Тайное мировое правительство, серые кардиналы, контролирующие финансы и политику, организаторы войн и дворцовых переворотов, «вредная секта, полная лицемерия, притворства, ереси и суеверий» — как только не называли «Вольных каменщиков», в рядах которых за три сотни лет успели побывать Наполеон, Джордж Вашингтон, Суворов, Вольтер, Гете, Пушкин и ещё десятки сильных мира сего. Но «так ли страшен чёрт…»? Ведь, несмотря на предубеждения (и засилье теорий заговора на любой вкус), кто-то считает Орден одной из основных движущих сил человеческого прогресса. Мы пообщались с представителем масонской ложи Беларуси «Белый рыцарь» и получили ответы на некоторые насущные вопросы из первых рук.
Встретиться с представителем братства лично, разумеется, не получилось: несмотря на активное участие масонов во множестве аспектов жизни социума, «Вольные каменщики» – сообщество закрытое, поэтому информацию о своей принадлежности к ордену хранят не то, чтобы ревностно. Просто стараются не афишировать. Однако братья из «Белого рыцаря», невзирая на таинственность, окружающую орден, оказались на удивление общительными, поэтому на наши вопросы с удовольствием согласились ответить дистанционно. Искренне ли ответить? Судить, пожалуй, вам.
Традиционно считается, что представители ложи контролируют финансы, прессу, занимают руководящие места в госструктурах, политической верхушке и бизнесе. Скажите, так ли это? И присутствуют ли среди медиа-персон и правительства Беларуси масоны?
Одно из первых и главнейших обязательств вольного каменщика - долг совершенного молчания, в том числе о братьях, входящих в состав Ордена. Вопрос о составе масонства традиционно является провокационным, но мы попробуем ответить на него, оставаясь в рамках масонских обязательств.
У известного философа Бердяева, эмигрировавшего после революции 1917 года во Францию, есть замечательная статья на эту тему, которая называется «Жозеф де Местр и масонство». В этой статье Бердяев пишет о том, что «в истории масонство бывало разным и служило разным целям. Масонство не столько есть тайная мировая организация, которая пользуется, как своим орудием, всеми силами, всеми организациями, всеми партиями для осуществления своей неведомой конечной цели (легенда), сколько есть форма тайного общества, которой пользуются все силы, все организации, все партии для осуществления своих целей, как злых, так иногда и добрых».
Хотя конспирологи всех мастей приписывают стихийным и зачастую хаотическим процессам какой-то тайный смысл и недоступный обывателям замысел — это их хлеб.
Ведь ярмарочный лубок, сказки и фантастика всегда раскупались лучше, чем Толстой и Достоевский, а уж тем более скучные для масс Бердяев или Соловьев.
И достоинство книги католического священника де Местра о масонстве, на которую ссылается Бердяев, заключается как раз в том, что «она помогает разбить мрачную легенду о масонстве, которая способна довести слабых и склонных к одержимости людей до сумасшедшего дома».
Самый главный вывод Бердяева прост: «Масонство есть то, чем все пользуются, а не то, что всем пользуется», и это — самый верный ответ на ваш вопрос.
Что касается второго вопроса, то масоны не раскрывают имена братьев без их согласия. Поэтому если медиа-персоны и чиновники в Беларуси решат, что они готовы открыто заявить о своём членстве, то вы об этом узнаете.
Ложа — «клуб взаимопомощи богатых богатым» или всё же деятельность организации скорее филантропическая? Правда ли, что в состав ордена входят миллионы людей в разных странах?
Ложа – это не касса взаимопомощи, не клуб и не филантропическое сообщество, хотя масоны занимаются благотворительностью и помогают ближним.
В тех же США на деньги масонов содержатся многочисленные больницы и клиники для тяжело больных детей, например. Богато филантропическими традициями английское и европейское континентальное масонство.
Но эта замечательная гражданская позиция вторична по отношению к работе масона в ложе. Обязанностью масона является посещение ритуальных работ, проводимых, как правило, один раз в месяц, а также ежегодная уплата членских взносов (в среднем суммы в Европе варьируются около 100-150 евро в год). На ритуальных работах ложи зачитываются так называемые зодческие работы братьев – эссе на тему истории масонства, символизма и особенностей ритуалов, проведения работ и так далее. Все это требует определенного времени, которое необходимо уделять собственному самосовершенствованию.
И если продолжать дискуссию о собственном развитии, то попробуйте сами ответить на вопрос о том, что такое, например, церковь: клуб, касса взаимопомощи, или же благотворительное общество? У вас наверняка не найдется односложного ответа на такой простой, казалось бы, вопрос.
Правда, что масонами являются миллионы человек по всему миру. Больше всего (несколько миллионов) масонов в США, где масонство никогда не преследовалось и не подавлялось, в отличие от тоталитарных режимов в Европе или России, или в рамках антимасонской реакции в католических странах.
Протестантские страны к масонству относились всегда спокойно, и многие священники вступали в масонство, как в Великобритании или Швеции (в частности, первая Конституция масонов нач. XVIII века написана протестантским священником Андерсоном). Поэтому исторически отношение к масонству было разным.
Там, где с ним боролись, численность масонов была небольшой, а где к масонству относились хорошо, счет масонов шел на десятки и сотни тысяч человек, и даже, как в США – на миллионы.
Социальная структура масонства разнообразна как в Европе, так и за океаном. Большую часть братьев составляют предприниматели, интеллигенция, промышленники среднего звена. Тем не менее, в масонстве можно встретить представителя практически любой профессии и социального статуса.
Если ли способы вступить в ложу обычному беларусу без рекомендателя? Существуют ли какие-то чёткие критерии, по которым кандидатура может быть отклонена, и влияет ли наличие высшего образования на вступление?
Пока самостоятельное беларуское масонство находится в стадии становления, можно вступить без рекомендателя, который знал бы кандидата раньше, что никак не отменяет направление прошения о вступлении и прохождения серии собеседований с масонами. В будущем, когда дело дойдет до посвящения, они, возможно, и выступят рекомендателями.
В странах, где масонство существует достаточно давно, потребуются рекомендатели – братья ложи, которые хорошо знают кандидата. В течение года (а иногда и более) они знакомятся с кандидатом, приглашают его на открытые мероприятия ложи вроде лекций или банкетов и даже посещают семьи кандидатов, чтобы понять, с кем им впоследствии придется провести значительную часть своей жизни в Ордене.Критерии для кандидатов есть, разумеется. Например, в масоны не могут быть приняты люди с неснятой судимостью, но свод таких правил в каждой суверенной Великой Ложе, работающей в той или иной стране, может быть свой. Обязательно верить в единого Бога и бессмертие души и быть не моложе 21 года.
В масоны не принимают женщин. Такие правила складывались на протяжении последних 300 лет, с начала образования современного масонства в 1717 году.
Высшее образование к квалификационным требованиям не относится, главное, чтобы кандидат был «свободен и добрых нравов». Впрочем, пока у нас людей без высшего образования нет.
Почему женщины не принимаются в масонство?
Отчасти это объясняется происхождением масонства от средневековых христианских Орденов, куда женщин не принимали – женщину в рыцарских доспехах или священническом облачении представить себе весьма затруднительно.
В соответствии с масонскими правилами, в масонство может быть принят только мужчина старше 21 года, свободный и добрых нравов, верующий в единого Бога.
Дискуссия о том, может ли, допустим, женщина быть христианским священником, находится вне рамок нашей беседы. В том же Православном христианстве есть Апостольские правила, и отступление от них ведет к автоматическому исключению отпавших модернистских конфессий от христианства и превращение их в псевдохристианские секты. В масонстве принятие женщин точно так же влечет за собой прекращение масонской деятельности и превращение масонства в парамасонскую организацию, как это произошло в конце XIX века с Великом Востоком Франции, когда ими было отменено обязательное и фундаментальное правило о вере в Бога.
Остальные регулярные масонские юрисдикции незамедлительно прекратили с ними общение и разорвали международные отношения. Затем они допустили и членство женщин. В итоге сейчас во Франции единственной регулярной масонской юрисдикцией является Великая Национальная Ложа Франции.
Символика и жесты. Насколько я знаю, существует целая система опознавательных жестов, по которым члены ложи могут узнать друг друга. Допустимо ли использование этих жестов на публике? Аналогичный вопрос насчёт атрибутики: перстни, булавки, медальоны и т.п. Что ждёт человека, использующего символику масонов, но самого масоном не являющегося?
Действительно, в масонстве существует система знаков и паролей, предназначенных для того, чтобы на работы ложи не могли проникнуть посторонние люди, не имеющие к масонству никакого отношения. Сейчас это многими воспринимается как своеобразная родовая черта масонства, но несколько столетий назад это было нормой для профессиональных цеховых сообществ, включая средневековых каменщиков, причастных к строительству соборов и церквей.
Использование жестов на публике, равно как и ношение масонских ритуальных принадлежностей вне ложи, строго запрещено.
Хотя и у этого правила есть исключения. Например, в странах с позитивным отношением к масонству, таких, как США или Великобритания, проводятся масонские парады, где братья шествуют, облаченные в регалии. Как правило, такие парады проводятся по согласованию с местными властями и приурочены к какому-либо историческому событию или религиозному празднику. Что касается перстней, значков или медальонов, то никто ношение такой масонской атрибутики не запрещает. Братья делают это на свое усмотрение.
Ношение масонской атрибутики профанами — это странно, а зачастую просто комично. Представьте себе атеиста, который повесит на себя священнический крест, возьмет патриарший посох и будет в таком виде расхаживать по улицам – как минимум у многих возникнут вопросы относительно состояния психического здоровья такого субъекта. Что его ждет: палата №6 или просто здоровый смех — зависит от обстоятельств.
Вопрос, вытекающий из предыдущего. Существуют ли строгие наказания для членов, раскрывающих секреты ложи? Или всё ограничится изгнанием из рядов братства?
Здесь требуется конкретика: что именно относится к секретам, и что именно понимать под наказанием. В целом ритуалы предусматривают суровые наказания за такие деяния, а административные нормы современных Великих Лож – «усыпление» масона, то есть приостановление или окончательное прекращение его членства в Ордене и запрет посещать работы лож как в этой стране, так и во всех остальных странах, где действует масонство. Фактически это повсеместное изгнание такого человека, предавшего своих братьев.
Впрочем, Каины и Иуды всегда были среди людей.
Существует мнение, что каждый кандидат на вступление в ложу подвергается всесторонней и тщательной проверке (в том числе и проверке с помощью спецслужб). Сложны ли психологически сами ритуалы вступления?
Частично на вопрос, проводится ли проверка кандидатов, мы уже ответили: проверки необходимы, как защитный механизм от проникновения в Орден различных недобросовестных людей. Что касается спецслужб, то в тех же США Федеральное бюро расследований (ФБР) было создано и долгие годы возглавлялось масоном Гувером, что само по себе достаточно показательно.
В разные годы и в разных странах масоны были и разведчиками, и дипломатами, и военными, и полицейскими. В России в XVIII веке и в начале XIX века масоны организовывали Генштаб, военную разведку, масонами были и первый министр полиции Александр Балашов, и шеф жандармов Александр Бенкендорф. Что касается проверки через спецслужбы на современном этапе и именно на территории Республики Беларусь, то эту часть вопроса я оставлю без комментариев.
Ритуал вступления (посвящение) есть мистерия, которую проходящий испытания соискатель проживает самостоятельно. Как именно – зависит от него самого. Скажу откровенно: некоторые не выдерживали и сбегали.
Условия, необходимые для возникновения ложи в Бресте?
Чтобы масонская ложа начала свою работу в Бресте, требуется участие семи мастеров-масонов, которые первое время могут приезжать из других городов. А тем жителям Бреста, которые хотели бы вступить в масоны, до инсталляции в Бресте ложи придется поехать в другие города Беларуси, в частности в Минск, и проходить там обряд посвящения, а далее – ездить на работы раз в месяц.
Для удобства координации работ лож на территориях тех государств, где не созданы свои Великие Ложи, создаются Дистрикты. Дистрикт – это образование из группы лож, которые проводят свои работы под юрисдикцией иностранной Великой Ложи, осуществляющей координацию и помощь нарождающемуся масонству.
На территории Беларуси действует Дистрикт, учрежденный Великой Ложей России (ВЛР), о чем Великий Мастер ВЛР проинформировал Комиссию по признанию на авторитетнейшей в масонском мире Конференции Великих мастеров Северной Америки. И можно констатировать, что сообщение было воспринято там с одобрением, ведь Беларусь – одно из двух последних «белых пятен» на карте Европы – своей национальной Великой Ложи нет только здесь и в… Ватикане.И если в Папском государстве создание Великой Ложи, по понятным причинам, – утопия, то Беларусь постепенно идёт по этому пути. На настоящий момент работы лож Дистрикта проводятся в Минске и Гомеле. Планируется открытие лож в других городах Беларуси.
Допустим, что человек не является материально обеспеченным и не может похвастаться связями или значимой социальной позицией. Такому кандидату путь в масоны заказан? Или существуют исключения из правил?
Ранее мы уже рассмотрели отдельные критерии для кандидатов для вступления в Орден и выяснили, что отсутствие высшего образования не будет являться препятствием. К числу критериев также не относятся значимая социальная позиция (что бы под этим не подразумевалось) или связи.
Что касается финансового состояния, то, безусловно, посвящаемый обязан оплатить вступительные взносы (посвятительный и членский взносы, затем – взносы за возвышение в масонских степенях). В разных странах эти суммы различны – учитывается экономическое состояние страны. Также необходимо будет приобрести масонские атрибуты: запон (фартук) и белые перчатки.Кроме того, в ложи принято приходить в костюмах, поэтому если вашей повседневной одеждой являются футболка, джинсы и кроссовки, то возникнут проблемы – придется потратиться на черные туфли, галстук и костюм, а также приобрести белую рубашку. Мы, правда, не настаиваем на фраке и бабочке, как это требуется в Швеции, достаточно будет обычного костюма.
Часто ли случаются ситуации, когда человек, незнакомый с масонством, но обладающий потенциалом и необходимыми качествами, приглашается в ложу? Или это всё-таки решение, к которому каждый должен прийти самостоятельно?
Вступление в масонство – это, безусловно, серьезный шаг для человека. Как крещение, свадьба или другой ритуал – ведь просто так, из любопытства, никто не станет связывать себя узами брака.
Обычно в масонство приходят достаточно подготовленные люди, понимающие, куда и зачем они идут, прочитавшие какие-то книги или статьи о масонстве. Но бывает и так, что братья предлагают своим друзьям и знакомым вступить в ложу, и тогда уже им следует объяснить, что это такое, а также снабдить какой-нибудь литературой о масонстве. Сейчас с такой литературой нет никаких проблем, книги об истории масонства общедоступны, как и фильмы.
Список рекомендуемой для изучения литературы, как правило, есть на сайтах лож, а вот конспирологическую литературу читать не стоит. Как правило, начитавшиеся конспирологов не находят в масонстве ничего сказочного и фантастического, и, разочаровавшись в отсутствии сверхъестественных чудес, уходят.
Согласно многочисленным маргинальным теориям разной степени абсурдности, масоны чуть ли не в одном шаге от создания «эликсира бессмертия». Финансирует ли ложа медицинские исследования, направленные на увеличение продолжительности жизни? Возможно, проводятся некие оккультные исследования, призванные решить проблему смертности с помощью мистического подхода?
«Оккультные исследования», «мистический подход» – как раз примеры той самой конспирологической чепухи. На Западе ложи действительно могут финансировать некоторые медицинские исследования в рамках общей благотворительности, хотя чаще это просто обычные клиники.
На Ваш взгляд, какая литература/кинофильмы максимально близко правдоподобно отражают быт и реальное положение вещей в ложе?
Довольно правдиво изображено посвящение Пьера Безухова у Толстого в «Войне и мире». Соответственно, можно ориентироваться и на экранизации этого романа, например, последний британский сериал BBC (есть там такой эпизод).
Есть известный французский конспирологический антимасонский фильм «Оккультные силы», там показано нечто, похожее на ритуал посвящения, правда, по версии нерегулярного Великого Востока Франции (то есть это, собственно, не масоны), и многое изменено.
Разумеется, сами события, лежащие в основе сюжете фильма, никогда не имели место быть и являются еще одним примером конспирологического бреда. Больше всего масонских «фишек» в фильме «Сокровище нации». Особенно масонский фильм второй «Сокровище нации. Книга тайн». Давно обещанный фильм «Утраченный символ» ещё не появился. Он должен выйти не раньше середины 2017 года. Видимо, на основе реальной истории печально известной итальянской ложи «Propaganda 2» («Пи 2») снят советский политический детектив «Тайна виллы «Грета». Например, там интересно и частично правдиво показана церемония посвящения. Хотя много в этом фильме и смешных моментов с точки зрения настоящих масонов.
Фильм «Грязь» тему масонства лишь косвенно затрагивает, но всё равно можно посмотреть. Многим нравится «С широко закрытыми глазами», но там всё больше фантазии. Самый смешной и добрый — короткометражка Дарьи Власовой «Масоны».
Почему организацию так часто обвиняют во всех смертных грехах, приписывая ей желание править миром, коррупцию, заказные убийства и т.п?
Ох, уж этот вечный вопрос «Кто виноват?»… В 1921 году Бердяев в уже цитировавшейся статье про де Местра (Сардинский философ, дипломат и политик — прим.ред.) пришел к единственно правильному выводу: – «В основе концепции масонства, изобличающей его зловещую мировую роль, лежит философия истории до крайности переоценивающая значение сознательно организованных и централизованных сил в мировой истории. В действительности в мировой истории огромную роль играют силы стихийно-иррациональные.
У людей есть потребность искать сознательного, организованно действующего виновника своих несчастий и злоключений. Когда-то так же повсюду видели иезуитский заговор, как теперь видят масонский заговор».
К этому крайне сложно что-то добавить, ведь человечество за прошедшие 100 лет практически не изменилось. Всегда проще в своих бедах обвинить кого-то еще, чем искать причины несчастий в себе – ведь кто еще, кроме масонов, может бить бутылки на улице и воровать лампочки в подъездах?
Даёт ли поступающему какое-либо преимущество его принадлежность к так называемой «голубой крови»? Много ли в ордене потомственной аристократии?
Изначально членство в Ордене было уделом аристократии, а масонство в европейских странах возглавлялось особами королевской крови.
Во Франции масонство возглавлял Людовик XIV, в Пруссии — Фридрих II. В России масонами были Петр III, Павел I, Александр I и Александр II, масонские легенды XVIII века приписывают членство в ложе Петру I, однако поскольку его посвящение предположительно было за рубежом во время европейского турне, и император посвящался под псевдонимом, под которым он путешествовал, то доказанных фактов его посвящения пока не обнаружено.
Однако начиная с середины XVIII века было проведено достаточно много реформ, следствием которых стал прием в Орден представителей всех слоев общества, включая коммерсантов, врачей, военных, учителей, государственных служащих. Последующие реформы XIX века сделали возможных посвящение не только христиан, но и представителей других монотеистических конфессий.Поэтому требования о «голубой крови» давно уже не актуальны для масонства, хотя историческая преемственность в отдельных странах и сохраняется. В Швеции масонство по-прежнему возглавляется особами королевской крови, как и Великобритании.
Озвучивают ли масоны для себя какую-то «глобальную цель», которая станет результатом деятельности лож по всему миру?
Глобального масонства не существует, в каждой стране действует суверенная и обособленная Великая ложа (или, как было сказано выше, Дистрикт). Что касается масонской цели, то она заключается в том, чтобы хорошего человека сделать еще лучше. Сделав лучше себя, человек может улучшить и окружающий мир. Хотя, безусловно, в XVIII и XIX веках масонство сыграло свою роль в демократизации европейской цивилизации.В частности, масоны всегда выступали за всеобщее выборное право, равенство гражданских отношений вне зависимости от сословных различий (и начали реформы с масонства, куда мог вступить не только аристократ, но и любой желающий), свободу вероисповедания. Но такая деятельность масонства осталась в прошлом.
Начиная с XIX века масонство дистанцировалось от любой политической деятельности. Сейчас обсуждение политических пристрастий и религиозных предпочтений братьев в ложе (а часто – и за её пределами) строжайше запрещено.
С чего стоит начать человеку, желающему связать свою жизнь с Орденом «Вольных каменщиков»?
Масонство традиционно ищет ответы на вопросы: кто мы, зачем мы здесь и куда мы идем? И человеку, ищущему вступления в масонство, прежде всего необходимо начать с себя и понять, зачем это ему нужно и куда он идет. Крайне желательно прочитать какие-либо книги как о масонах (включая исторические книги о Черчилле, Рузвельте, Александре I, Гувере, Бенкендорфе, Суворове, Кутузове, Гарибальди, Огинском, Моцарте и других выдающихся масонах), так и масонстве в целом. Эти книги общедоступны. Подробнее об этом – на нашем сайте.
Источник фото — Масонская ложа Беларуси Белый Рыцарь.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.