Ровно неделю в Бресте будет гостить выставка картин художников парижской школы — современников Моне и Мане, Ренуара и Сезанна. В наш город привезли шедевры Шагала, Сутина, других беларусов и даже брестчан. Мы поговорили с директором галереи, откуда приехала выставка, и рассказываем, «куда смотреть».
Как выставка оказалась в Бресте?
Организатор выставки — Белгазпромбанк — при содействии и помощи властей и нашего Выставочного зала привез в Брест часть своей корпоративной коллекции как подарок городу к 1000-летию.
Покупать картины беларуских художников в свою коллекцию банк начал 7 лет назад. Инициатива развилась в большой проект — сейчас в Минске работает галерея «Арт-Беларусь», где выставляются эти работы.
Каждый год там устраивают Осенний салон с Белгазпромбанком, где молодые авторы могут встретиться со зрителями и покупателями. Организаторы уверены: каждая покупка для художника — способ не только получить средства, но и повод убедиться, что он занимается именно тем, чем нужно.
То есть к нам привезли именитых художников?
Александр Зименко, директор галереи «Арт-Беларусь» в Минске, рассказал, что все 20 работ 17 художников, которые сейчас в Бресте, — настоящие «сливки»: «Шагал и Сутин занимают видное место и в минской галерее, поэтому перед поездкой в Брест часть галереи сняли. На выставку привезли также работы двух брестчан — Якова Балглея и Дмитрия Стеллецкого. И они не только уроженцы Брестчины. Это имена, которые повлияли на развитие изобразительного искусства».
Не очень разбираюсь, расскажите больше
Шагал
Самое известное имя на выставке — Шагал. В его работе «Часы на пылающем небе» вы найдете все, чего ждут от Шагала: Витебск, влюбленную пару и антропоморфного («очеловеченного») петуха. Это символ на работах Марка Шагала: в его день рождения в Витебске бушевал пожар, поэтому образ огненного петуха обычно ассоциируется с пожаром.
Смотрите внимательно: художник выбрал продолговатый холст — это не типично для него. Такая форма как будто «вытягивает» влюбленных. Кажется, что это не просто влюбленные (как, например, в известной его работе «Над городом»), а влюбленные, которые улетают и часы эти забирают с собой как воспоминание о чем-то своем, сокровенном.
Работа показывает, как важно было для художников парижской школы, в том числе и для Шагала, работать с цветом. Цвет — это не инструмент, это важное действующее лицо.
Стеллецкий
Работа уроженца Бреста «Ночь на Ивана Купалу» интересна своей стилистикой на древнерусский манер, которую он использовал намеренно, чтобы создать сказочные образы.
Обратите внимание на танцующих людей — они взаимосвязаны: платок в руке одного танцора переходит в платок в руке другого, тот в свою очередь связан со следующим — прямо как в традиции искусства эпохи Возрождения — все объединяется будто «арками».
С правой стороны стоит фигура ногами вверх — на руках. Если убрать с картины танцующих людей, мы все равно увидим динамику: огонь, папоротник, елки.
Интересен угол освещения картины: Стеллецкий писал работу, будто источник освещения находится снизу, поэтому лица людей больше похожи на маски, это драматическое освещение — снизу вверх.
Бакст
Соратник Дягилева, автор декораций для «Русских сезонов» — гастрольных выступлений русской оперы и балета в Европе.
Работа «Ребенок в розовом» демонстрирует, что Бакст был не только сценографом, но и прекрасным живописцем. Картина выполнена явно на заказ. Чего же ожидали родители от портрета своего ребенка?
Кроме внешнего сходства, Бакст передал характер: мы видим, что ребенок позирует — у него сведены руки за спиной, есть легкий наклон. Один гольф приспущен, и мы понимаем, что перед нами непоседа.
Изначально работа была представлена как «Девочка в розовом», но, посоветовавшись с коллегами и учитывая, что разделение на «девочкам — розовое, мальчикам — голубое» широко распространилось только с 50-х годов XX века, организаторы выставки решили представить эту работу как «Ребенок в розовом».
Балглей
Работу Якова Балглея, уроженца Бреста, впервые представляют в Беларуси после того, как ее приобрели. Всего у банка в коллекции 3 работы Якова Балглея, и в каждом портрете — диспропорции в лице.
Эта тенденция достигла пика в его автопортрете, что позволяет нам говорить о существовавшем личном конфликте внутри автора, который он старался выразить на холсте.
Его работы темные — видно, что автор хотел создать контраст между темно-желтым цветом кожи и темным фоном. При взгляде на «Портрет девушки» первым бросается ее выражение глаз, а не обнаженность.
Выставить такую работу, когда обычно выставлялись картины светлые и яркие, это попытка Балглея нащупать свой авторский стиль: когда авторы участвовали в коллективных экспозициях, каждый из них хотел выделиться. Каждый не хотел, чтобы его запомнили вторым Сезаном, третьим Ренуаром, четвертым Рафаэлем.
Каждая работа на выставке — шедевр
Александр отметил, что на выставке нет ни одной случайной работы. Именно поэтому выбрали название «Аксиомы»: «Даже если вам не нравится, эти работы — шедевры. Каждая из них уникальна».
Для Белгазпромбанка важно видеть реакцию брестчан — интересен ли такой проект людям? Если да, это значит, нужно продолжать: делать подобные проекты в Бресте и других городах:
«Если предыдущее поколение вешало на стену ковер как символ достатка, нынешнее — телевизор, хочется, чтобы следующее вешало картины. Потому что технологии быстро устаревают, а произведение искусства с каждым годом становится дороже».
Выставка работает в Выставочном зале на Советской, 54 и продлится до 16 июня.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.