Кирилл Серебренников не часто балует зрителей фильмами, всё больше занимаясь театральной деятельностью. Вот и последняя его работа “Ученик” была снята по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга, которая до фильма была успешно поставлена на театральной сцене.
Действие киноленты происходит в Калининграде (он же Кёнигсберг), но об этом в фильме не говорится. Мне это кажется неслучайным, ведь данный город, как никакой другой, является неким форпостом между прогрессивным Западом со своими весьма толерантными ценностями и реакционным Востоком в лице России, которая всё дальше и глубже тяготеет к неофеодализму, расширяя полномочия православной церкви и ограничивая гражданские права населения.
Вот и в фильме есть такое противостояние между молодым человеком по имени Вениамин, который объявляет обществу крестовый поход, неуместно цитируя Библию со своими интерпретациями, и молодой учительницей биологии Еленой Львовной, которая проповедует совершенно иные ценности, ставя человека во главу всего сущего.
Если рассматривать историю, рассказанную в фильме, совершенно поверхностно, то станет понятно, что сюжет не пышет новизной, ибо даже в реальной жизни псевдо-пророков хватает, начиная от Виссариона, засевшего в недрах России, заканчивая всякими телевизионными проповедниками в США.
В этой киноленте важны детали и немаловажную роль играют второстепенные по значимости герои.
Например, мама главного героя, которая изначально думает, что её сын балуется наркотиками (опять эти спайсы из проклятого Пиндостана!). Но вскоре к ней приходит понимание того, что зависимость сына хоть и не наркотическая, но тоже весьма тяжёлая, и она не находит ничего лучшего, чем обвинить во всём учителей (как же это знакомо, когда педагоги отвечают за детей, даже будучи в отпуске за пару тысяч километров).
Директор школы, в которой учится Вениамин, пытается плясать танец и нашим и вашим. Попутно она обвиняет ученика в непристойном поведении, а учительницу биологии – в том, что она не хочет играть по правилам Вени.
А Веня не дурак, бросаясь цитатами из Библии не хуже, чем рэпер Oxxxymiron на Versus-баттле своими рифмами, шаг за шагом заставляет плясать весь учительский состав под свою дудку. Начал говорить про слишком откровенные бикини девушек в бассейне, оп, – и они уже в закрытых купальниках. Стал обвинять мать в том, что она развелась, тем самым пустившись в блуд, и вот, родительница начинает ходить к священнику, что Вене тоже не нравится, ибо он считает себя самым главным пророком, а священников — пустозвонами, которым материальные блага дороже спасения души и обретения жизни вечной во Царствии Небесном.
Интересен и персонаж по имени Гриша, который является этаким униженным и оскорблённым инвалидом, у которого одна нога короче другой. Отвергнутый окружающим его социумом, он находит убежище и некое утешение в компании Вени, который считает его своим учеником и пытается исцелить его ноги.
Весьма колоритна учительница истории, которая ходит на уроке с георгиевской ленточкой и рассказывает о Сталине и пользе индустриализации – такая типичная представительница НОД и прочей околополитической чуши, которой в России более, чем достаточно.
Что касается учителя биологии, то она могла бы стать в этом фильме, действительно, положительным персонажем, который борется со всей этой ересью, захватывающей постепенно умы всего преподавательского коллектива школы. Но Елена Львовна несколько далека от идеала, заигрывая с учителем физкультуры прямо на глазах учеников. Возможно, это мелочь, недостойная внимания, но мне почему-то она бросилась в глаза.
На протяжении всего фильма Елена Львовна противостоит сумасшедшему Вене, уходя сама при этом в некое помутнение сознания, пытаясь отыскать прорехи в Библии и трактовать её наперекор пониманию главного героя.
И уже под конец ленты происходит весьма эпичная сцена. Если проводить аналогию с библейским сюжетом, то она очень схожа со сценой искушения Иисуса Христа Сатаной. В ней на тирады молодого пророка учитель биологии отвечает цитатами из Библии, которые не нравятся молодому человеку, уверенному в своей правоте. В итоге всё это противостояние приводит к довольно-таки драматическому финалу, который достоин отдельной похвалы.
Ленту Серебренникова сравнивают с “Левиафаном” Звягинцева, но, несмотря на некоторую схожесть (весьма посредственную), есть значительные различия.
Одно из них – это священнослужители. В “Левиафане” – это обнаглевшие в край попы, которым всё позволено по одной простой причине: “Всякая власть от Бога”, а это значит, что пока местные царьки у власти, то всё просто супер гуд. В “Ученике” же, показанный нам священник – это некая беспомощная и аморфная масса, которая может только предлагать всем брошюрки с цитатами Иоанна Златоуста.
Фильм Серебренникова, несмотря на всю злободневность и драматичность, пронизан юмором, который не позволяет этому фильму скатиться в очередную “чернуху”. И если вы не верите в российский кинематограф, то эта лента весьма подходит для того, чтобы зажечь хотя бы слабую искорку надежды в него.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.