Поэт должен быть проклятым. Чего не хватает литературным бунтам в городе

Совсем недавно Владимир Глазов написал замечательный текст о бунтах. Не политических, рабочих или крестьянских, а литературных. Литературный бунт — площадка, где собираются брестские поэты и знакомят горожан со своим творчеством.


Происходит все лампово и нежно: с печеньками, чаем и музыкальным сопровождением. Вход — 5 рублей, атмосфера — на любителя. По ценообразованию замечательный брестский поэт хорошо прошелся, добавить нечего. Действительно странно, когда знаковые беларуские литераторы выступают бесплатно, а незнакомые берут деньги за вход. Не зная всех тонкостей, я не буду обвинять организаторов в меркантильности. Странно другое: на бунте выступают одни и те же люди.

Да, у них есть свободный микрофон. К нему приглашаются все желающие, нужно лишь предварительно записаться. Показать свои таланты можно во втором отделении, после выступления основных участников.

О качестве стихов «костяка» бунтов говорить не буду. В поэзии я полный профан и всегда больше предпочитал прозу. Но мне кажется, что одни и те же лица, какими бы талантливыми и душевными они ни были, приедаются. Да, формат вечеров меняется: добавляются музыканты, проводятся костюмированные выступления. Однако форма остается неизменной, и она мне непонятна.

Мне кажется, делать просто вечер, на котором выступают неизвестные «литераторы», — бессмысленно. Похоже на любительский кружок для своих: пришли, почитали стишки и похвалили друг друга. Прямо как в детстве перед родителями, которые не станут критиковать свое любимое чадо.

То, что в городе появилась такая инициатива, — похвально, но ее нужно развивать. Далеко ходить не нужно: можно посмотреть на опыт столицы. Например, в Минске есть неплохая площадка «Эшафот», которая раньше базировалась в модном «Хулигане». Вход, к слову, у них бесплатный.

Формат схож: молодые поэты подают заявки, адекватным предоставляется слово. На все про все — 5 минут. После приходит время жюри. Его состав постоянно меняется. Приходят как люди искусства, так и просто ценители. Молодых бумагомарателей зачастую линчуют, но это необходимый процесс для роста.

В поэзии, как и в любом виде творчества, главное — талант. Однако всегда есть банальные и простые правила о том, как не стоит писать стихи. Ведь зачастую эмоции зашкаливают над здравым смыслом и получается Ес Соя (простите, если кого обидел). Критика со стороны служит катализатором для развития. Так почему бы этим не воспользоваться в Бресте?

В городе есть талантливые поэты, которых можно было бы задействовать в качестве жюри. Владимир Глазов, Николай Александров, Алесь Паплаўскі — стреляные мастодонты, которые смогут здраво оценить юные таланты. Я прекрасно понимаю, что сейчас все построено на упрощении и в хорошую поэзию никто вникать не хочет.

Куда проще генератором случайных метафор накидать рифму, взяв при этом высокопарный псевдоним. Однако хочется, чтобы литература, которая вылазит из столов и подвалов, не была шаблонной и начала развиваться. Без творческого роста мы просто рискуем потерять отличных поэтов, вместо этого приобретя хорошо продаваемых графоманов.

Иллюстрации — Kim Hyerim

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: