«Здесь живет человек». Открытие арт-проекта «Имена» в Бресте

В Пространстве КХ состоялось открытие артпроекта “Имена”Что это за выставка и почему на неё должен сходить каждый в нашем материале.


“Имена” – интернет-журнал, который выделяется среди остальных беларуских СМИ. Главное отличие – решение проблем, показанных в материале. За простой кнопкой “Помочь” стоит колоссальный труд людей, любящих свою профессию. Каждая статья – целая история: порой трагическая, порой вдохновляющая. Журнал существует 1,5 года, и за это время было создано 25 проектов, 9 из которых были полностью завершены. К своей годовщине издание создало арт-проект под одноименным названием. Цель – показать героев материалов глазами беларуских художников. В мае выставка с успехом прошла в Минске (её посетило 2000 человек), в сентябре её увидели жители Витебска, а 19 октября она открылась в Бресте.

Арт-проект “Имена” – достаточно масштабная выставка. В Минске она размещалась в культурном центре “Корпус”, площадь которого составляет около 400 квадратных метров. Для Бреста проект специально «сжали».  Была создана специальная документация, в которой зафиксирован размах минской выставки. Благодаря этому, до Бреста доехали все 10 инсталляций, пусть и частично.

На открытие проекта приехал относительно полный состав: руководитель – Екатерина Синюк, кураторки проекта – Антонина Стебур и Анна Карпенко, а также один из художников – Сергей Гудилин. Перед тем, как перейти к непосредственному знакомству с выставкой, Екатерина Синюк рассказала гостям выставки о том, что представляет собой журнал “Имена”:

“Именно в Бресте я начала писать свои первые материалы на остросоциальные темы. Как сейчас помню: в 16 лет в “Брестском курьере” вышла моя статья о скинхедах. С тех пор мне постоянно попадались только острые темы и сложные герои. Мне было мало просто писать о проблемах, хотелось их ещё и решать. Так и появился журнал “Имена”.

Логика проекта простая: есть проблемазначит существует её решение. Обычно в СМИ вся активность ограничивается комментариями и репостами. У нас же, помимо этого, есть кнопка “Помочь”, после нажатия которой человек жертвует деньги и тем самым помогает проекту. Мы не берем процент с этих денег: они полностью идут в тот или иной фонд. Единственноемы всегда требуем подробной отчетности от тех, кому помогаем.

Дело в том, что во многих странах общественный сектор имеет большую значимость. Если там взрослый человек попадает в беду, то всегда есть фонд помощи. В Беларуси таких фондов нет. Суть проекта “Имена” создание социальной инфраструктуры, где люди смогут что-то поменять. За полтора года мы открыли 25 проектов, 9 из которых полностью реализованы. Нас поддержало больше 20 тысяч человек.

Совсем недавно мы запустили сервис подписки. Теперь каждый человек может подписаться на нас за удобную для него сумму. Мы посчитали, что если на журнал подпишется хотя бы 5 тысяч человек, то мы сможем продолжать работу в качестве независимого издания и развиваться”.

За знакомство с выставкой отвечали кураторки. Именно они провели экскурсию, в ходе которой познакомили с каждой инсталляцией. Выставка нетипична. Это не просто картины с аннотациями. Каждый из 10 художников полностью погрузился в свою работу благодаря знакомству с героем выбранного материала. Это и было единственным условием для художников: прожить создание своего проекта вместе с героем.

Все инсталляции сильны. Заниматься описанием произведений искусства – дело неблагодарное: здесь нужно видеть и слышать. Да, звук играет немаловажную роль в выставке. Так, в проекте витебского художника Кирилла Демчева представлены наушники, в которых он зачитывает записи из своего дневника. На минской выставке Кирилл пролежал прикованным к кровати 135 часов. На протяжении 15 дней он записывал свои ощущения. Его проект посвящён людям, ставшими заложниками собственного тела.

Звук присутствует и в работе Ольги Сосновской, которая посвящена глухому фотографу Михаилу Золотовскому. Из колонок доносятся низкие частоты – именно так слышат музыку люди, посещающие дискотеки для слабослышащих и глухих людей.

Проекты, представленные на выставке, поражают своей глубиной и одновременно простотой. Так, на инсталляции Сергея Шабохина можно увидеть лавку, на спинке которой нарисован длинный дом. Зажжёнными окнами выложена простая фраза: “Здесь живёт человек”. Её произносит слепой герой, когда включает в комнате свет.

Инсталляция Сергея Гудилина «Как прекрасны они…» пробуждает те же эмоции. Она единственная, приехавшая в полном размере. Посвящена художнику с ДЦП Павлу Ращинскому. Свои картины он пишет пальцами ноги. Ими же набирает на клавиатуре. Картины героя размещены на потолке. Это неспроста: в горизонтальном положении Павел проводит много времени.

Говорить о выставке можно много и долго, но за нас это сделала одна из кураторок Антонина Стебур:

“Нам очень нравится Пространство КХ, и, несмотря на размер, здесь очень уютно. Конечно, площадь галереи не шла нам на пользу, но в конечном счёте победила симпатия. К сожалению, у нас не так много галерей современного искусства, а КХ именно на нём и специализируется. В других городах мы пока не планируем показывать выставку. К примеру, в Могилеве мы не найдем площадку.

Большой плюс выставки её человечность. Даже если человек не знаком с современным искусством, он сможет почувствовать точки соприкосновения на эмоциональном уровне. Войти в современное искусство через инсталляции нашей выставки гораздо проще, чем через более интеллектуальных и рафинированных художников. Помимо продвижения журнала “Имена”, мы несем и просветительскую функцию: хотим показать, что современное искусство может быть эмоциональным и понятным человеку

Обычно когда делаешь большую выставку, всегда есть работы получше, а есть послабее. Здесь нет ни одной работы, о которой я могу сказать: “Вот все хороши, а эта немного не дотягивает”. Эмоциональное вовлечение, которое пережили художники, не прошло зря. Все работы разные, но при этом сделаны на пределе возможностей. Никто из художников не халтурил, и все выкладывались полностью. Например, Максим Ясинский понял, что ему не достаёт информации для своего проекта. Для того, чтобы изучить явление аутизма, он стал ходить на занятия с детьми, тренерами, которые занимаются обучением языку”.

После экскурсии гости выставки начали делиться на пары, но мы не могли не спросить у них о полученных впечатлениях:

“Я начала читать “Имена” недавно. Больше всего зацепила история про нянь. Особенно впечатлило видео, после просмотра которого я даже заплакала. Понравилась идея с подпиской на журнал, и я обязательно на него подпишусь. Выделить какую-нибудь инсталляцию из выставки тяжело. В каждой истории есть что-то цепляющее. Больше всего впечатлений вызвали проекты “Как прекрасны они…”, 135 часов” и “Источник света”, —  поделилась с нами Маргарита.

“Имена” я читаю около года. Когда познакомилась с журналом, поняла, что это объективная журналистика, которая сочетает в себе действие, направленное на СМИ и на людей. Насколько я знаю, аналогов журнала в Беларуси нет и никогда не было. Очень круто, что на свою годовщину они сделали такой артпроект и поехали с ним по областным центрам.

Самый громкий проект для меня это 135 часов”. Когда кураторки выставки рассказывали о реакции людей на лежащего человека в Минске, я сразу же подумала о том, как бы отреагировала я . Эта выставка примечательна тем, что благодаря ей можно понять самого себя. То, как ты будешь реагировать на людей с особенностями. Даже без полных инсталляций я получила огромное удовольствие от текстов и экскурсии, которую провели кураторки— рассказала Екатерина.

Артпроект “Имена” полноправный представитель современного искусства. Здесь этот термин не играет непонятными снобистскими красками. Наоборот идею и посыл выставки поймет каждый. От этого она только выигрывает и становится самодостаточным и сильным проектом. Посетить выставку можно до 19 ноября. Режим работы: четверг, пятница 16:00-19:00, субботавоскресенье 15:00-19:00. Вход 2 рубля.

Фото — Роман Чмель

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: