8 июня в выставочном зале на Советской открылась выставка «Акадэмiя 100 плакатаў» из собрания Академии искусств в Катовицах (Польша). Выставки польского плаката — это всегда мероприятия, собирающие молодежь и при этом радующие качеством художников старой школы. А это, в свою очередь, еще раз говорит о том, что настоящее искусство вечно во все времена и не принимает оправданий со сносками на возраст и стилистику.
Учебное заведение, которое представило работы учеников и преподавателей в этом году, ранее именовалось “Иногородним факультетом пропагандистской графики краковской Академии искусств”, что говорит о подходе профильном и серьезном.
Польский плакат — соединение сложных метафор, необходимая доля эпатажа, усиливающая эмоциональный посыл, и при этом работа с живым материалом, а не компьютерная графика (но цифровые произведения также встречаются и допускаются; тут главное “обмануть” зрителя, сделать так, чтобы отличить пиксели от живых линий было сложно).
То, что нам почти каждый год предоставляется возможность увидеть оригиналы плакатов польской школы, отделенные от зрителя только стеклом, — явление, требующее благодарного внимания.
Процитируем Льва Борисовича Алимова, брестского художника-графика, во время приветственного слова на открытии выставки:
“Плакатная школа Советского Союза резко отличалась от школы польского плаката. Так же, как всегда отличалась Польша от России. В чем? Мы можем догадаться сразу.
Поляки знали, кто они такие. И знают сейчас”.
Некоторым произведениям плакатного искусства на выставке по 30-40 лет, и это не просто плакаты художников, связанных с Академией в Катовицах, и профессоров, но и работы студентов, которые обучались в 70-х годах в мастерской профессора Грабовского. Спойлер: о том, что их рисовали студенты, вы не догадаетесь — они выполнены очень профессионально.
“Плакат является интеллектуальным искусством. Настоящий смысл плаката и настоящая его ценность появляются на стыке изображения и слова. Именно этот совокупный образ должен побуждать эмоцию.
Один из известных польских плакатистов утверждает, что на плакат нужно смотреть 2 раза. Первый раз — когда мы его замечаем; второй раз — когда мы его понимаем”, — слова профессора Катовицкой Академии искусств Катажины Гаврых-Оленда.
Два раза придется смотреть на многие работы. Некоторые покажутся понятными сразу, но обольщаться не стоит: еще есть над чем задуматься. Некоторые же с первого взгляда потребуют вдумчивого разгадывания.
Для тех, кого все еще пугает слово “плакат”, хочется отметить: польские плакаты — это не просто постеры, а работы, которые разве что большой смысловой нагрузкой отличаются от живописного или графического произведения искусства.
Все, кто пришел на открытие, не только смогли послушать организаторов и кураторов выставки, но также бонусом поприсутствовать на фуршете и удостоиться внимания прессы. Тем, кто в выставочный зал только собирается, останется только интеллектуальная часть — рассматривать лозунги, идеи и размышления, заключенные в рамы и картинки. Но идти необходимо: плакаты, созданные на уровне произведений искусства, — еще один повод вдохновиться и задуматься над тем, чего не хватает в творчестве местных художников. Может начать смотреть на мир по-своему, а не сквозь призму творчества других людей?
Публике, не разбирающейся в тонкостях рисовальной техники, тоже понравится. Магия плакатного творчества в необходимости задеть всех — без разделений на ранги, возраст и увлечения.
Цвет, графическая форма, эмоциональность и стиль угадываются даже обывателем в афишах, туристических картах и инфографике польских городов.
Понять, откуда растут ноги у этой уникальной графической традиции, вы сможете сами до 24 июня в выставочном зале ООКЦ на Советской, 54.
Фотограф: Антон Кравченко
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.