«Можно намычать мелодию на диктофон, прийти с этим в студию и получить хит», — лаконичный рецепт успеха от Максима Исаева. Он производит… песни: собирает треки из сырых набросков и пишет аранжировки (всё, что вы слышите в песне, — это и есть аранжировка, которую сочинили на мелодию). Как это происходит, что мешает творческим людям взять свою высоту и какой студии достаточно для успеха Билли Айлиш или Фараона — у нас с Максимом получился разговор о том, как добиться успеха в творчестве и нужен ли он вообще.
Допустим, вы захотели свою песню
Студия Максима Исаева работает в Бресте почти 4 года, и за это время команда успела поработать со многими музыкантами. С чего всё начинается? Кто-то записывает демо (на гитаре, фортепиано или даже «навывает» голосом) и приносит диктофонную запись в студию.
Её послушают и начнут делать аранжировку: подбирать инструменты, бэк-вокал и звуки, из которых в итоге сложится трек. Пока эта структура будет собираться (должно получиться цепко — именно аранжировка ведёт нас по треку, не отпускает и заставляет дослушать до конца), Максим с командой поработают с артистом над исполнением.
Как всё будет готово — назначат запись.
— У нас есть проверенные музыканты, с которыми мы работаем. Когда кто-то обращается, я выбираю подходящий стиль и ищу музыканта (аранжировщика), который в этом стиле шарит, после этого мы начинаем работу, — рассказал Максим.
После записи и аранжировки трек сводят. Аранжировку музыкант пишет самостоятельно, но команда в конце её «рихтует». Больше ушей — больше деталей. Получившееся слушают по несколько раз и вносят корректировки.
Дальше идёт сведение — это сборка всех элементов аранжировки воедино, чтобы построить целостное звучание. Аранжировки бывают сырыми, и песня звучит как несколько разных склеенных кусков.
А ты точно продюсер?
Максим называет себя продюсером, хотя свою музыку тоже пишет. Спродюсировать — значит сделать продукт: от идеи до готового разработанного и отточенного трека, который можно исполнять и показывать «миру».
— Человек приходит с сырой идеей, наша задача — сделать композицию качественной, найти изюминку в звучании. Почти у каждого исполнителя есть свои фишки, их надо найти и раскрыть.
На создание трека уходит почти месяц. Но команда берётся не за все проекты: например, почти нет шансов у тех, кто хочет сделать «быстро и подешевле»:
— Сейчас рэп качает, ребята приходят и говорят: «Хотим по-быстрому записать». Быстро спел, быстро зачитал — у нас ещё больше работы: ровнять, придумывать что-то с минусом. Если человек не готов вкладываться, лучше ему заняться чем-то другим.
Так сколько стоит это удовольствие? Нужна крутая студия, да?
Демо + аранжировка + запись обойдутся в 300$, если вам нужно не всё сразу, выйдет на 100$ дороже. Час аренды студии в Бресте стоит от 5 до 20$.
Если интересно записываться самому, то, чтобы собрать студию по минимуму, можно уложиться в 1000$. За 2500$ можно собрать «супер», как сказал Максим. В его студии оборудования примерно на 2000$.
Как пример, в студии Тимы Белорусских, по подсчётам нашего героя, «хорошо, если на 3000$»: «Они делают на простом аппарате, но с хорошей командой, и команда решает».
Студия Максима — это 3 комнаты в частном доме на Богданчука, 52, который сняли в 2017 году. Максим сейчас там живёт. Он же сводит музыку и администрирует работу студии.
Если раздумывали записать какую-то музыку или окунуться в эту сферу, подёргать вопросами единомышленников, получить поддержку и обсудить, куда катится творческий мир, вы можете связаться с Максимом и командой студии по телефону +375 (29) 774 08 55, в Instagram — ищите @maximusom.
Проект наконец начал зарабатывать. Всё начиналось с эксперимента и интереса. Знакомый Максима продавал своё помещение вместе с оборудованием. Работа с музыкой в его случае оказалась убыточной. Максим поговорил с друзьями — и решили брать. Всё получилось, теперь в студию обращаются не только брестчане, но и из других регионов.
А как же моё то самое уникальное звучание?
Максим уверен, что на звучание влияют вкус музыканта и его продвинутость в индустрии, нежели наличие дорогой техники. Успех Билли Айлиш или Фараона — тоже не в крутой студии. То, с чего начинается трек и ложится в его основу, они пишут дома на обычном оборудовании.
— Уже не надо супероборудование. Люди слышат, что вещи записанные просто, неплохо звучат. Это вдохновляет: значит можно сделать что-то творческое, не имея огромного ресурса, значит «Я тоже так могу». Это природа души, каждый хочет самовыражаться.
— Есть творчество, а есть продукт. Чтобы записать хит или что-то более-менее востребованное, надо понять, что стреляет именно сейчас, что заходит, — Максим раскладывает нам, как написать хит.
— Создать хороший трек можно, если есть библиотека звуков. Кому-то нравится крутить крутилки синтезаторов, но разницы никто не заметит: так делается 90% музыки. Суть в подаче, в харизме артиста. Есть исполнители с продюсерским складом ума: у них получается и творческое сохранить, и совместить с коммерческим — они понимают, как сделать трек «вкусным».
Кто уже записывался в этой студии?
В студии Максима записывался рэпер Лёня CYGO, выстреливший с треком Panda E. Это тот самый, где смотрят на нашу панн-ду и бегут как будто от гепарррр-да!
Да-да, 7 млн прослушиваний на SoundCloud и 29 млн просмотров клипа на YouTube. А первые треки записывал в Бресте — у Максима даже есть старые демки Лёни.
Артист переехал в Краснодар, встретил ребят, которые помогли ему раскрыться. Трек Panda E Лёня выложил на YouTube-канал своего друга, где было 200 тыс. подписчиков. Трек выстрелил — и Лёня «проснулся знаменитым».
Ещё студия долгое время работает с Алиной Подлужной — финалисткой шоу «Голос страны». Работа проходит удалённо: артистка присылает наигранные на синтезаторе демо, а команда делает из них полноценные треки.
Как продвигать творчество, если нет подписчиков
Максим посоветовал определить целевую аудиторию (как, например, в случае с Тимой Белорусских) и быть готовым потратиться на рекламу (например, таргет).
Ещё можно отправлять свою музыку на каналы, где понравившиеся администраторам треки выкладывают бесплатно, оставляя монетизацию с YouTube себе.
Удовольствие или хиты?
— Мне интереснее видеть синергию, вкладываться. Я «процессник», не привязываюсь к результату. Хотя, думаю, однажды всё-таки напишу хит, просто не стремлюсь к этому каждый раз.
Бывает, что приходят талантливые музыканты, которых постоянно нужно вдохновлять, потому что оп — и всё затухло. Нет запала, находятся причины, чтобы не делать, — учёба, работа, ребёнок родился. Эту работу можно делать-делать-делать — и ничего. А на третий-пятый раз что-то получается.
— Каждый музыкант хочет себя раскрыть, я сам постоянно записываю демки. Это творчество, на котором мы пытаемся заработать. Это модный и хороший способ выразить свои переживания: через простую музыку и слова можно многое сказать.
Творческие же люди ленивые и много ждут, пока к ним придут какие-то проекты или большой заказ. Иногда надо просто делать, делать, делать.
Фотографии — Анастасия Коваленко-Локтева
Во время подготовки материала в студии Максима был ремонт, поэтому мы фотографировали в студии «X-Star».
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.