«Это сильнейший город по фристайлу!»: как двое ребят продвигают брестский рэп

Паблик «Брестский рэп» по меркам соцсетей — молодой и неоперившийся. Существует всего несколько месяцев и имеет немного больше чем полтысячи подписчиков. Цепляет он своей активностью: в день выходит порядка 5-7 постов. Более того, благодаря сообществу было проведено три фристайл-баттла. Это стало своего рода перезагрузкой местного движения, которое последнее время не отличалось оффлайн-активностями. Мы встретились с создателями паблика и узнали, чем живет брестская рэп-сцена, какой город сильнее всех во фристайле (да, это Брест) и причем здесь несостоявшийся летний концерт Tony Tonite в «Жемчуге».


С Владом и Катей мы встречаемся в тылу «Альтаира». Здесь пустившие корни новостройки-многоэтажки соседствуют с бетонным забором, одинокими фонарями и DIY-шиномонтажами. Дальше (в сторону Кобринского моста) — непроходимые чащобы, в которых, тем не менее, проходили первые фристайл-баттлы в рамках проекта «Брестский рэп». Но обо всем по порядку.

Катя и Влад знакомы уже около пяти лет. Дружба завязалась на фоне увлечения рэпом. Имея общих друзей, слушающих и пробующих себя в жанре, они пересеклись в одной компании.

— В мою жизнь рэп пришел, когда мне было 7 лет, говорит Влад. — Как и у большинства людей, первым исполнителем был Eminem. Дальше — больше. Я начал охотиться за новой музыкой, скупал диски. Тогда они стоили смешных денег и за теперешних 2 рубля можно было купить приличную пачку «болванок». Такая страсть привела к тому, что в 13 лет я записал свой первый трек и занимаюсь этим по сегодняшний день.

В Катиной жизни рэп появился благодаря друзьям, которые записывали свои треки. После девушка познакомилась со своим будущим парнем A.Proxy — брестским рэпером русского происхождения. На сегодняшний день Катя знает практически все о местной сцене. Этому также поспособствовал паблик «brestblock», в котором девушка была администратором. Он же и подтолкнул ребят к перезагрузке.

— Создатель этого паблика — жена Tony Tonite, — рассказывает Катя.  Все началось с концерта исполнителя в «Жемчуге», на который был выставлен ценник в 30 BYN. Изначально было понятно, что за такую стоимость не будет аншлага. В итоге люди купили билеты, а Tony Tonite вместо сцены вышел из клуба через черный ход. Концерт так и не состоялся. После этого у многих «бомбануло». Влад начал записывать стебные сторисы, в которых задевал музыканта.

— Я считаю, что так нельзя поступать со своими слушателями. Люди купили недешевые билеты. Пусть их и было 20 человек, но они пришли тебя послушать. В итоге я записал на него дисс «30 рублей Жемчуг». После этого он заблокировал меня во всех соцсетях подхватывает Влад.

Обложка к диссу Влада, которую делала Катя

Цепная реакция зацепила и Катю. Она была заблокирована в сообществе, что лишило ее права доступа к группе. В итоге молодые люди, задавшись вопросом «Чем мы хуже?», создали новый паблик о брестском рэпе.

— Наш паблик — далеко не первый, говорит Влад.  Всего их было около пяти. Самый первый был самым многочисленным. В нем состояло около 2500 участников.

Так, конфликт и любовь к брестской сцене привели к новому витку в истории местного рэпа. Ребята говорят, что цель паблика — показать жителям, что в городе есть достойные исполнители. Начав с простых подборок и опросов, Катя и Влад быстро пришли к оффлайновым мероприятиям.

— В свое время я посетил все «БРЕ БАТТЛЫ». В трех принял участие. По организации все было круто, чего не могу сказать об участниках. Многие халатно относились к турниру, не учили тексты. Коснулось это и меня: я частенько забывал то, что было написано предыдущей ночью. Собственно, из-за этого активность «БРЕ БАТТЛА» сошла на нет. Люди перестали видеть в этом интерес. Сейчас время поменялось. Люди сами хотят фристайлить и баттлить, — вводит в курс дела Влад.

— Понятное дело, что мы не собираемся возрождать «БРЕ БАТТЛ» в первоначальном виде. Это было бы неправильно по отношению к организаторам. У нас будет новый продукт со своими фишками и призами, добавляет Катя.

Изначально ребята щупали вектор развития под старым названием «Рифма-ху..ма». Под этим брендом фристайл-баттлы в Бресте проводились с 2013 года. Каждый из них собирал порядка сотни человек. Не обходилось и без нарядов милиции: последние мероприятия проходили на парковке «Виктории». Вызываемый толпой шум мешал местным жителям, и ребята решили сменить локацию. Ими стали городские развалины на улице Папанина, которые вскоре станут типовой застройкой.

На каждый баттл пришло порядка ста человек, говорит Влад.  Выступающие читали под бит по одному куплету. Темы фристайла задавали сами зрители. Если раньше ребята приходили попить пива и почитать в свое удовольствие, то мы принципиально настояли, чтобы участники выступали трезвыми.

Брест — сильнейший по фристайлу город. Я побывал на турнирах в Минске и Могилеве: мне есть с чем сравнить. Колдмэн, A. Proxy, Mike Kill’a, Просто пацан — мощные брестские ребята, которые просто рвут толпу во время своих выступлений.

После двух баттлов Влад и Катя решили двигаться дальше. Сменив название на «Рамс на бит», они начали искать помещение для следующих мероприятий. Выбор пал на караоке-клуб «База», в котором были все условия для следующего баттла: диджей, охрана и оборудование. Однако просто смена локации выглядела бы косметическим ремонтом предыдущего движения. На этот раз ребята нашли спонсоров, которые помогли с призовым фондом. Вместо того, чтобы продолжать постить подборки, они в свободное время искали поддержку от местного бизнеса. Нашли в лице 7 партнеров.

— Все расходы покрывались из собственного кармана, говорит Катя.  Мы специально сделали ограничение по возрасту (16+) и ввели входной билет стоимостью 2 BYN, чтобы отсеять пылких школьников. Однако даже без них на встречу пришло около 150 человек: это просто отличный показатель востребованности жанра!

Выигрышность этого баттла была и в том, что мы сами отобрали участников. Если в прошлых мог участвовать любой желающий, то для этого мы выбрали 8 лучших брестских ребят. Баттл проходил в три этапа. На выступление каждого участника отводилась одна минута. За это время он должен был показать мастерство владения словом и раскрыть заданную тему. В жюри мы пригласили организаторов самых первых фристайл-баттлов, так что они были в теме. В конечном счете, победил Колдмэн — серьезный паренек с Востока.

— В России с баттлами все более или менее понятно. Там часто друг другу противостоят известные личности, и с информацией о сопернике проблем нет. В Бресте, мне кажется, в этом плане тяжело, ты ведь ничего не знаешь о человеке.

— Наоборот! — говорит Влад. — Брест — маленький город, и все друг друга знают. Единственный минус — отсутствие агрессии. Мы все между собой хорошо общаемся, и нам тяжело пусть даже и условно «гнать» друг на друга.

— В рэпе существует стереотип, будто в любом баттле нужно унизить оппонента. Я же выступаю за то, чтобы участники соревновались в своих умениях: технике, подаче и т.д., — добавляет Катя. 

Заговорив о технике и подаче, мы не смогли не затронуть брестскую рэп-сцену. Тем более, что Влад в нее погружен с головой. Наш собеседник отмечает, что, несмотря на популярность рэпа, исполнителей в городе не прибавилось. Наоборот — их стало гораздо меньше, чем 5-10 лет назад. В какой-то степени это связано и с небольшим выбором студий. Те, что есть, кусают молодых рэперов своей стоимостью. Отдать 90 рублей за запись трека готов не каждый.

— Раньше практически у всех читающих ребят дома стоял микрофон, и записать трек можно было за сущие копейки. Теперь же мы пишемся в комнатах. Сами же и сводим, говорит Влад.

Начав читать рэп еще во времена пика популярности Гуфа, Влад отмечает эволюцию жанра. Сейчас практически все переобулись в новую школу. Никто больше не читает о внутренней жизни подвалов и уличном криминале. В плане лирики для Влада примером является Смоки Мо и альбом «Каратэ». Из новой школы выделяет Bumble Beezy, Tyler The Creator и Pharaoh. Одним рэпом не ограничивается: в плейлисте может оказаться как джаз, так и качественная попса.

Что мешает брестским исполнителям выйти за рамки города?  спрашиваем и вытаскиваем ребят на рассуждение.

— На все нужны большие вложения, — говорит Катя.  Мы живем в стране, где хорошие деньги очень тяжело заработать. Далеко не каждый исполнитель может позволить себе запись в студии. Однако и этого мало: без продвижения трек просто утонет в плейлистах интернета. Нужно продвижение. В Бресте есть ребята, которые чего-то добились. Взять того же Tony Tonite. Своим пабликом мы пытаемся помочь и поддержать талантливых исполнителей. Все свободное время мы посвящаем брестскому рэпу. Придумали логотип, который нанесли на майки и кружки. С этой продукции мы не получаем никаких денег: просто популяризируем движение.

 

Планов у ребят много. До Нового года они планируют провести три мероприятия (подробности держат в секрете). Дальше — больше. В мечтах у Кати и Влада — турнир с хорошим призовым фондом. По сути, ребята хотят сделать что-то похожее на российские баттл-площадки с предварительным отбором участников и еженедельной видео-версией поединка на YouTube. Для этого нужны деньги и, конечно же, люди. В наличии последних наши герои не сомневаются: надежда у беларуского рэпа есть. Ведь ты никогда не знаешь, кто выстрелит завтра и променяет затхлый запах урбанистического подвала на уютный свет софитов.


Фото — Роман Чмель, из паблика «Брестский рэп»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: