«Ниндзюцу для всех, но не все для ниндзюцу». Кто (и где) в Бресте тренирует ниндзя

Шпионы, отравители, наёмные убийцы. Это, пожалуй, лишь самые невинные из прозвищ, уверенно закрепившихся в истории за легендарными и неуловимыми воинами-тенями, известными нам под именем «синоби», или «ниндзя». Столетия прошли, традиции позабылись (либо переродились во что-то совершенно новое), однако учение синоби продолжает жить. В том числе и в Бресте.


Как же тренируются синоби? А если ниндзя встретит на своём пути боксёра? А вы точно знаете, как управляться с этим мечом, который кажется очень уж острым? «А был ли мальчик?». На эти и другие вопросы нам ответил руководитель брестского филиала легендарной школы «Будзинкан» Сергей Бутраменко

Сергей, почему именно ниндзюцу? Не самый очевидный выбор.

Я родился как раз тогда, когда ниндзюцу находилось на пике своей популярности. Все эти многочисленные голливудские боевики нереально зацепили в детстве, да и продолжают держать до сих пор.

Так что изначальный образ был построен именно на загадочных воинах-тенях, карабкающихся по отвесным стенам. А осознание того, что цель любого боевого искусства — максимально быстро и эффективно обезвредить противника, без театральщины и затяжных побоищ, пришла позже.В моём представлении человек должен попробовать себя во всём, именно поэтому я пропустил через себя огромное количество всевозможных единоборств, пока не познакомился с ниндзюцу. И вдруг оказалось, что в этом виде присутствуют элементы из множества других видов единоборств, поэтому необходимость в них окончательно отпала, и я пришёл в «Будзинкан».

«Будзинкан» — это организация с филиалами в огромным количестве стран, но сердце её размещено в Японии, где живёт и преподаёт патриарх нашей школы — Массаки Хацуми. На самом деле, любая аутентичная традиция подразумевает наличие корней. И если кто-то обучает японским боевым искусствам совершенно без преемственности от самих японцев — стоит задуматься, а не шарлатан ли он.Сейчас, кстати, люди начали более-менее разбираться в этих вопросах, интересоваться наличием сертификата: ведь ты можешь присвоить себе какие угодно регалии, и уже под этой эгидой преподавать.

Но, на самом-то деле, всё это контролируется куда серьёзнее, чем может показаться. Вплоть до того, что на Youtube запрещено выкладывать ролики с боями мастеров. Разве что в том случае, когда мастер очень известен — как Хацуми-сенсей, например. В противном случае такой ролик достаточно быстро подчищается, хотя казалось бы: что способно удержать современные инфопотоки?

И много нынче желающих превратиться в синоби?

Сразу скажу — наша система непопулярна. Это не карате, не дзюдо, не спортивная дисциплина с медалями и грамотами. Да и ниндзя исторически — в первую очередь шпионы, наёмные убийцы, а не выступающие спортсмены. И упор на боевые искусства делался уже постольку-поскольку.

Мне нравится поговорка «если меч тебе понадобится хотя бы один раз, то носить его придется всю жизнь». И ученики приходят не потому, что собираются за кем-то шпионить или кого-то убивать, а потому что хотят этим самым «мечом» обладать, да и просто заниматься тем, что нравится. Ну и, разумеется, ребят привлекает и совершенно непередаваемая атмосфера Востока. 


Немного о тренировках. Так ли всё сурово, как рассказывает кинематограф?

Надо сказать, что ниндзюцу — удивительно целостная система, в которую входят не только боевые искусства, но и всевозможные медитативные практики, приёмы тактики, стратегии и множество других вещей, позволяющих на выходе получить не просто шпиона-убийцу, а человека развитого всесторонне.

Желательно заниматься этим с детства. Однако с другой стороны — начать практиковать ниндзюцу человек может в любом возрасте. Посмотрите на японцев, занимающихся боевыми искусствами и в 70, и в 80 лет! Для них это совершенно обычное явление — таков уж ритм жизни в этом островном государстве.Приходить в ниндзюцу даже в 30 лет — совершенно нормально. Главное — создать для ученика такую обстановку, в которой полностью раскроется его потенциал.

У нас как раз такой принцип обучения. Мы помещаем человека в определённые стрессовые условия, в которых он начинает себя проявлять. После чего мы узнаём его сильные стороны, и начинаем их оттачивать уже индивидуально.Естественно, огромный упор делается на определённые уловки, анатомическое воздействие на нервные узлы и огромный арсенал оружия. В оружие, к слову, можно превратить практически любой предмет.

Буквально вчера изучали массаж — есть определённые анатомические зоны, с помощью воздействия на которые можно поддерживать здоровье. Знание анатомии необходимо — вы должны понимать, что и как происходит с человеческим телом. Кроме того, синоби всегда считались не только великолепными убийцами, но и прекрасными целителями.

К слову, просто знать, где находятся точки, по которым можно ударить и на которые можно надавить — недостаточно. Главное — умение этот секрет правильно использовать.

Физические упражнения в ниндзюцу — это полный спектр нагрузок, с закалкой ударных поверхностей и прочим. Однако раньше считалось, что тренировки демаскируют синоби, ведь нагрузки неизбежно ведут к определённым изменениям во внешнем виде и проф-деформациям. 

Человека в костюме нищего, но с развитыми от постоянной работы с мечом предплечьями, очень быстро бы разоблачили. Даже сейчас тебя, если ты боец, могут очень быстро вычислить по внешним признакам и напасть в первую очередь. Лучше — с ножом. Поэтому идея не демонстрировать свои способности однозначно присутствует.

Есть такая поговорка среди практикующих ниндзюцу: «его нет до тех пор, пока о нём не начинают говорить».

Что касается специфических навыков, которые мы приобретаем: есть искусство, называющееся «гокуи». Суть в том, что все наши органы чувств поддаются тренировке, а их совокупность даёт некое «шестрое чувство», предвидение. В первую очередь мы учим человека быть готовым и собранным в любой момент — это пригодится и в повседневной жизни.В определённом возрасте чувства, разумеется, притупляются. Хотя Хацуми-сенсей до сих пор демонстрирует отличную форму, и в свои 85 он — действующий, практикующий патриарх школы. Даже сам факт того, что он в таком возрасте кувыркается, прыгает и тренируется, достоин уважения. Смотришь на это и думаешь: «да, ради такой старости можно и тренироваться».

Практикуется и «сюгё» — практика, при которой ученик проходит через какие-то совершенно изнурительные вещи и испытания. Он не ест, не спит, занимается вещами, которые при неправильном подходе могут запросто подорвать здоровье. Живой пример — легендарный Фудзита Сэйко, выпивавший невероятное количество саке (во многих случаях информация выведывалась именно на застольях), евший стаканы и умеющий вынимать  суставы из пальцев, локтя и плеча, придавая руке совершенно немыслимые формы.

Сможет ли практикующий это искусство выстоять, скажем, против хорошо подготовленного бойца-ударника?

Всё зависит от обстоятельств. Не боксируйте с боксёром и не пытайтесь обогнать лыжника-олимпийца. Однако не забывайте о том, что уличные условия далеко не всегда подходят для спортсменов.

У нас на это и делается акцент: неожиданность, обманные уловки, непредсказуемые атаки. Да и в определённой ситуации я вполне могу использовать тот же газовый баллончик, ведь синоби использовали аналогичную ослепляющую смесь. И в этом нет ничего зазорного.Я видел, как отхватывают боксёры, борцы. Особенно борцы, кстати. Мой друг занимается бразильским джиу-джитсу — а эти ребята способны обернуть практически любую ситуацию в свою пользу. С той оговоркой, что в этой ситуации вы играете по их правилам. Мы же боролись по колено в воде, и когда я его немного подтопил, то друг потерялся.

Естественно, я никогда не буду пытаться справиться с борцом, играя на его поле в тот момент, когда я сильнее в чём-то другом. Преимущество синоби — в контроле дистанции и противника, умении сражаться с несколькими противниками сразу. И этими преимуществами необходимо пользоваться.Кстати, прямая и явная конфронтация противоречит принципам ниндзюцу. Есть огромное количество способов обыграть нападение так, что со стороны это будет казаться самозащитой. Недавно как раз проводился семинар на эту тему — как действовать в условиях, когда камеры видеонаблюдения на каждом углу.

Часто приходится сталкиваться с мифами и стереотипами?

Постоянно! Ведь считается, что арсенал навыков ниндзя варьируется от умения ходить по песку не оставляя следов, до возможности испариться в воздухе. Но больше всего вопросов вызывает именно мистическая сторона ниндзюцу и всевозможные «мудры», которые хотят немедленно освоить большинство приходящих к нам ребят.К обретению ментальных возможностей можно относиться со скепсисом, однако в этом есть и доля правды. Нет, вы не сможете превратиться в лягушку, изобразив пальцами определённый знак, однако существуют такие вещи, как «сюгэндо» — это аскетическая практика в буддизме, позволяющая с помощью правильного ментального настроя насытить себя энергетически, повысить потенциал сил, избавиться от усталости или даже подавить какую-то болезнь.

Изучать это хотят очень многие, однако доступ к этому знанию открывается лишь на действительно высоком уровне. Обычно это условный уровень чёрного пояса, хотя в ниндзюцу система поясов минимальна — их заменяют ранги, градации мастерства. Самих  же поясов у нас всего три — белый, зелёный и чёрный.

Ниндзюцу — верность традициям и консерватизм, или постоянное совершенствование уже имеющихся техник?

Это живое, постоянно развивающееся искусство. И если что-то охраняется ревностно, то многое просто отбрасывается за ненадобностью — такова жизнь. Всё адаптируется, потому что в противном случае ниндзюцу просто превратится в обычную историческую реконструкцию. Красивую, но не слишком актуальную.Поэтому мы, например, проводим и обучающие семинары с огнестрельным оружием, ведь в наше время это такой же довод, как и меч во времена средневековой Японии. Идея состоит в том, чтобы обретённые навыки ты мог применить на практике в любой момент.

Самый расцвет ниндзюцу пришелся на воинственный период Сэнгоку, в то время как в мирный период Эдо большинство ниндзя выполняли охранные функции, либо примыкали к разнообразным преступным группировкам. И именно тогда пришло понимание, что навыки должны быть максимально прикладными даже в мирное время.

А что насчёт опасных практик?

К изучению действительно опасных практик некоторые люди могут и не прийти. У каждого своя зона комфорта, и кому-то достигнутого уровня будет вполне достаточно. Люди не всегда готовы к определённому риску, поэтому никто никого не побуждает.

Но все, безусловно, ждут работы с настоящими, боевыми мечами. Сначала это — «фукуро синай» — мягкий тренировочный, потом деревянный, за которым следует уже меч стальной, но затупленный. И только потом, когда ученик полностью овладевает своим телом, приходит время острого клинка.

Про то, когда начнём осваивать боевые мечи, спрашивают чуть ли не на первом занятии, и мой ответ всегда один: «когда вы будете способны потушить мечом свечу, и я буду однозначно понимать, что этот меч вы полностью контролируете».

Но настоящий уровень — когда ты можешь разрубить яблоко на шее у своего товарища. Именно тогда осознаёшь, насколько легко лишить человека жизни, и как важен контроль своих действий.

Придерживаетесь позиции «Никаких драк за стенами клуба»? И что ждёт ученика, нарушившего этот кодекс?

Есть такое понятие, как круговая клановая порука и тот факт, что «ниндзюцу для всех, но не все для ниндзюцу». Я не стану выгонять человека с сомнительными идеями и мыслями — это и не нужно. Он просто сам не удержится в нашей среде, и такой естественный отбор всегда срабатывает. Конечно, определённые правила существуют. Ещё при вступлении в организацию ты должен ознакомиться с тем, что предстоит изучить, и принять тот факт, что теперь ты — лицо школы, что накладывает определённую ответственность.

Но я признаюсь, что не видел каких-то характерных примеров среди практикующих, когда человек своими делами опозорил всю школу. Такие ребята — сами по себе, и они не задерживаются.В древности существовала тенденция проверять остроту меча на обычных прохожих. Так вот — в «Будзинкане» вы не найдёте сторонников этой традиции.

***

Сразу скажу, что после своего первого занятия (тогда ещё в роли ученика) я чуть не умер — настолько большая была нагрузка — рассказывает нам Василий Берегов, коллега Сергея и инструктор детской группы. Что показалось мне вопиющим: до этого я занимался карате, долго ходил на ушу и определённую физическую подготовку имел.Прошло 4 года, на тот момент моему сыну было уже 5, и я начал показывать ему определённые приёмы дома. Так и родилась идея создания детской группы, существующей уже несколько лет.

В вопросах тренировок детей я придерживаюсь такой политики: нет смысла обучать ударным техникам ребёнка до определённого возраста. То, что он может их применить к сверстникам — ещё полбеды. Скелет, суставы и кости только формируются, а заняться набивкой мы всегда успеем.Очень важно избавить юных учеников от детских страхов. Кувырки, например: физически элементарно, но требует способности преодолеть некий психологический барьер. Ещё один наш враг — школьная физкультура, как бы парадоксально это не звучало.

Ребят на ней учат кувыркаться, но почему-то таким образом, что если ребёнок повторит такой кувырок на твёрдой поверхности, то легко пересчитает каждый позвонок в своём теле. И зачем даётся это упражнение — объяснить никто не может.
Мы учим детей не только уворачиваться и группироваться, но и взаимодействовать друг с другом, работать в команде. Это не такая тренировка, на которой ребёнок бездумно машет кулаками в воздухе: всё куда более применимо в наших реалиях.

Зима, скользко, ребёнок бежал, подскользнулся и упал. Но упал правильно, так как он уже научен группироваться. И родители сами обращают внимание на то, что тренировки дают свои плоды.К нам приходят с разными целями: мальчики — для закалки характера, девочки — чтобы уметь за себя постоять. Встречаются ребята и с лёгкими нарушениями психомоторики — лёгкое заикание, например, которое тоже поддаётся корректировке на тренировках, плюс у детей наблюдается иногда асинхронность верхней и нижней части тела. А с помощью тренировок начинается синхронизация — всё тело работает как один механизм.

Главные вдохновители наших молодых синоби — пока что Ninjago и Naruto. И ребята рады следовать примеру любимых героев, пусть даже и вымышленных. А что ещё надо?


Фото — личный архив Сергея Бутраменко

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: