Не успев открыться, «Консерва» опять приняла у себя большое мероприятие. Из Минска на прошлой неделе приехало 11 работ «Осеннего салона с Белгазпромбанком». Работы вызывают споры и эмоции, смотрите сами.
Осенний салон — это что?
Это бо-о-ольшая выставка, куда отбирают работы молодых (до 40 лет!) беларуских художников вне зависимости от их статуса и принадлежности к профессиональной тусовке. Проект открыт для ребят, которые работают в любых видах и техниках (живопись, графика, фотография, скульптура, декоративно-прикладное искусство и инсталляция).
Зачем он нужен? Разве мало выставок?
Выставки — это траты: организация, доставка, аренда, зарплаты. Поэтому чаще всего они имеют тему, принадлежность к сообществу или проекту, разделение по виду/технике. В общем, всегда есть какие-то условия.
Вот что говорит об этом куратор проекта, кандидат искусствоведения Александр Зименко:
— Менеджеры систематизируют художников по объёмам продаж, уровень выставок — по количеству посетителей, а влияние художественных критиков — по индексу цитирования в Сети.
«Осенний салон» позволяет выставиться перед зрителями всем желающим. Нет, отбор заявок есть, но критериев, чтобы не податься, почти нет. Любой автор может прислать до 5 работ в любом стиле или технике, только не старых — до 3 лет.
Для художников это возможность показать свои работы, если раньше не удавалось, или показать их новым зрителям. Для зрителей это шанс посмотреть разное новое и непонятное в одном месте, согласиться или оспорить трактовки работ. Это всё в итоге формирует вкус, привычку посещать такие мероприятия. Так и до ценителей искусства недалеко.
Что доехало до нас?
В «Консерву», которая ещё чуточку похорошела благодаря архитектурному фестивалю ArchEvolution, привезли победителей «Осеннего салона» по мнению жюри и зрительского голосования — это 11 работ.
Всего в 2019 году было подано 430 заявок на участие, из которых жюри отобрало 152. В жюри пригласили искусствоведов, кураторов и директоров художественных институций из Чехии, Литвы, России и Украины.
Чистые мысли
Андрей Семенков
У тех, кто путешествует на авто, наверняка есть фото, где трасса сливается с горизонтом. Фото Андрея похоже на одну из них. Но присмотритесь: здесь дороги почти сходятся и в последний момент поворачивают.
Интересна техника печати на алюминиевом композите (листе), из-за чего цвет неба не белый, не серый или голубой, а металлический. Ну и большой формат фотографии тоже влияет на впечатление.
Работу можно купить за 644 рубля.
Homo Sapiens — ?
Алеся Скоробогатая
У работы есть предшественники: раньше в центре креста появлялись птица додо, речной дельфин и цветы стеблоризы. Это виды, которые исчезли, в том числе из-за человека.
В последней работе вместо изображения — зеркало, где отображается зритель. Автор спрашивает: «Когда исчезнем мы?». Мы приходим и смотрим, делаем фото, и наше селфи может стать портретом для этой картины (и вопроса).
Работу можно купить за 3080 рублей.
Так Алеся обращает внимание на глобальные проблемы, но не назидательно и журя, а приглашая подумать.
Смешанный взгляд и смешанные чувства
Наталья Коцуба
Мы видим что-то непонятное, а потом находим глаз. Идея картин в том, чтобы, не отвлекаясь на красоту, увидеть живого человека.
Это противоречие античному культу красивого тела. Скульптуры того времени идеальны и представляют нам лучших из людей и богов, военачальников и важных персон. Внешняя красота, казалось, предполагала красоту внутреннюю.
Но то, что прекрасно снаружи, не всегда хорошо внутри, а некрасивое может быть как раз прекрасным. Древнегреческие боги, судя по легендам, творили ужасные дела, будучи эталонами красоты.
Работы можно купить за 980 и 1400 рублей.
Зерна мудрости (Семен)
Евгений Щербач, Екатерина Павлович, Лёня Василькович, Илья и Евгений Дударевы и ещё один анонимный автор
Работа, которая всегда привлекает зрителей и которой достаётся больше всего интерпретаций. Для того, чтобы произведение появилось, пришлось слущить 20 кг семечек за 2 недели.
В одной голове зёрна, в руках фигура держит планшет, в котором отражается. Фигура побольше тоже с планшетом, только в голове — цитаты из «ВКонтакте». Тут можно предположить противопоставление людей, что производят селфи-контент ( = самолюбование), обществу, которое только потребляет и обогащается цитатами из пабликов.
Работы позволяют фантазировать, могут быть по-разному понятыми. Здесь зрители выступают соавторами, без их отклика нет воплощенной идеи. Нет одного правильного ответа — есть прочтения.
Вторая теория — о ребёнке и взрослом. Семечки «ребёнка» ещё не съедены, но контакт с ним только через планшет, потому что живой утерян.
Работа продаётся. «Цена на семечкового человека договорная (в зависимости от цели покупки)», — ответили авторы.
Как завещал дедушка Ленин
Алексей Колос
Вот вам постмодернизм, про который так много шутят и в котором так плохо разбираются.
Автор использовал всем известный бренд, из которого составил герб СССР — тоже бренд. Всё это обрамлено в золотую багетную раму — по-богатому.
Это критика общества потребления. Идея построения справедливого общества, которую лелелял СССР, не выжила и трансформировалась в идею «хоть бы прокормиться».
Работу можно купить за 1916,99 рублей.
Обрубки
Роман Аксенов
Рому мы уже видели на выставке в Бресте. Работы сделаны из наборных штампов, лейтмотивная фраза «Если бы мой сын такой х**ней занимался, я бы ему руки поотрубал» появилась не просто так.
К Роману, пока тот писал этюд, как-то подошёл человек: вежливо попросил посмотреть, что он делает. Посмотрел минут 10, потом встал, сказал эту фразу и ушёл.
Фраза, по словам художника, теперь ставит под сомнение всё, что он делает:
— Регулярно возникают мысли о целесообразности этой деятельности. На учёбе постоянно рисуют гипсовые обрубки этих мужчины и женщины. Зачем? Я тоже ещё раз повторил это, только более честно.
Серию работ можно купить за 2000 рублей.
Подробнее о кулуарах современного искусства в Бресте мы писали здесь: «Если бы мой сын такой х**ней занимался, я бы ему руки поотрубал»: современное искусство на выставке в брестском дворе.
Спадчына
Дарья Семчук (Цемра)
В «Консерве» выставляется её работа «Спадчына», из-за которой месяц назад на Facebook разгорелся скандал. «Спадчына» — это оригинальная домотканая сорочка и скатерть, разрисованные чёрным граффити.
Буча поднялась из-за того, что художнице вменяют уничтожение культурного артефакта, которых по Беларуси всего несколько сотен. Как всё на самом деле, мы тоже уже писали: В Брест приезжает художница, про которую говорили «Надругалась над культурой». Что случилось?
«Спадчына» продаётся: 14000 рублей за серию из 3 работ.
Класс. Где и когда смотреть это ваше искусство?
Современное искусство можно посмотреть до четверга (28 ноября), это бесплатно. Выставка работает с 16:00 до 19:00. Все работы можно купить.
Адрес «Консервы» — Куйбышева, 33.
Фотографии — Роман Чмель
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.