это не просто ситуация, когда ребята приходят в какой-то центр, где собраны только особенные детки (это и аутизм, и синдром дауна), и им организовывают досуг. У нас всё совершенно иначе, и мы хотим, чтобы люди это понимали. «Инклюзив театр i» — здоровый, творческий коллектив, в составе которого выступают и ребята с особенности. Которые, кстати, зачастую даже более талантливы.
А их социализация в здоровом, а тем более — творческом обществе, и даёт такие впечатляющие результаты, позволяя делать шаги вперёд.
Это большая проблема современности, к сожалению. На инвалидов до сих пор стараются не смотреть, избегать. Делая при этом вид, что все мы — чуть ли не спортсмены.
Мне бы очень хотелось, чтобы в первую очередь мы принимали людей по способностям, чтобы они были равны. Поэтому в нашем театре мы показываем, что дети могут всё! И достойны, чтобы их принимали с лучшей стороны.
Насчёт «семейного»: у нас дети играют детей, а взрослые — взрослых. И мы всеми силами стараемся делать постановки, которые будут интересны и детям, и взрослым, таким образом, организуя их досуг.
С буквой «i» в названии всё ещё проще — эта буква связывает многие языки алфавита. Она встречается и в английском, и в латинском, и в беларусском языках. И как буква связывает языки, так и наш театр связывает детей и взрослых крепкими узами дружбы.
Сколько ребят с особенностями были задействованы в спектакле?
К сожалению, сегодня у нас очень много заболевших. Поэтому в процентном соотношении участие особенных детей невелико — около 15%. Детей у нас занимается намного больше, некоторые пришли в театр после начала репетиций и не могут включиться в уже готовый спектакль. Но со второго апреля мы ставим новый спектакль «Чыгунка», в котором будет гораздо больше ребят, которые пришли к нам совсем недавно.
Кстати, самое главное в «Чыгунке» — то, что он создан самими детьми. Мальчик с особенностями написал эту сказку, потом подключились драматурги, немного усложнив сюжет. Дети сами рисовали декорации, придумывали музыку и костюмы.Конечно, с помощью взрослых, которые активно участвуют и помогают молодым актёром. В «Чыгунке» вы увидите, что уже сейчас могут дети, которые только недавно начали у нас заниматься.
В этот момент к нашей беседе присоединилась Татьяна Яковлева — руководитель организации МБОО «Дети. Аутизм. Родители» , один из соавторов и вдохновителей «Театра-i». И, по совместительству, исполнительница беларусской версии бессмертной неаполитанской песни «O sole mio», завершающей спектакль.
Татьяна, мы слышали, что ваш театр может отправиться на гастроли в Италию.
Если Италия — то это выступления на регулярных международных фестивалях. Мы бы очень хотели поехать, в прошлом году даже собирали средства. Но пока что поездка, к сожалению, не планируется.
Скажите, как в Беларуси обстоят дела в вопросах обучения детей с особенностями?
На самом деле, работа с такими ребятами — только первые шаги у нас в Беларуси. Мы, конечно, используем самые передовые международные технологии, однако всё упирается в недостаток специалистов.
У ребят есть тьюторы (особая педагогическая должность, связанная с разработкой индивидуальных образовательных программ — прим. ред.), которые сопровождают их, помогают наладить коммуникацию с преподавателями и другими детьми. Однако таких специалистов у нас мало. И чтобы решить проблему с недостатком кадров, многие самостоятельно обучаются по зарубежным методикам.
Основной метод работы — арт-терапия. Стоит сказать, что нам приходится прикладывать минимум усилий после того, как дети попадают в такую творческую среду. Ребята раскрываются, и с ними происходят просто невероятные перемены! Могу сказать даже на примере своего сына — за год такой работы он изменился просто до неузнаваемости!
Ещё раз хочу заметить, что для беларусского общества это — огромный шаг, но мы не изобретали велосипед. Всё, что мы делаем уже давно происходит во всём мире. И, надо сказать, дети с аутизмом — одна из самых благодарных и отзывчивых категорий. Они с удовольствием и огромной отдачей принимают внимание к себе и любые инновации, внедряемые в процесс обучения.
В инклюзивной среде даже самые сложные дети с первых дней включаются в коллектив, что ещё раз указывает, что никаких стереотипов быть не должно. Понятие «интеллектуальная недостаточность» совершенно не соответствует действительности. Эти дети имеют просто огромный потенциал. Осталось только сделать шаг в сторону европейских и американских методик, показывающих передовые успехи. Это легко, и этого ни в коем случае не нужно бояться.
Кстати, ещё один стереотип, о котором мне часто говорят — «Дети — жестоки».
Это абсолютная неправда! Они дружат, сопереживают, поддерживают. И всегда стоят друг за дружку горой!
Расскажите насчёт экспромтов. Часто ли ребята начинают экспериментировать прямо на сцене?
Каждый наш спектакль — экспромт! Вы просто не увидите двух одинаковых представлений. Например, наш сегодняшний выход на сцену с Ильёй был перекроен. (Илья — парень, с необычайной нежностью держащий за руку Татьяну во время финальной песни).
Разумеется, мальчик устал и чувствовал себя сегодня не очень хорошо: сказалось и всеобщее волнение, и длительная поездка в Брест. Однако всё равно бесстрашно вышел на сцену и замечательно сыграл. Сцена — то место, где у него есть шанс быть понятым и принятым.Как меняются дети в процессе выступления и репетиций?
У детей происходят просто потрясающие перемены! Расскажу на примере того же Ильи — одного из наиболее сложных наших ребят.
Раньше он совершенно не выходил из дома. Ходил только в школу, которая и была его собственным миром. Что касается суровой уличной действительности — это было сложно. Сегодня же такие прогулки — обычное дело. Мы вместе гуляем по городу, заходим в торговые центры.
Особенность ребят с аутизмом — сенсорные отклонения, расстройство нервных ощущений. Илья очень сильно реагирует на звуки: громкий шум, детские возгласы. Как вы заметили, сегодня на нём не было наушников. Илья не носит их с прошлых гастролей, а раньше не снимал — боялся.
Когда мы выступали в Гродно, он наблюдал за ребятами на репетиции. И вдруг — заходит в круг, снимает наушники и начинает слушать! Он доверился, понял, что это безопасно. Сенсорика ребёнка способна перестраиваться, если сам ребёнок готов адаптироваться. Илья учится, активно взаимодействует с другими ребятами.
Его замечательные успехи — благодаря театру, пению, регулярным занятиям. Раньше Илья был неговорящим, а с этого года начал разговаривать. А про наушники уже и не вспоминает.
Кто-то говорит, что особенные дети могут только повторять за взрослыми, «зеркалить» их. Но это лишь недостаток практики. У таких ребят есть успехи, и есть будущее. Но для этого нам в первую очередь нужно быть уверенными, и двигаться вместе.
Мы не могли упустить возможность пообщаться и с самими молодыми актёрами. Тем более, когда рядом со мной оказался Михаил — исполнитель роли зайца-секретаря и один из самых харизматичных юношей, которых я когда-либо встречал.
На замечание, что лично мне бы было страшно выступать перед полным залом, и под множеством объективов Михаил уверенно ответил:
«Ну не знаю… Мне лично очень нравится выступать, и камер я совершенно не боюсь.»
На мой вопрос насчёт дальнейших творческих планов Миша лукаво улыбнулся:
«Буду выступать дальше. Насчёт дальнейших планов- не знаааааю» — протянул молодой актёр, крепко, по-мужски пожимая мне на прощание руку.
Ещё одну звезду спектакля — очаровательную белокурую Машу, мы застали в кругу родных — довольных, и совершенно заслуженно гордящихся юной актрисой:
Мария, скажите, нравится ли вам играть?
Очень нравится! Я думаю, что всегда мечтала быть актрисой! (немного смущается)
На сцене какого театра хотели бы выступить больше всего?
Ой, даже не знаю. Думаю, что в каком-то из больших театров России.
А как справляетесь со страхом сцены?
Ну, в прошлом году, когда я только пришла, я вообще очень сильно боялась сцены. Теперь — нет! В этом году я стала намного смелее!
Артистичная Маша пообещала, что непременно приедет в Брест ещё. Мы же в свою очередь пообещали обязательно прийти к ней на выступление. В следующий раз — уже с большим букетом.
Как человек, с огромным почтением относящийся к театру, могу смело заявить, что «Флейта-Чародейка» — спектакль, на который я с удовольствием схожу ещё не один раз. И которому удалось сделать то, что не всегда удаётся и более именитым постановкам — вызвать желание посетить его с друзьями, семьёй и коллегами.
Если и не для того, чтобы послушать добрую и смешную детскую сказку, то хотя бы ради отважного Ильи и рассудительного зайца-секретаря.
P.S. — «Бинокль» благодарит зам.директора ЦКРОиР Козорез Елену Алексеевну за приглашение на спектакль.
фото — Рома Чмель
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.