“Тут заўсёды клёва, заўжды ху*ва”, — поэт Сергей Прилуцкий о тысячелетии с шашлычками и Бресте в 90-е

Таких стихов о Бресте вы, наверное, не слышали. Поэт из Бреста Сергей Прилуцкий предлагает сдвинуть крепость, скептически относится к «тысячебесию» и вообще непривычно для наших мест критичен и дерзок в рифмах.


Некоторые его суждения звучат как провокация, а некоторые — как то, что, как принято, мы все понимаем, но не говорим. Сейчас поэт живет в Украине вместе с женой: она тоже занимается литературой. Мы встретились с литераторами, поговорили и пометили тезисно их мысли о юбилее города, оккупационных символах на брестских улицах и престиже бедных филфаков. Начали разговор по традиции с «А как у вас в Украине там?».

Осторожно, ненормативная лексика и сарказм!

Про то, что в Украине плевать на президентский кортеж

Украина до 2014 года — страна мирного расп***яйства. Я приехал из полуавторитарной Беларуси в «вясёлы хаос», где все бухают и где всем плевать на проезжающий в этот момент президентский кортеж.

Так было до конца 2013 года. Когда началась война — все стало по-другому. Украина пусть и осталась веселой страной, но с поправкой на внутреннюю трагедию. Веселиться на полную — не то время.

Про то, как хочется быстрых изменений в стране

Алена (жена поэта): Тот, кто хочет свалить из страны (из Украины), — сваливает. Многие разочарованы, надежды не оправдались. Изменения шли небольшими шагами, а хотелось, чтобы бац-бац — и сразу город-сад.

В стране начался рост гражданского общества, многие общественные деятели пошли в политику. Началось взросление нации, каждого человека. До этого люди воспринимали жизнь как фестиваль — живи быстро, умри молодым. А когда поняли, что смерть может быть совсем рядом, — задумались.

Про Зеленского (куда ж без этого)

Алена (жена поэта): Зеленский однозначно красавчик, но не президент. Это человек без политического опыта и понимания того, что происходит в стране. Все его месседжи — популистские и не подтверждены фактами. Порошенко был не выгоден России, и против него развернулась целая кампания по принципу «Враг моего врага — мой друг».

Честно, я  не знаю, как может спасти Украину картонный мальчик в телевизоре.

Наконец, про Брест — про девяностые в городе

Никакого негатива к этому периоду я не испытываю, ведь это был подростково-юношеский период, когда многие вещи происходили впервые: первое бухло, первая девушка и так далее. Да, я помню первую перестрелку в ночном клубе Бреста. Но тогда это воспринималось как нечто обыденное.

Я люблю гэты ціхі і злы раён.
Тут заўсёды клёва, заўжды ху*ва.
Праз дарогу — могілкі і прытон.
Трошкі далей — элітная забудова.

Гопничество в 90-е плавно перетекло из Советского Союза. Гопники пи**или длинноволосых, из-за этого ночные похождения по городу превращались в рулетку: прилетит/не прилетит. Помню, возвращался ночью домой — и слышу: «Э, а ты чё с длинными волосами?». Не растерялся, ответил, что иду в парикмахерскую. Вроде поверили.

Про идеологический отдел исполкома

В 2005 году я решил договориться с Хадановичем, Орловым, Рязановым (литераторы) и организовать поэтический вечер в библиотеке. Пришел к директору, рассказал о своей идее. Та ответила, чтобы договаривался с идеологическим отделом облисполкома.

Ответственному за культуру дядьке я сказал, что хочу провести серию вечеров, будут известные писатели. В ответ услышал: «Ты кто такой, чтобы их проводить?». «Ну вы же не проводите», — парировал я. В итоге сошлось на том, что чиновник меня не знает, а значит — никаких вечеров не будет.

Гэты нож засадзілі ў сьпіну, нібы ў каравай.
Па традыцыі кожнаму госьцю належыць кавалак.
Я спачатку лічыў, што нарадзіўся і трапіў у рай.
Жыцьцё паказала — тут многіх зьляпілі з гаўна і палак.

(Краявід пасьля бітвы)

Про то, как в Украине с этим легче

В Украине не стоит проблема с местом, где провести мероприятие. Более того, существуют постоянные точки, в которых проходят литературные и музыкальные выступления.

Владельцы баров часто сами ищут авторов и просят их выступить. У нас же глубоко сидит политический аспект. Бизнес боится визита КГБ и проверок от налоговой, государственные учреждения — «нячэсных анціпрэзіденцкіх» писателей.

В Украине развивается бизнес (в том числе и книжный), потому что его не прессуют. Заниматься им гораздо проще, чем у нас. Оформил ИП, платишь фиксированный налог — и все. Тебе не еб*т мозг ни пожарники, ни налоговая. Ты их просто не видишь.

Про то, что со стишками твоими могут и послать

«Уваходзячы ў беларускую літаратуру, не забудзьце выключыць сьвятло і дастаць вазелін (з серыі «Парады маладым літаратарам»)». Этот пост я написал по мотивам большого литературного срача.

Месседж простой: если вы начинаете писать стихи — не думайте, что это романтика поэзии золотого века. Все довольно жестко, и нужно быть готовым, что тебя пошлют нах*й с твоими романтическими стишками.

Про то, что мост к тысячелетию — это не подарок

Тысячелетие — бутафория и показуха. Могу сказать, как будет выглядеть его празднование: народные костюмы, соломенные шляпы, НКВД-шники с пистолетами и БРСМ-цы. Обязательно шашлычки, может, Финберг приедет попиликать на своих скрипках.

Лучше бы вместо этой псевдонациональной шароварщины власти восстановили Бернардинский монастырь, потому что это символ древнего Берестья. А они плитку кладут, мост стоят. Причем здесь мост к тысячелетию?

Про то, что для крепости уничтожили Брест

В школе нас никто не загонял в крепость на 9 мая. Да, мы ходили в почетный караул. Правда, стояли там не из-за памяти об убитых комсомольцах, а потому что получали освобождение от школы. Два-три часа постоял — свободен.

Крепость нужно снести. Ну, или вынести отдельные казармы за границы города, как это сделали в Литве с памятниками Ленину. Это символичная штука, которая напоминает об оккупантах, уничтоживших историю. Мне кажется, Брест — единственный город, который уничтожили целенаправленно, полностью и в короткий срок.

Из крепости хочется увидеть туристический центр с реконструкцией старого города. Восстановленную церковь, где подписывалась уния, Белый дворец, Бернардинский монастырь. Все это можно сделать по сохранившимся чертежам. Да, нужны деньги. Почему бы их не взять из президентского фонда?

я нарадзіўся ў краіне
дзе многія так і не ўрубіліся
што адбываецца ўнутры і звонку галавы
п’юць ром-колу
чакаюць у прэзідэнты абстрактнага васю канкрэтнага Колю
жывуць на чужых хатах або ў крэдыт
калі ім кажаш алё ўключы мазгі
уключаюць дурачка
або парнуху

(Усё ўключана)

Нам нужно максимально отдаляться от российского влияния. В том числе от празднования 9 мая. «Священные» даты эта страна использует в своих пропагандистских целях. Я ничего не имею против 9 мая, но все это превращается в фарс.

Про то, что белмову нужно стимулировать, и про филфаки

Чтобы сохранить беларуский язык, людей нужно стимулировать переходить на мову. Например, снижать налоги для беларускоязычного бизнеса, сделать беларуский дубляж половины фильмов в кинотеатрах. Это сразу бы дало работу филологам и переводчикам, которые сейчас перебиваются с гранта на грант. Возрос бы авторитет филфаков, на который сейчас поступают «ціпа каб выйсці замуж».

Никакой беларусизации я сейчас не чувствую: ни мягкой, ни твердой. За 20 лет в Бресте ничего не поменялось.

Алена (жена поэта): Все эти штуки довольно тонкие. Вы говорите о мягкой беларусизации, но на самом деле идет мягкая русизация. Та же улица Гоголя с фонарями — российский проект, который на первый взгляд кажется аполитичным. Но на самом деле это продвижение российской культуры. Вслед за этим смело можно идти защищать русский мир.

помнік Пушкіну?
Міцкевіч у труне варочаецца
праверце
яшчэ й крычыць там:
курва! курва!

гэты бяспройгрышны ход
стопудова прыдумаў пад коксам
нейкі сучы сын з расейскай амбасады

у вольны час між фуршэтам Перамогі
і зборам аператыўнай інфы пра нас

а мы ж яшчэ ня вызначылі
каму канкрэтна біць у лыч
за помнік уласнаму гораду

а тут такая славянская ху**я —
культурная дыпламатыя
з нечалавечым тварам

(Трохмятровы помнік Пушкіну ў Берасьці)

Про то, что фонарщик-то, оказывается, колониальный символ

Больше всего в Бресте меня раздражает возведение в культ колониальных символов. Например, фонарщик — исключительно российский символ. И вроде как история Бреста, а по факту — история колонизации.

С Гоголем примерно то же. Я понимаю, что он крутой, но какое отношение он имеет к Бресту? Куда логичнее появление в городе бульвара Игнатовского или Цвикевича (одни из создателей БНР).

Первое, что нужно сделать, — сменить название площади Ленина на компромиссное. Я не говорю о сносе памятника, пусть себе стоит. Убери его — тут же начнется срач, инициированный консульством Российской Федерации.

мабыць нагадаць
як хуё*а ў нас з культурай
і элементарнай памяцьцю

на сярэднявечным дзядзінцы новае сярэднявечча
на месцы расстрэлаў элітная забудова

у найлепшыя гатэлі
засялілі нашчадкаў акупантаў
запусьцілі сьвяточную лагерную музыку
і прыгожыя словы пра духоўнасьць і незалежнасьць

мабыць так і трэба

(Чучала)

Про Европа VS Саратов

В Бресте большая часть людей чувствует себя европейцами. Подавляющая часть ездила в Польшу и ориентируется на Запад. Всем нам хочется купить что-то европейское, а не произведенное в Саратове.

Краіна ў нас маленькая, як крокі у сапёра.
Я палюбіў яе даўно — ад мора і да мора.

(Мая маленькая імперыя)


Фотографии — Роман Чмель

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: