Протестный рэп и книга года. Что послушать и почитать этой осенью

Подготовили микстейп из русской метафизики, польского black-metal и философии быта. Приятного погружения. 


 

Музыка

Проект могилевчан Дениса Астапова и Ромы Англичанина долгое время существовал в формате ленивой спячки. Выходили из нее ребята крайне редко. Выпустят трек — да обратно нырнут в гастрольно-музыкальную жизнь ЛСП. После смерти Ромы и вовсе казалось, что полноценный релиз ребята оставят лишь для пары десятков своих знакомых. И вот, 14 сентября появляется «Сундук мертвеца» — концептуальная работа, ведущая слушателя от рождения к смерти лирического героя.

Пластинка не поднимает глобальных вопросов. «Сундук мертвеца», наоборот, затрагивает локальное и личное, ограничивая их пару десяткой квадратных метров. Здесь даже глагольные рифмы (на которые у рэперов наложено вето) смотрятся органично и к месту по причине прозаичности повествования.

Пользуясь классической схемой «Смертельный номер — жил и помер», ребята не открыли миру ничего нового. Это отменное повествование, в котором смерть и карета скорой помощи работают заодно, тихонько ожидая выноса тела из дома. Тела, которое так и не смогло преодолеть обидную парадигму «Говорили мне родители, что хотели победителя, как дурак получился — просто удивительно».

Пионерлагерь Пыльная Радуга — одна из тех гитарных групп, звучание которых можно угадать по культовым Пельшевским нотам. Неподготовленным слушателям может показаться, что это очередные нирванофилы, но нет. Ребята из Твери еще в первых релизах разобрали гранж на мелкие детали, выкинув лишнее.

Звучание ППР — музыкальный деконструктор, собранный нелогично, рвано и при этом угадываемо мелодично. Даже ностальгически милые ляписовские «Огоньки» в их исполнении звучат так, будто Снеговичок плачет и падает после долгих и безрезультатных походов к психиатру.

В последнем альбоме музыкальная шизофрения ППР достигла критической отметки. Этот эффект усиливается еще и лирикой: истерически надрывной и резко срывающейся в поэзию. Здесь, как и в «Сундуке мертвеца» Грязи, одним из главных героев является смерть. Но если у беларусов она носит сакральный и прозаично пугающий характер, то ППР ее вырвали из постжизненного существования и поместили в бытовые условия. И ей на этом альбоме приходится весьма несладко.

Альбом дуэта Евгения Алехина и Михаила Енотова не назовешь свежим. Вышедший в начале 2018 года, он запросто может претендовать на звание лучшей русскоязычной пластинки года.

Повзрослевшие «дети Дельфина» (музыканты сами себя так в шутку называют) вернулись с одноименным альбомом спустя 8 лет. За это время ребят хорошенько «проштормило»: разводы, психушка, приход к Богу. Все это отразилось и на лирике, которая на альбоме превратилась в исповедь.

Пластинка вышла поэтической. Слов здесь много, и все по делу. Однако это не spoken word в духе Hotel Books. Это даже не Дельфин со своей многозначительной концептуальностью. Ночные Грузчики — это голос миллениала, у которого за плечами рюкзак, набитый осколками жизни. Поэзия Енотова и Алехина — способ разобраться с собой и окружающей действительностью. Здесь нет конкретных локаций: все абстрактное должно оставаться абстрактным.

На новой пластинке нью-йоркские постпанкеры не изменяют себе: здесь все тот же узнаваемый Interpol времен Obstacle. Однако, несмотря на это, коллективу не хочется предъявить за самоповторы и творческое выгорание. Во-первых, Interpol  — группа, которая имеет характерный почерк.

Вокал Пола Бэнкса сложно спутать с миллионами шипящих басом глоток. Во-вторых, Interpol — законодатели стиля, который они развивают путем ежеальбомного перепахивания. Если кто-то думает, что ребята не готовы экспериментировать, тогда стоит ознакомиться с совместным альбом Пола Бэнкса и RZA из Wu-Tang Clan.

«Marauder» вышел заведомо меланхоличным, с фирменным «интерполовским» звучанием. Так могла бы выглядеть Петля Пристрастия при получении всеми участниками группы Green Card и стабильно сытой жизни. В конечном итоге перед нами 13 треков о любви, тоске, рефлексии и обо всем том, что тебя беспокоит этой осенью.

21-летний Иван Дремин из Уфы решил, что вносить бургерные blowjob-мотивы в уши подростков во втором альбоме будет неправильно — и вывернул свое творчество наизнанку. «Пути неисповедимы» — 8-трековый рассказ о внутреннем положении дел в России. Здесь достается всем: ментам, попам и всем власть имущим. Понимая, на какую аудиторию он работает, рэпер не заморачивается «горгородскими» аллегориями. Стреляет напрямую, зачастую рифмуя глаголы и, неудачно, существительные.

Несмотря на торчащие минусы, «Пути неисповедимы» — сильный альбом. Здесь можно увидеть как отсылки к Мандельштаму, так и интересные словесные ходы. «Если страны — это времена года, тогда Россия — осень» — готовая цитата, из которой смело можно делать принт на свитшоты.

Вполне возможно, что «Пути неисповедимы» — грамотный маркетинговый ход, и третий альбом Ивана будет посвящен «лучшему другу — Путину». Но изначально запись такого острого релиза в стране нарастающего неофеодализма требует мужества.

Самая известная и скандальная польская группа разродилась новым альбомом спустя 4 года. Это логическое продолжение «The Satanist», к которому подключились детский хор, орган и чистый вокал Адама Дарского (вокалиста Behemoth). Поляки не изменили себе — и снова поют о той стороне религии, о которой клирики предпочитают умалчивать. Однако в этом альбоме к музыкальной части присоединилась еще и искусствоведческая.

Понимая, что за 4 года ориентиры сместились и метал остался на задворках музыки, Behemoth начали вытрясать из шоу-бизнеса монетное содержимое. Так, первым синглом коллектива стала работа под названием «God=Dog». На нее же и был снят клип, повествующий о жизни в Аду глазами музыкантов.

Коллектив решил использовать говорящее название трека по полной — и пошел дальше, выпустив корм для собак в виде перевернутых крестов. Но и это еще не все. Презентация альбома в европейских столицах прошла в формате фотовыставки «Thou Art Darkest».

Тема все та же – 50 оттенков темной стороны христианства и загробной жизни. На днях стало известно, что уже заключен контракт с американской пивоварней, которая выпустит пиво «Wolf of Siberia» под брендом Behemoth. Таким образом главные враги католической церкви под собственные приблэкованные дэт-метал запилы создают успешный маркетинговый кейс на полыхающих пятых точках.

Уже не новый альбом предводителя «Антихайпа» Гнойного. В отличие от остальных своих релизов, где он в разных ипостасях троллит Оксимирона и весь русский рэп, «Солнце мертвых» — (тире) один из самых «русских» альбомов русского рэпа. При кажущейся, на первый взгляд, непереносимости (заунывный флоу, посредственные биты) пластинка гипнопедическим образом заставляет себя переслушивать раз за разом.

Летовский лексикон здесь переплетается с мамлеевскими сюжетами (о нем чуть ниже). Такая картина русской хтони притягивает нездоровым образом. От альбома можно запросто начать звереть, ибо здесь лирический герой то падает к смерти в лукошко, то бродит шатуном по миру. На альбоме Гнойного возможно все: от целебных свойств болотный травы (которая лечит Чикатило) до упоминания поэзии Вовочки Муханкина.

Литература

Юрий Мамлеев «Шатуны»

Так плавно от музыкальной составляющей мы переходим к литературной. Описать роман главного литературного метафизика России можно было бы только датой создания: 1966 год. Именно в это время в «Самиздате» появилась первая версия гротескного произведения. Герои «Шатунов» — безликие плотские существа, внешним видом напоминающие людей. Главный предмет их исследования — смерть и все, что следует за ней.

«Шатуны» — тяжелое произведение. Речь идет не о стилистике: произведение Мамлеева написано простым, считай, народным языком. Отсюда оно становится еще более жутким и пугающим. Напиши такое Сорокин в нулевых — все бы ужаснулись, ахнули и восхитились.

Мамлеев же родил «Шатунов» в стране, где цензура чистила даже беззубых литераторов. Своим произведением великий русский писатель и философ настолько опередил время, что официально роман был опубликован только в 1980 году в Чикаго. Даже свободолюбивых американцев ужаснула начинка «Шатунов».

Роман Сенчин «Елтышевы»

Российский современник в какой-то степени пошел по стопам Мамлеева. Однако, в отличие от метафизика, он в своих произведениях исследует исключительно жизнь обычных людей. Его проза настолько прозаична, что волей-неволей начинаешь проводить параллели с отдельными кинолентами Балабанова.

«Елтышевы» — небольшой роман о том, как жизнь в одночасье может полететь  в то место, откуда она и появилась. Писатель неспроста назвал произведение фамилией главных героев. Здесь рассказ о них и их моральном падении на фоне аморального общества. Все начинается с того, что глава семейства превышает служебные полномочия и вылетает со свистом из внутренних органов. Семья должна освободить служебную квартиру. Денег на съемную в городе нет.

Елтышевы уезжают в деревню к родственнице, где и начинается постраничное пробивание жизненного дна. Сенчин описывает быт отстраненно-холодным языком. Со знанием дела автор абзац за абзацем погружает читателя в российскую глубинку. На страницах «Елтышевых» даже самому заядлому пессимисту будет казаться, что еще чуть-чуть — и герои выберутся из круга неудач. Однако с каждой главой они будут заходить на новый.

Алексей Сальников «Петровы в гриппе и вокруг него»

Роман, который был обласкан практически всеми литературными премиями страны-соседки. И не зря. Написанное малоизвестным (до этого) поэтом, произведение выстрелило благодаря языку: острому, свежему и хлесткому. Сюжет романа строится на фоне самой мейнстримовой болезни — гриппа.

Главные герои Петровы — супруги в разводе. Он автослесарь, мечтающий прославиться на рисовании комиксов. Она маньяк-библиотекарь, которой периодически нужно выходить на охоту. Помимо собственных тараканов, у них есть еще сын — копия Петрова-старшего.

Сюжетную линию романа уловить весьма тяжело. Возможно, это даже и не стоит пытаться сделать. Повествуя попеременно о главных героях, Сальников подкупает слогом. Мы клянемся, что такой «вкусной» литературы вы не читали давно. Язык писателя сложный, но умение распоряжаться словом подкупает.

Несмотря на весь сюрреализм происходящего (здесь и угон катафалка с трупом, и помощь лучшему другу в самоубийстве), роман заходит легко и оставляет чувство насыщения, не вызывающее тяжесть.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: