Живопись римских катакомб в Брестском монастыре

В преддверии пасхальных праздников Бинокль” посетил Свято-Афанасьевский монастырь, в котором сейчас идут художественно-восстановительные работы. 

Команда художников, которая работает в монастыре, готовит прихожанам настоящий сюрприз: роспись будет выполнена в стиле раннехристианской живописи. Такой подход является практически уникальным — сейчас внутреннее убранство храмов, ограничивается, в основном, висящими на стенах иконами, а вот расписные своды встречаются крайне редко.


Сергей Волошин, автор данного проекта, рассказывает:

В качестве руководителя проекта я выступил в первый раз. Кроме меня, в нашей команде еще 2 человека: Сергей Коркотадзе и Вера Бут-Гусаим, с которыми мы приступили к росписи храма 17.07.2015г.

Вера — реставратор. Иконопись, а тем более, монументальная живопись, для нее стала неожиданностью. Но постепенно она вошла в курс дела. Сергей до этого занимался станковой живописью, так что для него подобная практика тоже явилась «откровением».

Чаша с фруктами. Фреска, Помпеи

На темпы нашей работы повлияло много факторов: например, задачу усложнил сравнительно небольшой модуль фигур в сюжетах, приближенный к иконе. Да и то, что многое для нас было в новинку, тоже сыграло не последнюю роль. Но сегодня на сводах монастыря мы можем видеть практически законченную работу, а это не может не радовать.

Помимо эпизодов из жизни Афанасия Брестского, которые были взяты за основу иконографии, мы поместили на стенах монастыря изображения, похожие на те, которые были обнаружены в римских катакомбах эпохи правления императора Константина I и в целом периода раннего христианства, а также древней Помпеи – например, изображения цветов, корзины с хлебом и вином, павлинов. Все эти элементы имеют свою религиозную трактовку. Например, тело павлина считалось нетленным и символизировало бессмертие, хлеб и вино в корзине — прообраз тела и крови Христа. Грамотно расписанный храм служит подсказкой для священника – только по одним изображениям можно составить полноценную проповедь.

Катакомбы святых Петра и Марцеллина, Рим

Сергей В.: Идею такой росписи нам подсказали сами стены – они уже были окрашены в карамельный цвет, а именно такой цвет преобладал на ранних образцах христианской живописи.

Фреска «Сад», Рим

Сергей В.: Одним из условий нашей работы были висящие на стенах иконы, которые мы не должны были снимать. Конечно, если бы нам разрешили это сделать, было бы больше пространства и возможности для творчества, а так мы вынуждены были подстраиваться под уже существующий интерьер.

вилла Ливии, Рим, фрагмент

Сергей Волошин, автор проекта

Иконографию художники разрабатывали сами, взяв за основу сцены из жития Афанасия Брестского, преподобомученика, на месте смерти которого и был построен Свято-Афанасьевский мужской монастырь.

Первая сцена изображает хиротонию Афанасия (церковное посвящение, наделяющее человека дарами и правом совершать таинства и обряды – прим. ред.)

Следующая сцена рассказывает о событиях 1643 года, когда Афанасий Филиппович, прервав заседание вального сейма в Варшаве, ходатайствовал перед королем Владиславом IV за отмену Брестской унии и прекращении гонений на православных христиан.

Третья сцена – арест и заточение. Афанасий был направлен в Киев под надзор митрополита Киевского. Там, в Киево-Печерской лавре, в 1646 году он пишет свой труд «Диариуш», который сейчас является ярким памятником полемической литературы.

Четвертый эпизод рассказывает о пытках, выпавших на долю священника. После восстания Богдана Хмельницкого в 1648 году гонения на православных христиан возобновились с новой силой. Афанасия Филлиповича, который на тот момент вернулся в Брестский монастырь, обвинили в пособничестве казакам и клевете на святую унию.

Пятая сцена – мученическая смерть. После многочисленных пыток Афанасия вывезли в лес возле д. Гершановичи, убили и сбросили в вырытую им же самим могилу.

Спустя несколько месяцев, 1 мая 1649 года, могила Афанасия была обнаружена. Обитатели монастыря перенесли тело священника и положили его в медную раку для поклонения в храме Симеоновского мужского монастыря – именно этот момент, символизирующий начало новой жизни – жизни после смерти, вечной и нетленной, был положен в основу последнего эпизода, проиллюстрированного художниками.

Сергей В.: Наша команда образовалась прямо здесь, в Бресте. Сам я из Минска, Сергей и Вера — местные. Я раньше расписывал и другие церкви, в России и Беларуси, а в Брест приехал специально для этого заказа — даже живу сейчас в монастыре (улыбается). Первой нашей совместной работой в теперешнем составе, с Сергеем и Верой, стала роспись арки у входа – ее мы выполнили в стиле XIV века.

Наше сотрудничество оказалось плодотворным, и мы запланировали еще несколько проектов. Например, в скором времени мы приступим к росписи мобильной военно-полевой часовни, которая передвигается на места учений солдат. Думаю, подобная работа будет очень интересной не только для нас как для художников, но и для всех, кто увидит эту работу в будущем. Надеемся, что подобное искусство найдет своего зрителя и будет не менее красноречиво, чем слово, говорить о важных и насущных вещах.

фото — Роман Чмель

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: