Признайтесь, много ли у вас знакомых, которые в 20 лет смогли самостоятельно запустить собственное небольшое, но прибыльное производство? У нас такой знакомый появился.
Мы встретились с Кириллом Хильчуком, создателем мастерской лазерной резки «Sherwood Decor», и подробно поговорили о затратах и прибылях в первом по-настоящему «производственном» интервью от Бинокля”.
«А палец этот лазер может отрезать?» — высказывает опасение менеджер спецпроектов Вероника, разглядывающая тот самый станок, который является «душой» мастерской «Sherwood». Хотя нет, не так. Всё-таки не совсем «душой».
Ведь душа тут в другом: запах дерева, стройные ряды красок, неожиданный диско-шар под потолком и штабеля фанерных листов на любой вкус, которым ещё только предстоит превратиться в шкатулки всех мастей, вывески, коробки для воблы (!) и всё прочее, что только пожелает душа заказчика. Который, как известно, «всегда прав».
«Не отрежет, но ожог будет серьёзный» — замечает Сергей, товарищ Кирилла, которому сегодня выпала нелёгкая участь познакомить нас с мощностью лазера опытным путём.
И пока Сергей готовит материалы, которым суждено будет превратиться в брендированный «биноклевский» блокнот и дощечку с выгравированной фотографией редакции, мы беседуем с Кириллом, которому принадлежит идея превратить лазерный станок в орудие пока что небольшого, но перспективного бизнеса.
Кирилл: Началось всё с маленького столика в этом самом гараже, на котором мы с моим минским товарищем занимались пошивом рюкзаков из высококачественной «кордуры» под собственной маркой «Путь». Шили на каникулах в июле-августе, но начался учебный год, сессии, курсовые, и как-то мы подзабили на рюкзаки. Ведь друг – в Минске, а за всю «швейную» часть отвечал именно он.
Время шло, гараж пустовал, а на освободившееся от столика место буквально просилось какое-то маленькое производство. И я подумал: «почему бы не резьба?». Ведь рисовать я умел неплохо, да и работать руками люблю. И я начал присматриваться к своему первому лазерному станку.
И во сколько тебе обошлось всё это удовольствие?
Для открытия подобного производства понадобилось около 4 тысяч долларов – не такая уж и большая сумма на самом-то деле. Хотя это я сейчас так говорю, а до апреля 2017 года (именно тогда и купил оборудование) — одалживал, подрабатывал где только можно, крутился, как белка в колесе. И в результате, наскрёб-таки необходимые четыре тысячи.
Уже спустя полгода работы вернуть получилось больше половины суммы в виде абсолютно чистой прибыли – с вычетом налогов, аренды, платы за свет, материалы и стоимость каждой приобретённой бутылки морилки.
Изначально были планы подкопить денег и приобрести станок побольше, да и оборудование покруче. Но я понял, что пока буду копить – времени уйдёт просто прорва. Поэтому взял относительно небольшой станок и начал заниматься чем-то «здесь и сейчас». После покупки станка последовали вещи уже чисто бытовые вроде заземления всей конструкции, установки вытяжки и поиска фанеры, с которой и предстояло работать.
Фанеру, кстати, найти оказалось очень непросто. Что странно, если учесть, что Беларусь – страна, которая вроде как производит достаточное количество хорошей древесины. Искал я полтора месяца, потому что необходима была фанера высоких сортов и определенной толщины.
Спас в результате «Пинскдрев»: их сотрудники подсказали организацию, которая занимается поставками и продажей в Бресте фанеры необходимого качества. Покупать, к слову, приходится не очень большими партиями: фанера болезненно реагирует на перепады влажности, выгибается, и работать с ней становится очень неудобно.То есть особенных навыков не требуется, а достаточно просто четырёх тысяч и желания чем-то заниматься?
Определённые навыки, разумеется, присутствовать должны. В идеале – рисование и проектирование в CorelDraw и других графических редакторах. Конечно, при желании можно и в интернете накачать готовых макетов и по ним что-то штамповать под копирку. Но это – неспортивно и совершенно неинтересно.
Если честно, то у меня даже бизнес-плана толком не было. Всё крутилось в голове. И как-то планомерно докупались все необходимые вещи. Признаюсь, что изначально хотел лазер помощнее да рабочее поле на станке побольше – 160х90. Но как оказалось, нынешнего 60х40 вполне хватает на данный момент.
«Sherwood» — зов сердца? Или просто прибыльное дело?
Хотя это очень интересное занятие и замечательная возможность делать что-то своими руками, но в первую очередь «Sherwood» — именно бизнес-проект. И я с самого начала понимал, что это можно монетизировать, причём довольно неплохо. Хотя могу назвать себя счастливчиком: работа быстро стала любимой, и превратилась, как говорится, в оплачиваемое хобби (смеётся).
Да и сил это дело отнимает не то чтобы очень уж много. Я ведь еще учусь на дневном отделении в БрГУ и подрабатываю юристом в специализированной фирме. В мастерской провожу всего лишь около 20% всего своего времени, хотя в будущем планирую окунуться в это ремесло с головой.
Как находишь клиентов?
Как и все, пожалуй. Сарафанное радио, социальные сети и бесконечная ходьба по всевозможным сувенирным магазинам, мастерским и организациям с предложением собственных услуг. В ближайших планах – выход на Москву и сотрудничество с «Динамо-Брест». Планируем снабжать любимый клуб сувенирной продукцией.
Вот эти коробочки, например, заказал магазин органической косметики «Savonry». Появимся, возможно, и в магазине «Князь Вітаўт». А цветочные лавки с удовольствием заказывают топперы для букетов.
Именно личные встречи с потенциальными клиентами помогают иногда получать хорошие заказы. Так, кстати, вышло и с брестской типографией. Пришёл, поговорил с маркетологами, показал обложки для блокнотов, которые делаю.
Ребята изготовили «пробник» с использованием моей обложки, продемонстрировали директору. Ему блокноты понравились, и нашему обоюдному сотрудничеству сразу был дан зелёный свет.В результате – самый, пока что, крупный заказ в истории «Шервуда»: 500 обложек, которые типография в дальнейшем самостоятельно сшила и самостоятельно реализовывала.
На всё про всё ушло около полутора недель работы на выходных и по вечерам. Не скажу, что прямо «зашивался», но попотеть пришлось: сроки-то идут, а заказ отдать нужно вовремя.
Обложки уходили заказчику по цене 3,60 руб./штука, и на руки я тогда получил 1800 рублей. Вычитаем то, что съели налоги, материал и прочее, и на выходе получаем сумму где-то в 1350 рублей.
Пружины и бумагу типография «заряжала» самостоятельно, сделав наценку процентов в 25. Поэтому в самой типографии вы сможете купить блокнот нашего производства в районе 5,90 руб. Есть мы и в минской «Белкниге», и в ЦУМе. В ЦУМе, кстати, блокнот обойдётся вам в 7,70 руб.
А что насчёт заказов из-за рубежа?
Есть как раз карта, на которой указаны страны, с которыми довелось поработать. Заказы по мелочи прилетали из Израиля, Казахстана, Испании, Италии, России и многих других стран.Но самый удалённый клиент из Сингапура: заказывали гравировку на подставке для документов. В Сингапуре, к слову, очень ценится ручная работа, да и подход к покупкам у них интересный. Если видят какую-то крутую штуку – не ищут аналогов от местного производителя, а просто заказывают, оплачивают и получают по почте. Даже если та самая «крутая штука» находится на другом континенте.
Для земляков-белорусов цены никогда не загибаю и загибать не стану. Но для тех же итальянцев, например, стоимость изделия будет значительно выше.
Ведь давайте признаемся: цель бизнеса – в первую очередь заработать деньги.
И это логично, что между ценниками надо маневрировать. Аналогичные работы с гравировкой портретов и картин в формате а4 стоят на Ebay около 35 евро, я же сделаю эту работу за 20 евро (для зарубежного заказчика).
И мне хорошо – прибыль, и заказчику отлично – приличная экономия и такое же качество. Сейчас висят объявления с нашими изделиями на зарубежных сайтах. Ждём «фидбека» (улыбается).
Самая большая сумма, которую ты получил за один заказ, не считая блокнотов?
Девушка заказывала 5 фоторамок с крепящимися к ним детскими метриками: имя, рост, время рождения ребёнка, его вес и всё прочее. Это пока что был самый дорогостоящий единовременный заказ, который обошёлся ей в 200 рублей.
А теперь – самый странный заказ, который у тебя был.
Ну, не то, чтобы странный. Я почему-то уверен, что действительно странный заказ ждёт впереди (улыбается). Мне написала девушка – нужны, мол, «донышки» определённого размера и с заданными параметрами. Что за донышки – совершенно непонятно.
Девушка скинула мне ссылку на свои работы в instagram и оказывается, что эти донышки предназначаются для вязания, и представляют из себя фанерное основание с отверстиями.
Я, естественно, решил изучить всю «донышную» информацию, ведь это потенциальный рынок сбыта. И оказалось, что это просто нереально популярная тема! Сложилось даже впечатление, что одна половина Беларуси вяжет всевозможные вещи, а вторая половина – с удовольствием эти вещи приобретает. Так что при желании можно себя прокормить, пожалуй, одним только производством «донышек» (смеётся).
Твой самый «хлебный» месяц?
Ну, тут всё зависит исключительно от желания. Конечно, самым прибыльным был месяц, в который мы выполняли заказ для нашей типографии. Но вообще самый сок – весна. Люди к этому моменту уже оправляются от непрекращающейся череды новогодних праздников, и готовы снова тратить деньги.Вне конкуренции – свадебный сезон. Очень хорошо идёт всевозможная торжественная атрибутика: монограммы, подставки под кольца и прочее. Чаще всего, кстати, заказывают именно невесты. И они же – одни из самых требовательных клиентов. Ведь попробуйте найти мужчину, который так же серьёзно и тщательно подходит к бракосочетанию, как окрылённая невеста (улыбается).
В ближайшее время собираешься перебираться в мастерскую попросторнее?
Все, у кого есть свой собственный гараж, знают: лучше места просто не придумаешь. Оделся, собрался, и двинул на работу хоть в три часа ночи.
Пока что гаража хватает вполне, хотя мысли перебраться в тот же «Парк высоких технологий» возникали. Там условия аренды приятные. Но самый большой для меня минус во всех площадках подобного формата – ограничение рамками трудового дня. Не думаю, что получится прийти в «ПВТ» в три часа ночи, и спокойно себе работать в своё удовольствие.Что из оборудования сейчас нужно вот прямо «позарез»?
В планах приобрести профессиональную шлифовальную машинку и деревообрабатывающий станок, чтобы не выпиливать заготовки лобзиком самостоятельно. Особенно, если это большая заготовка. К слову, станок – не такая уж и дорогостоящая покупка, а цены на них начинаются от 200 рублей за самые простые модели.
Кирилл, а есть какая-то конечная цель, ради которой ты начал этим делом заниматься?
Цель – как у любого мужчины: посадить дерево, вырастить сына, построить дом. Насчёт того, сколько же денег эта «финансовая независимость» подразумевает – не скажу. Мне сколько не дай – всё мало (смеётся). Но если серьёзно, начнем с малого. Если это дело будет стабильно приносить хотя бы 500 долларов в месяц, то буду доволен. Главное – возможность масштабироваться и расширяться.
Думаешь добирать работников?
Конечно! Если всё это дело удачно масштабируется, то пара толковых ребят никогда не помешает. Тем более, что научить всему можно без проблем. Главное – научиться правильно эксплуатировать оборудование, также правильно и вовремя проводить техническое обслуживание, для этого понять принцип настройки системы зеркал в станке. Лично я перенастраивал её два раза: первый раз это заняло 7 часов, второй – полтора дня (смеётся). Так что всему научу.
И хотя по статистике 90% всех таких маленьких стартапов загибаются, мне очень хочется верить, что «Sherwood» окажется именно в оставшихся 10%.
Не попробуешь – не узнаешь. Поэтому мы переходим непосредственно к производственному процессу, выбрав в качестве «мастера смены» нашу коллегу Веронику, как единственного человека с техническим образованием и огнём в глазах.
Процесс резки (под присмотром Сергея) начинается с подготовки проекта и выбора изображения, которое станок и наносит на поверхность изделия. К слову, такой станок может работать не только с деревом, но и с кожей, и даже со стеклом.
Сергей: станок работает с векторным изображением. Проще говоря: выбираем картинку, которую хотим нанести, и с помощью Photoshop убираем фон. После этого в CorelDraw происходит трассировка картинки, чтобы перевести растровое изображения в векторное которое и размещаем на заранее приготовленный макет: обложку, шкатулку, да и на всё, что душа пожелает.
Векторное изображение можно увеличивать на компьютере до бесконечности без потери качества. Corel, кстати, учить пришлось практически в принудительном порядке, потому что станок управляется при помощи утилиты для именно этого редактора.
Каждая линза фокусирует пучок на определённом расстоянии, а ты можешь регулировать мощность и скорость резки. Гравировка, к слову, может быть и контурная. Это экономит время и ресурс, но не даёт такого красивого результата, как гравировка линейная.
Логотип журнала увековечен в дереве, на что у станка ушла лишь пара минут времени. Впереди – шлифовка, покрытие морилкой и сушка.
Сергей: При шлифовании необходимо придерживать заготовку. Ведь в противном случае она вполне способна отлететь с довольно приличной скоростью. Так что берегите объектив.Иногда приходится дорабатывать заготовки с помощью столярного ножа, происходит это из-за сучков, которые могут притаиться внутри фанеры и которые лазер полностью прорезать не способен. 70% брака происходит именно из-за качества материала. Однако, если проблемный доработать руками, то вопрос будет решен.
Шлифовка закончена, после чего остаётся только нанести на обложку нашего свежеиспечённого блокнота морилку в несколько слоёв. А для того, чтобы ускорить процесс сушки – воспользуемся промышленным феном для сушки. Фен, к слову, настолько мощный, что легко плавит бутылки.
И после совсем нехитрых манипуляций, у нас получился вот такой вот блокнот, с узнаваемым и любимым (надеемся) вами логотипом. И стоит сказать, что уходили мы от ребят не только с подарками, но и с плотно засевшими в голову мыслями: «сниму гараж, куплю станок, буду выжигать по дереву. А всё остальное? Да гори оно огнём».
Фото — Роман Чмель
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.