«Всегда есть выбор, не хочешь – не смотри». Интервью с директором брестского кинопроката

Не успели утихнуть страсти по «Матильде», как рьяные защитники духовных и не очень скреп взялись за «Смерть Сталина» — кажется, российский надзорный конвейер делает серьезную ставку на бесперебойность. Брест, судя по всему, старается не отставать от постсоветских тенденций, пускай и в своем, меньшем масштабе – «Шторм. Палаючы лiст» и потенциально оскароносный «Три билборда» тому подтверждение. 


Бинокль поговорил с директором брестского «Облкиновидеопроката» о том, кто и каким образом решает, что будет показывать брестский широкий экран.

Каким образом отбираются фильмы, попадающие в поле зрения местной репертуарной комиссии?

На данный момент в Брестской области есть 8 оцифрованных кинотеатров, которые могут демонстрировать фильмы в формате 2D и 3D, что позволяет показывать все новинки мирового кинопроката. Репертуарная комиссия со всей области собирается раз в месяц на базе кинотеатра «Беларусь» для просмотра всех мировых премьер. Мы планируем контент-план на ближайший месяц – отсматриваем и анализируем трейлеры и тизеры, выносим вердикт.

Дело в том, что 4 раза в год в России проводится союз кинематографистов «Кинорынок», на который собирается больше тысячи участников – руководителей кинопрокатов. Планируется выход фильмов на квартал, формируется план релизов каждой мировой кинокомпании. К сожалению, кинопрокатчики не в силах повлиять на данную систему, потому что есть такие огромные студии, как Disney, недавно поглотивший Fox, Warner, Universal, Paramount. Это мейджоры, которые решают между собой, когда и какой фильм им выпускать. Хотя Минкульт РФ, например, оставил за собой полномочие регулировать план выхода фильмов на территории страны с 2016 года.

«Форма воды» Гильермо дель Торо. 13 номинаций на Оскар и ни одного сеанса в кинотеатрах Бреста

Но и здесь наверняка не без подводных камней?

Конечно. Приведу пример соседей: 15 числа у нас стартовал показ «Черной пантеры» – фильма по «марвеловским» комиксам. А в России его начали показывать только 22 числа. Странно, правда? Дело в том, что одновременно с премьерой «Черной пантеры» запустили проект под названием «Лед» – кино про девушку-провинциалку, ставшую олимпийской чемпионкой. И российское Министерство культуры, как и любая другая структура, любящая свою страну, расширяет коридорчик для своего фильма, отодвигая на второй план американский блокбастер – в равных условиях последний просто «сожрет» «Лед». «Черная пантера» все равно соберет свою кассу, поэтому ответственные за решение люди дают возможность российскому Фонду кино отбить свои деньги.

Возвращаясь к планированию: к сожалению, нам приходится выбирать из уже предложенного контента кинокомпаний-дистрибьюторов. Каждый уикенд выходит порядка семи-восьми фильмов, которые имеют разный рейтинг – ожидания, спроса и много чего другого. Честно скажу, кинотеатру «Беларусь» чуть проще работать, потому что в нашем распоряжении три зала. Это позволяет разнообразить и расширить репертуар. Мы имеем возможность показать брестскому зрителю и «Лед», и «Селфи», и «Черновик» – фильмы, которые не принесут большой доход. Когда мы ставим проект в зал на 30 человек и приходят 26 – это успех. Но когда в большой зал приходят все те же 26 – это провал.

«Ла-Ла Лэнд», получивший шесть премий «Оскар», шел к бресткому зрителю полгода

Мониторите интересы аудитории?

Без мониторинга в нашей жизни никуда. Отсутствие анализа интересов публики приводит к впустую выброшенным деньгам. Раньше мы раздавали анкеты, проводили какие-то опросы, но в конце концов пришли к выводу, что интернет – это лучший способ взаимодействия. На сегодняшний день на нашем сайте присутствует анонс ближайших премьер, плюс мы стараемся накидывать фильмы «наперед». Мы видим, кому что интересно, люди оставляют комментарии. У нас есть специальные консультанты, которые отвечают на вопросы – почему это, почему то. Честно скажу, у нас есть такая амбициозная молодежь, которая считает, что разбирается лучше всех. Так думать нельзя. Ведь самое важное – это опыт.

Есть и другой вариант взаимодействия. Как-то раз пришел к нам молодой человек, говорит: «Хочу показать в вашем кинотеатре свое кино». Документальное, 50 минут. Так называемое хоум-видео – парень поехал с друзьями в Казахстан на мотоциклах. Объехали около тысячи километров, снимали в формате блога – с грамотным монтажом и студийным звуком на выходе. Мы не стали препятствовать: у нас есть такая платная услуга. Парень отправил свой фильм в Минск на комиссию, которая присвоила ему рейтинг 12+. Рассчитался в кассе, и все довольны. Я это к тому, что мы открыты для сотрудничества.

А кто входит в состав репертуарной комиссии?

В составе комиссии около 18 человек. Прежде всего это руководители оцифрованных кинотеатров, а также администраторы «Мира» и «Беларуси». Юристконсульт, который ведет все документы, и главный бухгалтер, который принимает ежедневные отчеты. Комиссию возглавляет заместитель начальника главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи. Часто бываю на московских специализированных выставках и вижу практически весь контент – нередко студии предоставляют возможность просмотреть эксклюзивные материалы, которых нет даже на Youtube. Очевидно – лучше один раз увидеть, чем 10 раз услышать.

В качестве примера: после просмотра фильма «Движение вверх» я остался под огромным впечатлением. За 2 часа 15 минут мне хотелось заплакать два раза, полфильма я смеялся, а остальное время сидел в напряжении, эмоции переполняли. Я вернулся в Брест и сказал на заседании – кино шикарное и должно быть востребованным среди брестских зрителей. Но спустя некоторое время я был обескуражен: фильм стартовал 28 декабря и, к сожалению, сразу не оправдал моих надежд, а только дал повод усомниться в моем профессионализме. Но уже с третьего числа пошли аншлаги – люди разобрались. И на сегодняшний день «Движение вверх» – это фильм-рекордсмен моей киношной практики, которая началась в 2001 году.

А «Смерть Сталина», вызвавший целую волну хайпа в соседней стране, до Бреста так и не добрался

Как происходит сам процесс отбора фильмов?

Заседание комиссии проходит в открытом формате. У нас и журналисты были. Мы показываем видео-материал и обсуждаем его. Обычно этот процесс занимает не больше 40 минут. Опять же – люди приходят подготовленные, не с улицы. На протяжении нескольких дней после заседания каждый руководитель кинотеатра решает, берет он конкретный фильм в прокат или нет. Никакого «общего мнения» тут нет и быть не может – у каждого района своя специфика: люди на местах знают, как им работать.

У нас, например, по субботам проходят ночные сеансы. А кто, как не руководитель конкретного кинотеатра, может знать лучше других, какую картину туда поставить? И даже несмотря на то, что в «Мире» и «Беларуси» периодически крутят одни и те же фильмы, контингент у нас все-таки разный. В «Мир» традиционно ходит публика постарше. А у нас, как я всегда говорю, вся молодежь (смеется). И, если вы обратите внимание, сеансы в «Мире» и «Беларуси» чаще всего даются с разбежкой в 10-15 минут. И это неслучайно: если вы не нашли фильм по душе в одном кинотеатре, можно успеть дотопать до второго.

Чем руководствуются члены комиссии, решая, допускать фильм к прокату или нет?

Сложно говорить о каких-то эстетических критериях. Тут, скорее всего, спрос рождает предложение – мы демонстрируем то, что народ желает увидеть на широком экране. Иногда нам приходится показывать фильм, который точно не соберет кассу. Но и пропустить его мы не имеем права. Некоторые картины выходят в прокат в пакете с другими. Так было со «Льдом», например. Я видел этот фильм.  Да, это не блокбастер. Но идет сумасшедшая реклама на олимпийских играх! Сначала мы сделали узенькое расписание, особо не расширяя сеансы.

А недели две назад я увидел, какая идет поддержка, и мы приняли коллегиальное решение – увеличить сеансы с одного до четырех, потому что пошел спрос. И не прогадали – на данный момент «Лед» обходит «Черную пантеру» по кассовым сборам. Наше решение оказалось грамотным и проницательным. Приятно, когда ожидаешь меньшего, а получаешь больше.

Кино, в котором присутствуют порнографические сцены, запрещено на законодательном уровне. В Минске работает республиканская комиссия, которая отсматривает каждую секунду каждого фильма. Вот «Матильда» как непосредственный пример. Вопрос стоял ребром – да или нет. Потому что многие люди вынесли вердикт, не видя картины, – это неправильно. «Матильду» привезли в Минск, собралась целая комиссия: руководители всех областных киноучреждений, представитель православной церкви, замминистра культуры, профессоры, искусствоведы. Собрался зал человек в 150. Посмотрели кино – и ничего такого не обнаружили. Это ведь художественный фильм, режиссер имеет право на свою интерпретацию. Было принято решение допустить фильм к показу.

Вы поймите правильно: для нас не менее важен и национальный продукт, который выпускает «Беларусьфильм». Это не насквозь патриотическая позиция, просто мы государственное учреждение. Сейчас «Беларусьфильм» в основном выпускает фильмы в преддверии каких-то праздников – столетие милиции, например. Много хороших мультипликационных фильмов. Мы проводим кинолектории, тесно сотрудничаем с МЧС, Красным Крестом, Департаментом Охраны. На базе кинотеатра проходит очень много социально значимых мероприятий. А деньги всегда были деньгами: их никогда не бывает много. Мы стараемся соблюдать баланс.

«Шторм. Палаючы лiст» решили не показывать брестскому зрителю из-за «нецелесообразности проката фильма иностранного производства»

Политические или идеологические моменты?

Мы не получаем указы сверху. Контент, который мы показываем на наших экранах, не может быть запрещен по каким-то идеологическим соображениям. Вот представьте – это что надо иметь в голове, чтобы выпускать на широкий экран идеологически не правильное кино с политическим подвохом и пытаться его продвигать? Да, мы общаемся с работниками главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи, но на совершенно другом уровне.

Та же «Матильда», например. Люди приходили с жалобами в облисполком, не к нам. Шлейф не прекращался: «Вы что, нельзя показывать, запретить!». Пригласили меня, чтобы уточнить, планируем ли мы показывать этот фильм. «Будете показывать?». «Да, вот прокатное удостоверение». «Пожалуйста, работайте». Никаких вопросов. Всегда есть право выбора: не хочешь – не смотри. А мы, в свою очередь, стараемся делать все возможное для того, чтобы люди приходили к нам и говорили «спасибо». А если не «спасибо», то чтобы молчали хотя бы, только не пинали (смеется).

Поэтому вы решили не показывать «Смерть Сталина»? Чтобы не пинали?

«Смерть Сталина» показывал только «СильверСкрин». Это частный кинотеатр. У них 21 зал, им нужно заполнять эфир – фактически у них не было выбора. Студия, которая выпустила «Смерть Сталина», до этого была известна только благодаря «Голодным играм». Мировая премьера «Смерти Сталина» состоялась 11 сентября, прошло уже очень много времени. Поэтому мы не верили в это кино, даже не рассматривали вариант его показа. Какие тут могут быть политические моменты?

Та же судьба постигла и «Три билборда» — кино, уже успевшее получить награду Венецианского кинофестиваля и 4 премии «Золотой глобус»

А «Три Билборда» чем не угодил?

Почему не угодил? Этот фильм просто не попал в наш репертуарный план. Если я не ошибаюсь, «Три билборда» номинировали на Оскар. Знаете, какая самая главная беда с такими фильмами? К этим картинам открывают доступ по всем возможным каналам (по Youtube, например), чтобы люди могли посмотреть и оценить. А наша главная задача – показывать то, чего на текущий момент нет в интернете. Да, в нашем городе есть любители оскароносных фильмов, но, к сожалению, их не так уж и много. Скорее всего, «Три билборда» не принес бы нам успеха в прокате.

А если попробовать оценить столичные результаты проката таких «спорных» фильмов, а после решить, «зайдут» ли они брестскому зрителю? Есть такая возможность?

Возможность у нас есть всегда – мы можем делать все что угодно. Но самое главное для нас – результат. То, что касается двух трех-недель ожидания после столичной премьеры: есть смысл показывать фильм через неделю после старта фильма – это максимум. Потому что спустя несколько недель кино всегда появляется в интернете в пиратских экранках. Я не знаю, каким образом это происходит. Честно скажу: (двоеточие) как только в свободном доступе появляется экранка – в кинотеатре автоматически идет спад. Работает такой психологический момент: чего я буду деньги тратить, когда в интернете можно бесплатно посмотреть, пускай и в ужасном качестве?

Некоторые публичные брестчане готовы продвигать фильмы, по каким-то причинам не прошедшие отбор, с помощью, так сказать, своей популярности в соцсетях. Вы готовы к такому способу взаимодействия?

Я скажу честно – наши двери открыты для всех. У нас есть ваши коллеги, которые изъявляют желание сотрудничать с нами. Никаких проблем. Все, что работает положительно для проката наших фильмов и развития нашей организации, – нам на руку. Мы готовы выслушать любые предложения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: