В Брест привезли нашумевшую фотовыставку. Что там можно посмотреть и кто за этим стоит

Сразу две «премьеры» в одно время: большой фестиваль фотографии приехал усилиями энтузиастов в Брест. Он же и открыл новое в городе пространство «Консерва», переоборудованное из бывшего консервного завода.


Сколько всего нового. Давайте по порядку — про фестиваль

Впервые в Брест привезли выставки, которые обычно смотрят минчане. В Минске шестой раз прошёл «Месяц фотографии» — это два десятка отобранных проектов со всего мира. Фестиваль в Минске примельканный: его знают, туда ходят и обсуждают.

Тема выставки в этом году — «История»: как её собирают и переписывают, подают и воссоздают. 8 художников из разных стран исследуют в своих работах, как идентичность, самопрезентация, язык фотографии, политика и культуры отражаются на повседневной жизни. Организаторы минского фестиваля покажут в Бресте лучшие работы из основной экспозиции последних двух лет.

Где всё это будет

Участвуют 3 брестские площадки: «Консерва» на Куйбышева, 33, отель «Эрмитаж» на Чкалова и кофейня «Параграф» на Карбышева. Вы сможете увидеть 10 выставок фотопроектов из Франции, Швейцарии, Германии, США, Литвы, Беларуси и России.

Вход везде бесплатный. В отель — круглосуточно, там экспозиция будет до 1 ноября. «Консерва» работает каждый день с 16 до 20.00, посмотреть выстаку можно до 3 ноября.

Кто заморочился, чтобы это сделать

Буквально «притащила» выставку именно в Брест менеджер-культуролог Наталья Зданевич из Фонда развития Брестской крепости.

Она познакомилась с организатором «Месяца фотографии» в Минске Андреем Ленкевичем, а потом случайно попала в пространство «Консерва» и впечатлилась — масштабом (более 400 квадратных метров), подходом к восстановлению помещений и людьми, которые небезразличны к истории здания.

Наталья обратилась и предложила организовать фестиваль Катерине Павлович — она шеф «Консервы». О пространстве мы писали здесь: «В Бресте появилось новое городское пространство «Консерва». Что там будет?»

— Так всё и полетело — мы понимали, чего хотим, как хотим и зачем это нужно. Без этого общего понимания ничего бы не вышло. Мне важно выстраивать своеобразные мосты между людьми, в которых вижу силу. Так мы уже вместе находим больше единомышленников и доказываем, что локально тоже можно делать достойные вещи.

Ещё интересно знакомить друг с другом людей, которые до этого не пересекались на одном проекте.

А как это всё организовали, а кто платил

Бизнес Бреста не откликнулся на предложение. Наталья считает, виноват в том числе отгремевший юбилей:

— Все по-своему вложились в тысячелетие Бреста. Мы предлагаем что-то новое, для многих непонятное. Поэтому посчитали важным провести фестиваль и задать планку, чтобы в будущем можно было опираться на удачный опыт. Важно найти бизнес, который разделит ценности фестиваля, а не просто выделит деньги.

Фестиваль прошел при поддержке «Про Гельвеция Москва» Швейцарского совета по культуре, Института Гёте в Минске, посольства Франции в Беларуси, сети магазинов «Кравт», посольства Литовской Республики, Dilis Parfum, совместной беларуско-французской парфюмерной компании, Falcon Club – Бутик Кино.

Что можно посмотреть в «Консерве»

1. Сергей Гудилин. New Olympia / Backstage/

Инсталляция New Olympia / Backstage/ 1944–2019 — это часть большого проекта, в котором художник исследует хореографию и репрезентацию идеологии через феномен парадов. Зритель увидит большую видеоинсталляцию с документацией репетиций парадов и небольшое видео парадов разных лет.

2. Александр Гронский. «Реконструкция»

Серия работ отсылает к историческим батальным панорамам в военных музеях. Аннотация работы звучит так: «Публичные военные реконструкции в России и Украине».

Однако фотограф предлагает не столько документацию военных реконструкций, сколько сюрреалистическую картину, которая вводит зрителя в состояние оцепенения. Эпический формат и серьёзность военных действий разбиваются о виды городских окраин, панельных домов типовых застроек.

3. Выставка Франсуазы Югье «Великолепные»

Франсуаза Югье признана одной из лучших репортажных фотографов в мире: в 1993 г. она стала лауреаткой престижной премии World Press Photo, её документальный фильм показывали на кинофестивале в Каннах.

На выставке будут работы Франсуазы с показов домов мод — Chanel, Paco Rabanne, Christian Dior, Versace, Jean-Paul Gaultier, Chloé. Проект организован Посольством Франции в Республике Беларусь при поддержке Dilis Parfum, совместной беларуско-французской парфюмерной компании.

4. Маша Святогор. «Танцуют все!».

Это серия коллажей как рефлексия об СССР и «советском». Визуальным материалом для работ Маши послужили советские журналы. С их помощью советская власть представляла себя, выстраивая «парадный» образ.

Художница создаёт коллажи вручную, сознательно отказываясь от цифровых технологий. Маша в буквальном смысле разрезает ткань истории: разбирает официальные образы репрезентаций и собирает их в сюрреалистические орнаментальные картины.

5. «Май’68», фотографии архива FRANCE-SOIR, 1968

Майские события 1968 г. изменили мир: они задали другие политические стратегии, сформировали новую расстановку сил, дали голос молодёжи. Это одна из точек отсчёта нашей современности. Эпицентром нового культурного и интеллектуального порядка стала Франция.

На фотографиях агентства FRANCE-SOIR задокументированы события в Париже — от знаменитой «ночи баррикад» до общественных лекций. В 1968 г. студенты захватили университет Нантер, а затем и Сорбонну. Они превратили оккупированные площадки в места формирования неофициальной культуры, интеллектуальной и политической мысли.

Здесь проходили лекции Жан-Поля Сартра, в обсуждениях принимали участие будущие известные режиссёры «новой волны».

6. Ромуальдас Пожерскис. «Балтийский путь»

Серия «Балтийский путь» — это документация одноимённой акции, снятая литовским фотографом Ромуальдасом Пожерскисом.

23 августа 1989 г. более двух миллионов жителей Литвы, Латвии и Эстонии, взявшись за руки, организовали живую цепь. Они демонстрировали протест против пакта Молотова-Риббентропа и выражали свои надежды и желания на независимость. Живая цепь растянулась на 675 км через страны Балтии: от Вильнюса до Таллина.

Акция «Балтийский путь», или «Цепь свободы», стала феноменом ненасильственного сопротивления. Почти через 7 месяцев после акции Литва получила независимость и стала первой прибалтийской республикой, отделившейся от СССР.

7. Зимон Меннер. «Комплекс наблюдения»

В течение двух лет (2011–2012) немецкий художник Зимон Меннер работал в архивах Службы государственной безопасности ГДР, известной как Штази. В 1980-х годах в одной из самых эффективных организаций в своём роде — в Штази — работало более 90 тысяч агентов. Однако после падения Берлинской стены в 1989 г. служба перестала существовать.

Сегодня, спустя 50 лет, художник открывает архивы, которые ещё недавно были под грифом «Совершенно секретно».

Фотографии проекта «Комплекс наблюдения» — это документация работы агентов по слежке и наблюдению. В разделе «Семинар по маскировке» фотографии демонстрируют серию типажей — полицейский, рабочий, врач, чиновник и т.д. Они наглядно показывают, как переодеться и скрыть лицо, чтобы стать незаметным в толпе.

8. Эдвард Кёртис. «Видимое и скрытое»

Эдвард Кёртис — автор летописи про коренных жителей Америки, многотомного издания «Североамериканские индейцы» (The North American Indian).

Ловец теней, как прозвали Кёртиса его модели, сделал свыше 40 тысяч снимков более 80 племён. Кроме этого, Кертис записал примеры индейской речи и музыки, собирал местные легенды, описывал традиционную еду индейцев, их жилище, одежду, проведение свободного времени и погребальные обряды.

Он составил биографические очерки вождей племён, во многих случаях его записи — единственные документальные свидетельства существования того или иного племени. «Информацию, которую я должен собрать, нужно собирать быстро, иначе возможность будет утрачена», — писал он в предисловии к первому тому «Североамериканских индейцев», напечатанному в 1907 г.

9. Выставка фотокниг швейцарского издательства Cpress

Cpress основано в 2014 г. как независимая платформа для художников, которые работают с книгой как арт-объектом. Эти книги — произведения искусства, поэтому их можно рассматривать и как пресс-книги, которые затрагивают сложные темы, и как издания из (поп-)культуры.

Выставка представлена одним из основателей издательства — Кристофом Нюссли (визуальным художником). Нюссли работал над 3 книгами, которые получили международные призы.

Что посмотреть в отеле «Эрмитаж»

Чкалова, 7

Тут работает выставка от Фонда развития Брестской крепости, которая показывает малоизвестную историю фортов крепости Брест-Литовск — «эстетику инженерного искусства».

Автор современных фото — Сергей Орлов (Каунас, Литва). Архивные фото — из Российского государственного военно-исторического архива (Москва, Россия).

Что посмотреть в кафе «Paragraph»

Карбышева, 32

В кафе работает выставка Эдварда Кёртиса «Видимое и скрытое», посвящённая американским индейцам.


Фото — Роман Чмель, руководитель фестиваля — Андрей Ленкевич, куратор фестиваля в 2019 году — Антонина Стебур.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: