«Я горящий гедонист». И еще несколько фактов о главном фотографе Бинокля”

Единственный человек, мимо дня рождения которого мы единогласно не можем пройти всей редакцией (и вам не советуем), — Роман Чмель. Он соавтор почти всех наших материалов, свою лепту внося фотоснимками. В предверии своего дня рождения Рома ответил на вопросы своего друга (ответил так, что за душу берет), а мы все почитали и с вами делимся.

Рома, я решил сделать самое хорошее интервью с самым хорошим фотографом, но с самыми плохими вопросами. Я вбил в поиске Google запрос «100 вопросов для интервью», и он мне выдал первую часть вопросов Роме-человеку. Я вбил «100 вопросов фотографу», и он выдал вторую часть вопросов Роме-фотографу!

1 часть. РОМА ЧМЕЛЬ — ЧЕЛОВЕК

Начнем со смешного. Когда ты в последний раз плакал?

Это несмешная шутка! (смеется) Это грустная шутка! Полгода назад. Весной… (пауза) От безысходности.

Если бы ты поймал золотую рыбку, то какое бы желание ты ей загадал?

Ой, я уже давно жду этого момента! (смеется)

Вообще, в нашей стране все надежды на золотую рыбку! Что бы я загадал? Эм… Ну, материальное, наверное, что-то. То, чего нам всем так не хватает.

Но есть же люди, которым всего хватает?

Да нет таких! Я таких ещё не встречал!

Что бы ты хотел изменить в своем прошлом? И почему?

Я бы не пошёл в университет, а начал бы заниматься нормальным и полезным делом. Возможно, приложил бы силы для того, чтобы уехать за границу. В таких случаях можно предъявлять претензии родителям, конечно: типа, куда вы смотрели, почему я в пед поступал, а не в Лодзь? Но если серьезно, то я шел по пути наименьшего сопротивления. Теперь я психолог, и зачем мне это по сути нужно сейчас?! Универ — это впустую потраченное время, практически. Хотя я не жалею об этом как о беззаботном и веселом времени.

Вопрос к психологу. Стал бы ты дружить со своим двойником?

Вопрос, конечно, с подвохом! (смеется) Да, скорее всего, стал бы. Тут, наверное, сработало бы ощущение одной волны. Порой не хватает близкого по духу человека. Вот, допустим, я сейчас смотрю хоккей, а не с кем обсудить хоккей, потому что никто хоккей не смотрит. Нет такого у меня, чтобы «Вот ты видел, что сделал Майерс в том матче?!».

Считаешь ли ты себя примером для подражания?

Примером для подражания? Примером для подражания в фотографии? Наверное, нет. А вот в жизни…Это, скорее всего, пример в духе «Смотри, будешь себя так вести, будешь таким, как он!».

На что тебе не хватает смелости?

Уехать отсюда. Хоть в Тересполь! Там не хуже/не лучше — просто по-другому. Я уже уезжал, но с мыслью, что вернусь обязательно. Полгода максимум! Классно, когда это происходит спонтанно, но у меня найдётся 150 причин, чтобы этого не делать сейчас!

Говорят, что в жизни нужно попробовать все. Есть ли вещи, которые ты никогда не попробуешь?

Сложно зарекаться.

Ну, допустим, героин ты попробуешь? С той мыслью, что после одного раза тебе конец!

Ну кто его знает? Вполне всё может быть. Вдруг жизнь пойдёт по непонятной тропе, или, допустим, ты станешь жертвой какого-нибудь розыгрыша (типа «подмешали героин в водку»). Я бы не зарекался!

Во что ты верил в ранний период своего творчества или в детстве?

Ну, когда закончится ранний период творчества, я смогу об этом говорить! (смеется) А в детстве… Детство у меня было автомобильное — я максимально увлекался машинами. У меня было 150.000.000 разных газет и журналов, из которых я вырезал машины и заклеивал ими все стены в комнате (и даже потолок). У меня была коллекция вкладышей от жвачки Turbo, около тысячи. Я ими тоже заклеил всю стену.

Я рос в Высоком. Футбол, максимум времени на улице, всякие «берики», «пекари», «войнушки» — вот это вдохновляло! Не было компьютеров, не было интернета. Всякое искусство, творчество, живопись и музыка мне были вообще не интересны. Я слушал группу «Руки вверх», «Демо». Мой музыкальный уровень был не выше сборника «Союз»!

Что для тебя главное в жизни?

Кайф! (смеется) Удовольствие! Я горящий гедонист!

Как ты выбрал свою профессию?

Неосознанно. Однажды возникла идея поехать поработать на круизном лайнере. Я связался с конторой, предоставляющей работу, и решил: какая вакансия будет первой свободной — туда и пойду. Мне предложили работу фотографа. Собрал по знакомым какое-то портфолио (тогда уже был зеркалки у людей) — и отослал. Это были чужие фотографии. На тот момент я зеркальный фотоаппарат даже в руках никогда не держал. Я собрал все нужные документы, а моё портфолио закатило. Помню тот момент, когда оказался на корабле и мне в руки дали фотоаппарат, и еще спросили с какой-то подколкой: «Ты фотографировать-то хоть умеешь?»(смеется).

Меня в первый же день отправили в бой снимать гостей за ужином. Как это было: тебе выделяют секцию из 200 столов, и ты к каждому столу подходишь, представляешься и делаешь снимки. Через четыре стола ты говорить уже не можешь, а тебе еще час работы. За один круиз печаталось от 22 до 26 тысяч фотографий. Семь месяцев я был на корабле, который плыл по маршруту Майами-Багамы и обратно. В каюте два человека. Вначале я жил с индусом, потом он женился прямо на корабле на китаянке, и мы жили втроем. Я сплю очень крепко, и поэтому всю их личную жизнь я по сути не слышал. Корабль — это Содом и Гоморра, это такой траходром, что мама не горюй!

Ну, на самом деле, если ты хочешь ненавидеть фотографию и людей — вали на корабль фотографом работать! Тогда мне было 26 лет.

Если бы у тебя был 1.000.000$, что бы ты приобрёл в первую очередь?

Ой быстрее бы! (смеется) Хотя у меня мышление нищеброда. Я вообще не знаю, как распоряжаться деньгами и что с ними делать!

Как ты относишься к браку?

Нейтрально. Не против и не за.

Существует ли дружба между мужчиной и женщиной?

Нет. Ты никогда не будешь общаться с той барышней, с которой бы ты подсознательно не хотел чего-то большего.

Смог бы ты простить измену?

Измену кого и кому? Сложно ответить. На такие вопросы можно ответить, если ты сам был в такой ситуации. Там может присутствовать много всяких нюансов: кому, с кем, при каких обстоятельствах. Это очень сложно.

Считаешь ли ты правдой мнение, что домашние животные похожи на своих хозяев?

Да, конечно! Наш кот на меня точно похож.

Хотел бы ты сменить пол (хотя бы на время)?

(смеется) Ну нет, не хотел бы, мне так комфортно. Но я не гомофоб, я не против всего этого, наоборот — только за! Я очень хорошо отношусь к людям с нетрадиционной ориентацией. Я за самовыражение! Это нормально.

Что из даров смерти ты бы выбрал: мантию-невидимку, бузинную палочку или воскрешающий камень?

Мантию-невидимку, конечно же! (смеется) Это же идеально!

Если бы была возможность поменять фамилию, то какую бы ты выбрал?

Что-нибудь еврейское. Роземберг! (смеется) Есть такое понятие, как «еврейская натура», и со мной это как-то перекликается. Я сам не отрицаю наличие во мне каких-то там еврейских корней. Раньше меня это напрягало, но сейчас я отношусь к этому спокойно. Время сейчас располагает! (улыбается)

Хотел бы ты, чтобы про тебя написали книгу? И прожил ли ты уже свою жизнь так, чтобы эту книгу было приятно и интересно читать большой аудитории?

Клааасс! (смеется) Конечно нет! Я не тщеславный человек! Я знаю, что моя жизнь интересна определённым людям в определённые моменты. Ну а так, чтобы сесть и интересно было о моей жизни читать, — наверное, нет.

Как ты проводишь своё свободное время?

Ой, у меня нет свободного времени! Сплю! (улыбается)

Последние года два с Биноклем’’ свободного времени как такового у меня и нет. Я перестал кино смотреть. Я сериалы начал смотреть. Сериалы круче кино!

Чувствовал ли ты когда-нибудь себя одиноким на Новый год?

Именно на Новый год? Да.

Какой самый интересный комплимент тебе когда-либо делали? В качестве хотя бы комментария под фото твоего авторства.

Ну это же не мне! Это человеку, который на фотографии. Я только кнопку нажимаю.

Ты получаешь оргазм во время секса?

(смеется) Ну, мне кажется, что мы (мужики) так устроены: у нас по-другому и не бывает.

Чего бы ты хотел избежать в отношениях?

Недопонимания.

2 часть. РОМА ЧМЕЛЬ — ФОТОГРАФ

В каком месте лучше снимать?

(смеется) В каком лучше? (пауза) Чем хуже место, чем сложнее снимать, тем лучше прослеживается мастерство фотографа. Да, можно выехать на Ионическое море, дождаться заката, сфотографировать все это с белыми домиками на побережье и говорить о том, что это классная фотография. Но нет! Это стопроцентно убогая фотография. Вы в столовой Жабинки сфотографируйте свадьбу так, чтоб круто было! Вот это будет уровень! Самая хреновая локация для фотографии в Бресте — это кофейня «Paragraph» на Карбышева. Там все жутко тёмное, а через эту большую витрину ещё и видно павильон «Памятники» и забегаловку на другой стороне. Я имею в виду, это то, где я снимал в последнее время. У нас в стране пока нет такого, чтобы перед тем, как делать интерьер заведения, его тестировали на фотогеничность. Чем больше люди делают селфи — тем больше рекламы для заведения. А селфи будут делать именно в тех местах, откуда будут выходить лучшие фото.

Как правильно фотографировать?

Мне бы кто сказал, как правильно фотографировать! (смеется) С погружением! Если ты погружаешься, тогда ты все правильно делаешь, не халтуришь!

Как снимать в заброшенных зданиях?

Вот! Это единственная отдушина, которая у нас осталась. Хотя это все, конечно, заколачивается сейчас. По сути, именно в заброшках у нас ещё остались вот эти советские обои и деревянные полы — тот самый антураж. Вот мы делали съемку в швейном колледже на Янки Купалы, вот там это ещё сохранилось. Всё это нужно законсервировать и сделать музей!

Как начать работать в жанре НЮ?

Главное — не начинать работать в жанре НЮ! Молю! (смеется) Это очень сложно, и зачем это?

Наверное, сиськами голыми это все и мотивируется. Насмотрятся Марата Сафина — и погнали! Это питерский очень крутой фотограф. У него максимально крутая обработка. Конечно, я тоже фотографировал ню. Будучи фотографом, ты хочешь попробовать себя в разных направлениях, чтобы найти свое. Находишь знакомых и начинаешь подготавливать почву…

На что нужно обращать внимание начинающему фотографу перед тем, как снимать свадьбу?

На жениха с невестой! (смеется) Съемка свадьбы — это очень сложно и эмоционально, и физически. Нужно не упустить ничего, чтобы все были на фотографиях, чтобы никого не обидеть. Все эти бабушки-дедушки, родители, свидетели, сваты. И все должны быть красивыми, с открытыми глазами, улыбающимися. Всё это очень выматывает и очень истощает. Но ещё, самое жёсткое — это их обработать потом!

Можно ли снять шедевр на телефон?

Да! Все репортажную съемку сейчас так делают. Сложно представить фотографа с большим фотоаппаратом, который пытается быть во всех местах и всегда. Сейчас важно именно событие. На композицию, свет и всё остальное никто уже не смотрит. Лежит ребёнок в луже крови в Сирии — и фотографии с примитивной фронтальной композицией дают премию. Только событие! Попал на это событие с крутой топовой техникой, сделал кадр — и получил премию! Конечно, если то же самое ты сфотографируешь на телефон — премию ты не получишь.

Используешь Photoshop?

Конечно. Фотошоп — это такой же инструмент, как и фотоаппарат. Он исправляет какие-то косяки. Допустим, снимаешь ты на кураже, отснял всё, пришел домой, смотришь материал, а там в кадр бутылка влезла или чье-то пьяное лицо. Ну и правишь это все. Ты этого как зритель потом не заметишь.

Как одеваться фотографу?

Максимально незаметно, невзрачно и удобно. Нет, ну есть, конечно, ребята, которые одеваются в белые рубашки, жилеты и бабочки, носят кожаные ремни-портупеи для фотоаппаратов. Но я считаю это лишним. Только если, возможно, есть какой-то определённый дресс-код на мероприятии и необходимо быть именно так одетым. Но это не у нас.

Каких клиентов необходимо избегать фотографу?

Всратых! (смеется)

Конечно, очень круто, когда у тебя есть такая привилегия и такая возможность, чтобы сказать нет по каким-то своим соображениям. Если такого нет и необходимо зарабатывать деньги или собирать портфолио, тогда ты закрываешь глаза на все косяки, потому что клиент всегда прав, и он специалист и бог в фотографии.

Лично от меня вопрос. Обычный человек, оказавшись перед камерой, моментально начинает теряться, смущаться и вести себя крайне неестественно. Было ли у тебя такое, что ты как фотограф начинал теряться и смущаться, увидев определенного человека уже в объективе?

Когда ты снимаешь портрет, это всегда такое интимное действо. И в любом случае ты волнуешься так же, как модель. У меня есть такая черта: когда я общаюсь с людьми, то я им в глаза не смотрю. Мне страшно. Это откровение некое. Когда снимаешь репортаж, когда ходишь в толпе на концерте и клацаешь людей, есть такой момент, будто вместо тебя люди видят солдата с винтовкой и начинают закрываться руками, или камеру закрывать. А есть ребята, которые, расправив грудь, смотрят тебе прямо в лицо, прямо в глаза. И в такие моменты ты плывешь. И это круто! На «Городе света» девочка такая была!Что подарить фотографу?

Объективы дарите или пленку! (смеется)

У фотографов тоже случается депрессия? Как с ней бороться?

Фотограф — это вообще одна сплошная депрессия! (смеется)То свет не тот, то объектива такого нет, то модель некрасивая, то макияж не очень!

Талантливый человек обязательно пьющий?

Пить нужно! (смеется)Я не за выпивку, конечно! Алкоголь на талант не влияет никак. Он только отдаляет и расслабляет.

Твои кумиры и авторитеты в фотографии.

Агентство «Magnum Photos» — очень крутые ребята в плане репортажа.
Есть фотографы из разряда дзен, как я их называю. Гарри Груйер, Марк Пауэр, Алек Сот, Сол Лейтер. Это когда на фото простое место, закоулок, но он сфоткан так, что ты офигеваешь от того, что и как сделано.

Есть еще такие фотографы, как Грегори Крюдсон, которые ради одной фотографии могут арендовать целый город. Но, когда ты смотришь на фото, ты, конечно, этого не понимаешь, если ты не подготовлен. Это то, что касается постановочной фотографии. Это не понты. Это очень круто. Это когда ты все перепробовал и у тебя есть средства, ты ищешь. Все хотят достичь такого. И я хочу такого.

Крутая камера — это всего лишь инструмент. Сам фотограф — это в первую очередь голова и мозг! Смысл в содержании, в моменте!

Все это — опыт. Ты умеешь предсказать и предвидеть. Если это концерт — ты уже примерно понимаешь, что сейчас будет происходить. Тем более, если ты был на этой группе не раз и ты знаешь, что на этой песне «Nizkiz» будут поливать всех водой, и ты уже сам выбираешь нужный ракурс!

Скажи, это с опытом уже приходит, когда Рома Чмель без майки слемится в толпе и, держа на вытянутой вверх руке камеру, стреляет? И по факту — эти фото крутые!

Это и есть погружение, о котором я говорил! Я не из тех, кто на работе, допустим, не пьет. Если ты пришел на концерт — ты должен все это прочувствовать, колбаситься со всеми! Да, есть стрем побить фотоаппарат, но это все фигня — оно того стоит! И я не из тех «фотографов-1500», которые настреливают по максимуму, а потом выбирают. С концерта в среднем у меня получается 200-300 фотографий. Из них я выбираю примерно 100, из 100 годных 50, которые я в репортаж бы вставлял. Есть какое-то предвидение, что вот сейчас будет классно!

Я не могу просто так стоять между сценой и турникетом, где находится официальное место для прессы. К примеру, когда мы были на «Brutto», было много фотографов, потом повыходили репортажи. Понятно, что 90% репортажей будут с одних ракурсов: типа пару фоток зала, и все остальные — фото Михалка. Я тогда специально пошел в толпу. А через толпу пройти на концерте крайне не просто, потому что все пихаются, ворчат, толкают. Они не понимают, что я пройду, сделаю пару фотографий, стоя спиной к сцене, и уйду. Никто в репортаже не показывает лица с концерта, крайне редко. На «Дай Дарогу!» отхватывал локтями, ноги оттаптывали, камеру от ударов закрывал руками.

Какой самый крутой фоторепортаж с концерта у тебя был?

Концерт «ЛСП» очень понравился! Но тут еще из-за события, энергетики. Очень классный молодой зритель. У них нет такой темы, как быковать: типа «Бля, ты мне мешаешь смотреть!». Ты через толпу проходишь, тебя пропускают. Если заденут, то извиняются. Молодежь более открыта! Они не боятся фотоаппарата. Они новое поколение соцсетей. Они понимают, что эта фотка для инсты будет крутой, если выйдет в репортаже и т.д.

Ты от ментов получал?

(смеется)На меня один раз вызвали наряд в «Золотом теленке». Это такой баруха-притон на Молодогвардейской среди малосемеек. Местные родители привели туда детей какой-то там праздник отмечать. Сами сидят-прибухивают, а отпрыски под «Мама Люба, давай-давай!» отплясывают. Я тогда ходил официантов исподтишка фотографировал, ну и сделал пару общих кадров. Эти подпившие родители налетели с претензиями, что я их детей фотографирую, вызвали администрацию, потом — милицию, потом — участкового. Но те нам ничего сделать по сути и не могли. Мы вообще никак не нарушали!

В Минске нас однажды ОМОН вязал. Я отснял репортаж про бар «Центральный», и, когда она уже закрывалась, мы взяли недопитое и пошли во двор. Стоим, разговариваем, уже и не пил никто — прилетает ОМОН и с ходу начинает сумки хватать, досматривать. Хотя, конечно, никакого права у них на это не было. Ну и нашли открытую бутылку в рюкзаке у одного чувака. Начали его вязать, второй вступился: «На каком основании?». Начали вязать и его за компанию. Я достаю камеру и начинаю снимать. Руки трясутся, ноги трясутся, но я снимаю. ОМОНовец один начинает на меня наезжать, чтобы камеру убрал, а я в ответ то же самое говорю. Все думали, что вот сейчас и меня третьим повяжут. Подъехал бус, ребят начинают грузить, я снимаю их, снимаю номера, меня еще раз толкнул ОМОНовец, но я удержался, не упал и камеру не уронил. Ну все! Их увезли, а меня оставили!

Чего ты боишься больше всего в жизни?

Ничего.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: