Самый страшный клиент — это пьяная женщина. Интервью с таксисткой

Бинокль” поговорил с представительницей «мужской» профессии о работе мечты, понимающих клиентах и опасности пьяных женщин.

Стереотипы – наше всё. Женщина за рулем, да еще и в такси – оранжевый уровень опасности. С этим (и другими)  лже-инстинктом борются и феминитивы, и лекции о гендерных мифах, и даже национальный план действий по достижению гендерного равенства. Работа в такси долгое время была территорией для мужчин, но теперь в этом джазе есть и девушки. Бинокль” встретился с одной из немногих таксисток города и прокатился с ней по вечернему Бресту.

Мы ожидаем нашу героиню, Светлану Романову, на остановке «Комсомольская». В начале одиннадцатого вечера она подъезжает на «Toyota Prius» синего цвета. Располагаемся в уютном салоне и начинаем движение в сторону Брестской крепости:

— Как только мне исполнилось 18 лет, я сразу же села за руль. Мой отец долгое время работал водителем маршрутного такси и в 2009 году, когда я получила права категории D, решила тоже попробовать себя в роли водителя «таксички» № 11. Мои попытки потерпели крах: я прошла стажировку и ушла, поняв, что мне совершенно не нравится ежедневно кататься по одному маршруту. После этого я как индивидуальный предприниматель, занималась розничной торговлей. Но однажды наступил момент, когда я решила поменять в своей жизни всё, в том числе и работу —  устроилась в такси. И вот работаю уже четвёртый год.

Светлана рассказывает, что начинала работать в такси «Европа» (теперь Клевер — прим. ред). Там проработала год, после перешла в «Апельсин», где протрудилась столько же. Сейчас она «катает» в большой команде такси «City»:

— В этой службе такси ответственно подходят к набору сотрудников, по сравнению с другими организациями, в которых я работала. Сотрудники проходят анкетирование на знание улиц, районов, злачных мест и только после успешной сдачи  экзамена отправляются на маршрут.

Первый в жизни рабочий день – как первая любовь. Запомнится навсегда.

Наша собеседница помнит свою первую поездку, будто это было вчера:

— На своём первом заказе я столкнулась с одной из самых распространённых проблем таксиста — не могла найти адрес, хоть это и был центр города. Хорошо, что мне попался понимающий пассажир и был его номер.  Мы с ним дружим до сих пор. Он всегда заказывал и продолжает заказывать машину, на которой я работаю. Вообще, постоянных клиентов у меня достаточно, и очень часто они выручают, когда совсем нет заказов.

«Где постоянные клиенты, там и чаевые», — предположили мы.

— Девушкам чаще оставляют чаевые, чем мужчинам. Мои напарники шутят, что мне всё достаётся на халяву, — улыбается Светлана.  — К примеру, после моей самой короткой поездки в карьере, клиент оставил щедрое вознаграждение, хотя проехал он от «Планеты Рок» до магазина «На болоте».

Пока мы спорили, 20 или 30 шагов займет это расстояние, Светлана добавила, что её напарник как-то выполнял заказ от одного подъезда до другого. А самые дальние поездки — это заказы в Минск. Подвоз с ветерком до столицы обойдется примерно в 230 рублей.

— На такие заказы я езжу примерно раз в год. Они, как правило, запланированные, но однажды мы с пассажиром ехали на вокзал, а на середине пути он понял, что не успевает на поезд, и мы сразу же поехали в Минск. Там клиент встретил свою дочь, и мы благополучно вернулись в Брест. Самым необычным клиентом при поездке в столицу была собака. Её я везла в багажнике и эта поездка была одна из самых лёгких, только что не с кем было поговорить, — улыбается Светлана.

В работе такси есть сезонность. Самым богатым на заказы временем года для таксиста является лето. Горожане отправляются в отпуска и за город, приезжают туристы, молодежь меньше сидит дома.

Мы не могли не спросить о классике: как клиенты реагируют, когда видят за рулём девушку:

— Самая неожиданная реакция была от женщины, которая, открыв дверь и увидев меня, сказала, что не поедет в одной машине с девушкой-таксисткой. Нередко я вожу подвыпивших людей, и мужчины, которые еле держатся на ногах, сразу же трезвеют и становятся галантными, когда видят за рулём девушку. Многие задают вопрос «страшно ли работать в такси» и «какими средствами защиты пользуетесь». Я не люблю такие вопросы, в голове возникает мысль, а для чего их спрашивают.

Работа с нетрезвыми людьми — дело тяжёлое. Светлана справляется, по её словам, чётко. С хамами не церемонится и просит покинуть салон. Агрессивных охлаждает её «клич» по рации коллегам – этого хватает, чтобы человек вышел из машины. Бывает, люди признают, что «не справились с управлением», извиняются, поездка продолжается. Но были случаи, когда Светлане пришлось прибегнуть к помощи милиции.

В первом случае причиной стала пьяная девушка, которая внезапно меня ударила. Она сидела рядом и мы с ней даже не разговаривали. Мотивы её поступка мне до сих пор неизвестны. Я остановила машину, а в это время как раз мимо проезжали сотрудники вневедомственной охраны, я позвала их на помощь. Во второй раз я отвезла слишком агрессивного мужчину прямо в отделение, на что он отреагировал на удивление спокойно.

Но всё равно — самый страшный клиент — это пьяная женщина.

Помимо агрессивных и неадекватных клиентов, попадаются и те, кто не рассчитывается в конце поездки. Светлана отметила, что такое с ней происходит крайне редко:

— В таких случаях, наверное, играет наш менталитет и людям стыдно не расплатиться с девушкой-водителем. Но один случай меня очень зацепил. Моим пассажиром был пожилой мужчина, который пообещал сходить в квартиру за деньгами и расплатиться, но он так и не вернулся. Если же у человека нет денег, то он, как правило, оставляет залог и расплачивается позже.

Не перевелись еще рыцари и романтики на брестской земле. Иногда – они ездят на такси…

— Однажды пассажир устроил мне романтическую поездку. Я приехала на заказ, он сказал ехать сначала в одну точку, но во время поездки поменял своё решение и предложил поехать на кофе. Мы подъехали к магазину «Микс», откуда он вышел с огромным букетом цветов, суши и свечами. После этого мы отправились на гребной канал, где мужчина попросил меня открыть багажник.  Он всё аккуратно разложил, и для меня такой жест оказался приятным сюрпризом.

Часы показывали 23:00, до конца ночной смены Светлане оставалось 7 часов. График не легкий: три смены – в день, три – в ночь, три выходных.

— Мы работаем по 12 часов: днём с 06:00 до 18:00, ночью — с 18:00 до 06:00. С шести до семи часов у нас пересменка: за мной приезжает напарник, мы едем на базу в Ямно,  где я прохожу медика, а машина проверяется механиком. После этого я завожу напарника домой и начинаю работать.

Я по натуре сова и мне легче работать ночью. Встать с утра для меня целая проблема. Если нет заказов, то я слушаю музыку, сижу в  интернете, общаюсь с коллегами. Спать или дремать не люблю — так можно проспать всю смену и ничего не заработать. Вообще, работа в такси — это лотерея: за одну смену можно заработать половину месячной зарплаты, а можно уехать ни с чем.

А как ваши родные относятся к такому рабочему графику?

Я живу вдвоём с дочкой. Ей 13 лет и мне ее жалко: она меня почти не видит. Выручают бабушки и дедушки. А так, все выходные я стараюсь проводить с ней. Родные привыкли к такому графику, но в будущем я хочу работать в такси на себя.

Светлана признаётся, что сам процесс вождения автомобиля доставляет ей  удовольствие — когда нет заказов, она катается по городу. В планах – сдать на категорию «Е», чтобы водить фуру, открыть своё дело и не оставлять руль. Девушка-водитель дышит своей работой, про таких говорят «находится на своём месте». В любой работе – это главное.

Фото — Роман Чмель

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: