Юра и Вовка, просыпайтесь! Что происходит с музыкальными отцами города?

В минувшую субботу в Бресте состоялся фестиваль «Без матора», который завершился бесплатным концертом на Гребном канале. Послушать Nizkiz, Сразу Май, Садъ и Юру Стыльского пришло совсем не большое количество человек. Ситуация вызвала неоднозначную реакцию интернет-пользователей: одни недоумевали, другие пеняли на отсутствие рекламы. На мой взгляд, проблема куда глубже, чем кажется на первый взгляд. Брестская музыкальная сцена (если таковая вообще есть) — корабль, который сел на мель, а главные его капитаны Вовка Плюмбум и Юра Стыльский ушли в творческую самоволку.


Дай Дарогу и Plum Bum — музыкальные достопримечательности Бреста. Оспаривать факт популярности и народной любви глупо и бессмысленно. Люди до сих пор с удовольствием кричат «Пятая моя палата» и «Заводи машину, дядя» на концертах. Ходят на сольники, квартирники и прочие «бардовские» вечера музыкантов. Однако слушатель — хоть и понимающий, но строгий начальник. Не покажешь результат, развитие — получишь трудовую с позорной статьей «Уволен в связи с утратой доверия со стороны нанимателя».

Принцип «мы делаем это все исключительно для себя» лукавый и имеет под собой двойные стандарты. Такое творчество — всегда в стол. Иногда для лучшего друга после распития бутылки-другой. Если ты собираешься музыкой хотя бы отбивать затраты на концерты, запись альбома и ждешь фидбэка от людей — со слушателем нужно считаться. Нести перед ним ответственность. Не стоит идти на поводу: достаточно порционно снабжать поклонников годным контентом. С последним у ребят проблемы.

Со стороны кажется, что все хорошо и безоблачно: лидеры не ушли в себя, наоборот — радуют всех концертами. Юру с акустикой можно увидеть чаще, чем самих Дай Дарогу, а Вовка то и дело становится героем всяческих квартирников. Ребята заняли свою нишу и продолжают там шевелиться, образовывая местный «Голубой огонек на Шаболовке». Из года в год меняются декорации и косметический ремонт содержания. К радикализму не готовы/устали/и так сойдет (нужное подчеркнуть).

Такая ситуация всем своим видом напоминает профессиональное выгорание. Когда ты вливаешься в рутину, выбираешь течение с наименьшим сопротивлением и гребешь по инерции. Здесь и работодатель-слушатель ничего не предъявит (ты выполняешь работу) и тебя такой расклад вполне устраивает. Жили они счастливо и умерли в один день — примерно про эту схему. В отличие от сказок, она имеет подтекст: умрете вы оба неудовлетворенными.

HR-специалисты говорят, что человек за жизнь может 2-3 раза сменить профессию и успешно построить карьеру. То же самое со слушателем. Не стоит бояться его потерять: на одного ушедшего придет сотня новых. Но для этого нужно постараться. Не заниматься самоповторами и выяснением отношений с беларускоязычными журналистами, а искать, копать и находить. Слушатель редко взрослеет с группой. На концертах Дай Дарогу по-прежнему доминируют школьники, а ровесников Юры можно пересчитать по пальцам. В скором времени последние вообще отвалятся, как нарост. Кому тогда будет нужен прямолинейный панк-рок или разухабистый цыганский рок-н-ролл?

Фестиваль «Без матора» показал тупиковость ситуации. На концерт ЛСП, который состоится в воскресенье, проданы все билеты (средняя цена — 30 рублей). К творчеству группы можно относиться по-разному, но ребята дышат, экспериментируют. На последнем альбоме «Tragic City» в треке «Интерлюдия» например зачитал Леха Никонов — поэт и вокалист ПТВП.  Это примерно то же, если бы в нулевых Децл записал «совместку» с Пургеном. Ребята не видят перед собой рамок и преград: есть музыка, и все средства хороши для ее создания.

Рок-музыканты сейчас зашевелились. Они понимают, что на парочке аккордов уже не выехать: нужно привлекать внимание. Тараканы во всю «фитуют» с Anacondaz и кучей приглашенных панк-музыкантов. Пол Бэнкс (Interpol) и RZA (Wu Tang Clan) записали крутой альбом-солянку из собственных решений. Даже консервативная Metallica юморит и перепевает чешскую «Jožin Z Bažin». Примеров много, выход один — эксперимент.

Мы же этого пока не видим. Местная версия «Голубого огонька» постепенно превращается в фестиваль «Заводи машину, Юра» с двумя главными музыкантами города. Слушатели продолжают потреблять хоть и вкусный, но старый контент. Меняется сервировка, столовые приборы — блюдо остается тем же. Поклонники не дураки: очень скоро они увидят тину и плесень в своей тарелке и потребуют двойную порцию «cвежачка». Какой она будет — решать музыкантам. Они творцы. Они знают, что делают. Наша же с вами задача — помочь вылезти из выгорательного коллапса и зажечь их снова.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: