«Флексить не мешки ворочать» — примерно так будут ворчать в старости представители поколения Y, у которых когда-то не хватило смелости взять в руки микрофон и расстрелять панчами сына маминой подруги. Но этот текст не о них, а о тех, кто агрессию превращает в слова, а ненависть — в рифмы (пусть и квадратные). И как было сказано одним мудрым человеком: «Ты не брестский рэпер, если не забыл текст во время баттла».
В воскресенье клуб «База» был закрыт на спецобслуживание. На этот раз здесь собрались не адепты мастерства пения Ваенги и Лепса под минус (и под телевизор), а последователи грайм-скороговорок, написанных с одной целью — выпустить пар и дать словесных лещей сопернику по баттл-рингу. Повод стоящий: финал первого 140 BPM баттла «Рамс на бит».
Событие — нарочито локальное и напоминающее встречу старых друзей. Каждый второй на стиле, каждый первый — с бутылкой «Heineken» в руках. Это запросто могла быть живая реклама бодрого second—hand с casual—стаффом, но недоуменное «Так кто в итоге лучший брестский рэпер?» облегченно приземляло с мыслью «Ты не один такой». Примерную картину можно было наблюдать лет десять назад на концерте стрит-панков «Mister X», где приходилось ловить недоуменные взгляды скинхедов, устремленные на твои лидские кеды. Даже при имеющемся астигматизме они никак не напоминали Dr.Martens.
Однако эволюция зашагала в сторону пространственного дзена, и всем стало на тебя плевать. Мизантропы вздохнули и вылезли из нор с домашними заготовками. По крайней мере, так казалось у D—VAK — участника первого баттла против South—West (Zarechnyj crew, так сказать). Чтение текста с телефона на баттле не одобрила бы ни одна учительница русского языка (максимум — поставила бы восьмерку за старание и интонацию). Юго-Запад же истерично разносил соперника, срываясь на скрим, которым иногда радуют Ghostemane и Bones.
Панчи, наверное, тоже были. Но вот словесная каша выходила с комочками, и единственное, что мы вырвали из контекста, — это повторяющееся «Девочка моя, выходи со мной на бис. Меня батя не пускает, ээээ, он завис». Публика ликовала — ей зашло. Зашло и судьям — 3:0 в пользу Юго-Запада.
Следующими вне конкурса поплеваться желчью в микрофон вышли Дабуг и Зефир. Никнейм последнего кричал о том, что несколько панчей прилетит именно в эту сторону. Так и вышло. Зефир же стрелял на дзене при помощи фристайла. Без домашних заготовок, примерив на себя роль акына, он выпалил один из мощнейших панчей вечера: «Ставьте против меня кого угодно, меня крестила сама Ева Польна». Если бы не откровенно слабый третий раунд Зефира, он запросто мог бы добавить очков в копилку собственного ЧСВ. Однако чтение под бит Гуфа хорошо бы зашло на уютном квартирнике, но не там, где толпа ждет мяса, пота и крови. 2:1 в пользу Дабуга.
К третьему баттлу подтянулись маскулинные групиз со стороны Кенни. Рэпер мог бы просто зачитать Бродского под бит, и этого хватило бы для восторженных улюлюканий за его спиной. Толпа давила напором, и остроумные панчи противника по поводу маски оппонента («Слушай, щенок, я к твоему наморднику взял поводок») утонули в глубине восторженных, подогретыми пивом и энергетиками, воплях. Кураж перекинулся и на судей: сухая победа ушла к андердогу из South Park.
Перед финальным панч-сражением бойцы рэп-фронта двинулись на коллективный перекур. Кто-то проводил ликбез по семиотике собственных татуировок, кто-то, вырвав микрофон у ведущего, просил пожертвовать пару копеек в фонд защиты животных вместо фонда пост-баттлового пиваса. Дело хорошее: с момента коробочек «Food not bombs» инициативы на локальных концертах возникали нечасто.
К финалу просили всех собраться. Кислые мины — отойти на задний план, желающие пошуметь — окружить участников. Камера, мотор — и все готово к съемке исторического события, к финалу которого подошли двое — Просто Пацан и Mihanik. Казалось, вот-вот — и сейчас разлетятся панчи, размахнется флоу.
Но нет. В двух раундах из трех Просто Пацана настигла самая страшная кара баттл-рэпера — забытый текст. Такой конфуз не прощается, даже если внутри черепной коробки исполнителя все разложено по фактам. В итоге Mihanik забыл чуть меньше кусков текста и победил. Ему — смешанное чувство победы, призовой фонд в сто рублей и сертификат в студию звукозаписи. Просто Пацану — утешительный приз в виде абонемента в тату-салон.
В итоге финальный баттл оказался куда слабее своего саппорта. Возможно, это банальная нехватка времени из-за работы, обычная юношеская прокрастинация, благородный тупняк или коктейль из всего вышеперечисленного. Как ни крути, брестская рэп-сцена пытается выпрыгнуть из собственных широких штанов и переодеться в неубиваемые трендами и модой Wrangler-ы. Локальность одновременно мешает и толкает на новую ступеньку. В Бресте вряд ли объявится свой Швыдкой, который позовет обсуждать творчество баттл-рэперов в контексте истории поэзии. Однако, пока есть юношеский запал, можно оттачивать рифмы, тренировать интонацию и создавать альтернативную антологию брестского современного речитатива.
Фотографии — Роман Чмель
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.